Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

1. Бюджетное прогнозирование, его задачи и методы.
2. Методика планирования бюджетных инвестиций.
3. Бюджетное прогнозирование. Написать уравнение (используя методы экспертных оценок смешанного метода) прогнозирование величины расходов в сфере образования и здравоохранения используя многофакторную линейную модель.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

    Бюджет  и   государственная   бюджетная   система   в   целом   являются

совокупностью экономических  отношений, возникающих в процессе  распределения

и перераспределения  ВНП и национального дохода. Бюджет активно  воздействует

на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование  бюджета

следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и  совершенствования

экономических отношений, которые выступают в количественной  и  качественной

формах доходов и  расходов.

    Определение сущности, роли и места  бюджета  в  системе  воспроизводства

служит  основным  методологическим  пунктом   развития   теории   бюджетного

планирования и использования  ее результатов в создании  и  совершенствовании

бюджетной системы. Сущность  бюджета  нельзя  рассматривать  вне  конкретных

экономических условий, поскольку она  зависит  от  системы  производственных

отношений, того или иного  способа производства и определяется ею.

    В условиях  перехода к  рынку  бюджет  является  не  только  единственным

плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но  и  основой,  вокруг

которой организуется  система  финансового  хозяйства  в  целом,  финансовое

планирование  и  прогнозирование  на  основе  единой   финансовой   политики

государства.

 

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов  трех уровней:

 

    Первый  уровень  -  федеральный   бюджет   и   бюджеты   государственных

внебюджетных фондов;

    Второй  уровень   —  бюджеты  субъектов   РФ  и  бюджеты   территориальных

государственных внебюджетных фондов;

    Третий уровень  - местные бюджеты.

 

Бюджетная классификация  РФ включает:

 

- классификацию доходов  бюджетов РФ;

- функциональную классификацию  расходов бюджетов РФ;

- экономическую классификацию  расходов бюджетов РФ;

- классификацию источников  внешнего  финансирования  дефицита  федерального

   бюджета;

- классификацию видов  государственных внутренних долгов  РФ,  субъектов  РФ,

   муниципальных  образований;

- классификацию видов  государственного внешнего долга  РФ и  государственных

   внешних активов;

- ведомственную классификацию  расходов федерального бюджета.

    Определение  экономической сущности бюджета  помогает понять его  роль  и

значение  в  условиях  перехода  к  рынку.  Взаимоотношения  предприятий   и

организаций  с  бюджетом  в  этих условиях  представляют  собой   постоянно

обновляющий  процесс.  Экономическая  сущность  бюджета  является  отправным

методологическим пунктом  в совершенствовании бюджетного планирования,  более

полном использовании  особенностей  его  доходов  и  расходов  в  современных

условиях.

1. СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ  И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

    Составной  частью бюджетного процесса является  бюджетное  планирование  и

регулирование, представляющие собой частичное перераспределение  финансовых

ресурсов между бюджетами разных уровней.

     Содержание  бюджетного планирования  включает  также  вопросы  теории  и

методологии составления  бюджетов и других финансовых планов.  К  бюджетному

планированию относится  не  только  составление  бюджета  по  всем  звеньям

бюджетной системы,  но  и  его  исполнение.  Такое  определение  бюджетного

планирования вытекает из  самого  определения  бюджета,  данного  в  Законе

  «Об основах бюджетного устройства  и  бюджетного  процесса  в   РСФСР»,  в

соответствии с  которым  бюджет  представляет  собой форму образования и

расходования (составления и исполнения) денежных  средств  для  обеспечения

функций органов государственной  власти.

     Непосредственное составление  бюджета на предстоящий год   происходит  на

базе его исполнения за текущий год  и  тех  финансовых  норм  и  нормативов,

которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства,  бюджетных  учреждений.

Составление  бюджета  по  доходам  должно  учитывать  действующую  налоговую

систему в стране, реальную возможность  мобилизации доходов по  каждому  виду

налогов и сборов.

      Перед бюджетным  планированием выдвигаются следующие  основные задачи:

. установление общего объема  финансовых  ресурсов  и  их  распределение  по

   отдельным направлениям,  национально-государственным  и  административным

   образованиям РФ,  выявление   размеров  направления  собственных   ресурсов

   хозяйства;

. организация работы по мобилизации  денежных накоплений и других  финансовых

   ресурсов государства, финансовому  обеспечению развития экономики, науки и

   социальной сферы;

. осуществление финансового контроля  за ходом выполнения бюджета.

