Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

1. Бюджетное прогнозирование, его задачи и методы.
2. Методика планирования бюджетных инвестиций.
3. Бюджетное прогнозирование. Написать уравнение (используя методы экспертных оценок смешанного метода) прогнозирование величины расходов в сфере образования и здравоохранения используя многофакторную линейную модель.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время учет операций органов государственной власти и местного самоуправления, структура  бюджетной классификации, а также  отчетность об исполнении бюджетов всех уровней и бюджетных организаций, принятые в России, по целому ряду параметров не соответствуют международным стандартам.

Существующая практика планирования, учета и отчетности не учитывает  многих деталей, необходимых для  четкого и последовательного  разграничения всех доходов, получаемых бюджетными организациями из внебюджетных источников. Например, одному и тому же виду внебюджетных доходов в различных нормативных правовых документах дается несколько определений: средства от использования государственного и муниципального имущества, средства от использования государственной собственности, доходы от оказания платных услуг, платежи населения, доходы от компенсации затрат государства, средства от предпринимательской деятельности и т.д.

 

2.2 Стратегические направления  развития менеджмента неналоговых доходов российского бюджета

 

Менеджмент неналоговых доходов  представляет собой систему управления потоками неналоговых доходов бюджетов публично-правовых образований путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов принятия решений в области управления неналоговыми активами, пассивами и рисками.

Для эффективного управления неналоговыми доходами российского бюджета предлагаем выделить две группы (причем это  свойство российской бюджетной системы  и классификации):

  1. условные неналоговые доходы (доходы от внешнеэкономической деятельности в виде таможенных пошлин и платежи при пользовании природными ресурсами);
  2. чистые неналоговые доходы (доходы от использования имущества, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, а также доходы от внешнеэкономической деятельности за исключением таможенных пошлин).

Основными принципами управления неналоговыми доходами являются:

- принцип оценки результатов управления на основе критериев социальной (затраты соотносятся с благами, получаемыми обществом) и экономической (затраты соотносятся с экономическими показателями) эффективности;

- принцип целеполагания предполагает наличие четко сформулированной цели управления неналоговыми активами и пассивами государства, а также применительно к конкретным объектам;

- принцип результативности означает разработку научно обоснованной дивидендной политики и других конкретно выраженных эффектов от управления неналоговыми активами;

- принцип ответственности субъектов управления за устойчивость расширенного воспроизводства собственности и эффективность использования ее объектов.

В ходе исследования разработана и предложена к практическому применению методология расчета показателей эффективности управления неналоговыми доходами государства с целью проведения мониторинга и повышения значимости неналоговых доходов в российском бюджете.

Система показателей эффективности менеджмента неналоговых доходов представлена в таблице 1.

 

Таблица 1

Показатели эффективности менеджмента неналоговых доходов и их оценка

Показатель

Формула расчета

Обозначения

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Нормативное значение

Коэффициент неналоговых доходов бюджета Кннд

Кннд = ННДотч / ВВП

ННДотч - неналоговые поступления в бюджет отчетного периода ВВП - валовой внутренний продукт

0,102

0,106

0,107

0,25-0,3

Коэффициент роста неналоговых доходов бюджета Кlннд

Кlннд = ННДотч / ННДпред

ННДотч - неналоговые поступления в бюджет отчетного периода ННДпред - неналоговые поступления в бюджет предыдущего периода

5,2

1,29

1,23

≥ 1

Коэффициент качества планирования неналоговых доходов бюджета Кннд(планир)

Кннд(планир) = ННДфакт / ННДплан

ННДфакт - фактические неналоговые поступления в бюджет ННДплан - плановые неналоговые поступления в бюджет

1,047

1,356

1,131

® 1

Структурный коэффициент неналоговых доходов Кстр

Кстр = ННДч / ННДобщ

ННДч - чистые неналоговые  доходы бюджета ННДобщ - совокупные неналоговые доходы бюджета

0,232

0,184

0,316

® 1

Коэффициент качества планирования чистых неналоговых доходов бюджета Кl ННДч

Кl ННДч = ННДч (факт) ННДч (план)

ННДч (факт) - фактические поступления чистых неналоговых доходов в бюджет ННДч (план) - плановые поступления чистых неналоговых доходов в бюджет

1,094

1,141

1,449

® 1

Коэффициент чистых неналоговых доходов государства К ННДч(г)

К ННДч (г) = ННДч / ВВП

ННДч - чистые неналоговые  доходы бюджета

0,023

0,019

0,034

0,05

Коэффициент чистых неналоговых доходов бюджета К ННДч(б)

К ННДч (б)= ННДч / Дб

ННДч - чистые неналоговые доходы бюджета Дб - доходы бюджета

0,059

0,049

0,084

0,1


 

Анализ структуры неналоговых доходов России и разработанных показателей эффективности управления ими наглядно доказал неэффективность менеджмента неналоговых доходов в российской практике и позволил выявить потенциальные резервы увеличения данных доходов бюджета, причем в большей степени акцентируя внимание на группу чистых неналоговых доходов, т.е. непосредственно связанных с эффективной управленческой деятельностью государства.