 

    Бюджетное планирование  направлено,  в  конечном  счете,  на  составление

проекта бюджета. В составлении  и исполнении бюджета  принимают  участие  все

органы государственной  власти  и  управления.  Непосредственно  осуществляют

бюджетное  планирование  Министерство  финансов  РФ,  министерства  финансов

республик  в  составе  РФ,  финансовые   управления   администраций   других

территорий в соответствии с предоставленными им правами.

      Бюджетное   планирование   имеет   две   стадии.   На   первой   стадии

осуществляется сводное  бюджетное планирование, в ходе которого  определяются

основные  направления,  пути  и  способы  мобилизации  финансовых  ресурсов,

изыскиваются возможности  для  увязки  намечаемых,  доходов  и  расходов  на

предстоящий  год.  На  второй   стадии   производится   адресное   бюджетное

планирование, т.е. устанавливаются  конкретные  связи  с  бюджетом  отраслей

народного хозяйства, непроизводственной сферы и других  расходов.  Здесь  же

определяются поступления  в бюджет по каждому виду налогов  и сборов.

1.2 Задачи бюджетного планирования

 

Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:

- организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;

  • осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления администраций других территорий в соответствии с предоставленными им правами.

Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов, изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.

    1. Участники бюджетного процесса

 

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Российской Федерации;

  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); - органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов. Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов. Главный распорядитель бюджетных средств это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджете получателе и, контролирует целевое использование ими бюджетных средств. Бюджетополучатель (бюджетное учреждение)- это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов. Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

2 Основы планирования неналоговых доходов

 

2.1 Характеристика неналоговых  доходов

 

Все налоговые доходы носят систематический  характер и, следовательно, четко планируются  в доходной части бюджета. Некоторые неналоговые доходы не подвергаются планированию и не могут быть твердо закреплены в доходной части бюджета. Поэтому в доходной части федерального закона о бюджете на соответствующий год несколько видов неналоговых доходов могут группироваться с указанием единой планируемой суммы.

В целом неналоговые доходы отличаются от налоговых «субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюджет неналоговых доходов».

Неналоговые доходы по порядку зачисления в бюджет (по функциональной принадлежности) относятся к собственным доходам бюджетов (ст. 47 БК РФ), т.е. законодательно закрепляются на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами.

В доходах бюджетов первостепенную роль в настоящее время играют налоги, а неналоговые доходы отступили на второй план, поскольку связаны с обладанием определенным имуществом и не могут увеличиваться, как налоги. Большинство неналоговых доходов существуют по иным соображениям, кроме финансовых, - по экономическим и политическим соображениям.

Неналоговые доходы чрезвычайно разнообразны и по своей природе имеют между  собой мало общего, за исключением  того отрицающего признака, что они  не могут быть отнесены к налогам. Аппараты извлечения неналоговых доходов различны и по своему техническому совершенству уступают налоговому аппарату.

Неналоговые доходы служат не только целям привлечения дополнительных доходов в бюджетную систему. Например, доходы от предоставления платных услуг являются свидетельством существующего спроса или потребности населения в определенном виде услуг. Плата за услуги способствует «рационализации» потребления, экономии финансовых ресурсов, и, в конечном счете, осознанию зависимости размера платы за услуги от объема и качества предоставляемых услуг.

Сопоставление данных по России с  аналогичными показателями зарубежных стран не совсем корректно. Связано  это, прежде всего, с существующей у  нас системой учета неналоговых доходов и, в частности, составления отчетности по формированию и использованию внебюджетных средств организаций, принадлежащих или финансирующихся государственными и местными органами власти - внебюджетные доходы этих организаций должны составлять основную часть неналоговых доходов различных уровней бюджетной системы. Официальные сводные статистические данные по внебюджетным доходам предприятий и организаций, принадлежащих региональным и местным органам власти, отсутствуют, поэтому определение их объема и структуры может быть сделано лишь на основе экспертных оценок и косвенных расчетов.

Информация о работе Бюджетная система РФ