Разработанная модель управления доходами от государственных активов строится на основе их разделения на две группы:

1) невозобновляемые доходы (единовременные поступления от продажи государственного и муниципального имущества, от приватизации);

2) возобновляемые доходы (регулярные поступления в виде дивидендов, отчислений от прибыли, арендные платежи и т.п.).

Обоснована возможность удвоения величины чистых неналоговых доходов до уровня 5% ВВП и 10% совокупных доходов бюджета за счет задействования потенциальных резервов роста доходов от государственных активов:

  • инвентаризация объектов государственной собственности с формированием системы кадастров, особенно в отношении оценки объектов собственности за рубежом с одновременным законодательным установлением ограничений размеров возможного участия иностранных инвесторов в уставных капиталах предприятий сырьевых и оборонных отраслей экономики; совершенствование процедур приватизации, включая повышение подконтрольности, прозрачности, реалистичности планов;
  • законодательное установление процедур национализации и муниципализации с введением специального налога;
  • соблюдение разработанных принципов определения размера арендной платы на основе реальной оценочной стоимости имущества; развитие механизма концессий;
  • повышение качества планирования и контроля за уплатой части прибыли унитарных предприятий в бюджет;
  • внедрение методики прогноза дивидендных поступлений; развитие института доверительного управления.

Анализ расходов Федерального Бюджета

Проведем сравнительный  анализ расходной части федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Рассмотрим таблицу №1.

Таблица №1 –  Расходы федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

Расходы федерального бюджета

2009г

2010г

2011г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

1 143,28

11,24

1 172,35

9,26

1 135,45

8,21

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

712,57

7,01

734,95

5,81

806,93

5,84

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

756,84

7,44

833,60

6,59

888,74

6,43

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

1 063,31

10,46

1 165,78

9,21

1 371,49

9,92

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

81,02

0,80

82,25

0,65

79,38

0,57

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

13,80

0,14

14,67

0,12

15,05

0,11

ОБРАЗОВАНИЕ

410,44

4,04

448,50

3,54

465,42

3,37

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

114,06

1,12

114,13

0,90

114,32

0,83

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ

349,87

3,44

365,85

2,89

367,54

2,66

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

310,26

3,05

338,62

2,68

307,88

2,23

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

2 987,11

29,38

3 617,57

28,58

3 994,42

28,89

УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ

-

0,00

258,00

2,04

565,90

4,09

СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ

2 225,37

21,89

3 512,17

27,75

3 712,10

26,85

ВСЕГО

9 024,65

100,00

10 320,31

100,00

11 317,68

100,00


Наибольший  удельный вес в классификации  расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2009 году доля расходования этих средств  составляет 29,38%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем  году (2010) он снижается на 0,8%. Но в  денежном эквиваленте увеличивается на 630,46 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2011 году до 3 994,42 млрд. рублей, что составляет на 1 007,31 млрд. руб. больше по отношению к 2009 году. В диаграмме 1 и 2, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.

Диаграмма 1. Динамика межбюджетных трансфертов в абсолютном выражении

Диаграмма 2. Динамика межбюджетных трансфертов в относительном выражении

Это свидетельствует  о финансировании бюджетов субъектов  РФ.

Вторым разделом, доля которого составляет 11,24% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2011 году сумма расходов составит 1 135,45 млрд. руб., что уменьшится по отношению к запланированному в 2009 году на 7,83 млрд. руб. . К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

Национальная  экономика занимает третье место  в распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2009 году сумма  составит 1 063,31 млрд. руб., в 2011 он увеличится до 1 371,49 млрд. руб. что существенно  заметно в процентном соотношении на 28,98%.

К этому разделу  относятся полномочия по регулированию  и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки  отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место  в их структуре занимают бюджетные  ассигнования на транспорт, воспроизводство  минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство  и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то уже в 2011 он займет второе место.

На 4 месте в  списке расходов бюджета стоит национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 5 месте национальная оборона.

Оба эти раздела  наращивают финансирование. Рассмотрим диаграммы 3, 4 и 5. Мы видим, что такой  показатель, как национальная оборона  имеет динамику роста, с 2009 года по 2011 год прогнозируется увеличение в  сумме 94,36 млрд. руб. . А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 131,19 млрд. руб. В процентном соотношении данный показатель падает. Показатель "национальная оборона" сначала значительно падает (на 1,2%), а затем незначительно возрастает (на 0,3%).

Диаграмма 3. Доля расходов Федерального Бюджета на 2009 год

Диаграмма 4. Доля расходов Федерального Бюджета на 2010 год

Диаграмма 5. Доля расходов Федерального Бюджета на 2011 год

Следующим разделом, удельный вес  которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2009 году составит 4,04%. В динамике этот показатель падает, к 2011 году он снизится на 0,67%. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта "Образование", также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

Прогнозируется, что в 2009 году объем расходов по данному разделу составит 349,87 млрд. руб., в 2010 году произойдет увеличение на 4,55%, а в 2011 году на 5,05%.

Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Этот показатель сначала увеличивается, а потом уменьшается. Спрогнозировано, что в 2009 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 310,26 млрд. руб., к 2011 году эта сумма уменьшится на 2,38 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел "Межбюджетные трансферты").

Менее финансируемые  разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,12% в общем  объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.

Информация о работе Бюджетная система РФ