Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Переход от административно-командных методов управления к рыночным методам

хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы РФ и

ее основного звена – бюджетной системы.

В 1998 г. были

приняты нормативные документы, регламентирующие экономические

отношения всей бюджетной системы страны.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 97.67 Кб (Скачать файл)

  Введение.

Переход от административно-командных  методов управления к рыночным методам

хозяйствования обусловил  коренное реформирование всей финансовой системы РФ и

ее основного звена  – бюджетной системы.

В 1998 г. были

 приняты нормативные  документы, регламентирующие экономические

отношения всей бюджетной  системы страны. К ним следует, в первую очередь,

отнести Налоговый и Бюджетный  Кодексы. Кроме того, утверждена концепция

реформирования межбюджетных отношений на 1999-2001 гг., принят и воплощается

в жизнь Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления».

В настоящее время отрабатывается законодательный механизм перераспределения

компетенции между федеральным  и территориальным уровнями государственной

власти, органами местного самоуправления. Существует серьезное отставание

теоретических и практических разработок в области государственных  финансов

применительно к условиям современной России. Важная роль в  реформировании

бюджетных отношений отводится  местным бюджетам. Местные бюджеты  принято

считать низовым звеном бюджетной  системы РФ. Вместе с тем, они являются

фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально

улучшить бюджетные взаимоотношения  в соответствии с функциями, возлагаемыми

на каждый уровень государственной  власти.

К компетенции местных  органов власти, наиболее тесно связанных  с населением,

относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья,

здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии.

Для финансирования данных расходов местным органам самоуправления необходим

достаточный уровень доходных источников местных бюджетов.

Одним из основных принципов  построения и функционирования бюджетной  системы

РФ является принцип самостоятельности  бюджетов. Данный принцип

предусматривает, что расходы  каждого бюджета должны покрываться  его доходами.

Однако, анализ бюджетов на местном уровне свидетельствует  о том, что принципы

самостоятельности не получают достаточного практического подтверждения.

Недостаток собственных  средств местных бюджетов для  финансирования

деятельности органов  местного самоуправления компенсируется значительными

объемами дотаций, субвенций  и других видов финансовой помощи местным

бюджетам.

В понятие «межбюджетные  отношение» входит не только получение  финансовой

помощи, но и законодательное  распределение доходов и расходов на

долговременной основе между  звеньями бюджетной системы. Не решив  эту

проблему, нельзя рассчитывать на качественное улучшение механизма  бюджетного

регулирования, достижения реальной самостоятельности местных  бюджетов. Для

того, чтобы принцип самостоятельности  местных бюджетов не носил чисто

формального характера, помимо законодательного разграничения доходных и

расходных функций между  бюджетами различных уровней, необходимо

заинтересовать органы местного самоуправления в получении дополнительной

помощи из вышестоящих  бюджетов. Дополнительная помощь может  выделяться в

зависимости от выполнения административно-территориальными единицами

социально-экономических  показателей:

-         собственные доходы;

-         кассовый план (инкассация торговой  выручки);

-         товарооборот предприятий торговли  и общественного питания;

-         закупка мяса, молока, зерна;

-         объем промышленного производства;

-         платные услуги;

-         объем строительно-монтажных работ  и др.

При этом перед органами местного самоуправления возникает  масса вопросов: как

собрать налоги (получение  которых зависит от выполнения плана  товарооборота,

финансового состояния предприятий); как организовать и стимулировать  закупки

продовольствия. Но, вместе с тем, повысит их ответственность  за

финансирование системы  образования, здравоохранения, культуры, жилищно-

коммунального хозяйства  и других мероприятий.

Разработка единой, научно обоснованной методики определения  социальных

нормативов расходования бюджетных средств, учитывающей  инфляционные процессы,

различие потребностей в  социальных расходах, обеспечит объективность  в

определении размеров минимального бюджета. Вместе с тем, необходимо

использовать регулирующие налоги не только как инструмент вертикального, но и

горизонтального выравнивания доходов соответствующих бюджетов, что позволит

уменьшить потребность в  трансфертах и других видах межбюджетной помощи.

Учитывая важность местных  бюджетов в жизни регионов РФ рассмотрим подробнее

их законодательную базу, структуру и принципы формирования, роль органов

местного самоуправления в формировании и использовании  этих средств.

Глава 1.Теоретико-методологические и законодательные основы функционирования местного бюджета.

Муниципальная собственность - самостоятельная форма собственности  имеет ряд специфических особенностей и не является разновидностью государственной  формы собственности. Обособление  муниципальной собственности в  качестве самостоятельной формы  является следствием природы местного самоуправления, закрепленной в конституционной  норме, согласно которой органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти (3). Все законодательные акты трактуют местное управление исключительно  как самоуправление, употребляя эти  термины не как синонимы, а вкладывая  в них принципиально противоположное  содержание. При этом, местное самоуправление определяется как "форма осуществления  народом своей власти, обеспечивающая в пределах установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под  свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом его исторических и иных местных традиций". Именно обособление  органов местного самоуправления повлекло за собой создание соответствующей  системы хозяйственных отношений, которая явилась экономической  основой этой формы народовластия. Отличие муниципальной собственности  от собственности государственной  состоит, прежде всего, в плоскости  решаемых задач при управлении этими  формами собственности. Если задачи, решаемые в процессе управления государственной  собственностью, носят общегосударственный  характер (оборона, национальная безопасность), то в процессе управления муниципальной  собственностью решаются в основном более "приземленные" задачи социально  значимого характера. Муниципальная  собственность по существу является ресурсной основой осуществления  функций местного самоуправления и  обеспечивает эффективность реализации полномочий органами местного самоуправления по решению социальных задач, предоставлению услуг в сфере жизнеобеспечения населения муниципального образования.

Разграничивая экономический  и юридический аспекты понятия "собственность", необходимо подчеркнуть  приоритет экономической природы  данного феномена, поскольку собственность  как явление возникает в сфере  экономики и только потом уже  закрепляется в нормах права. Юридическое  регулирование государством имущественных  прав лишь оформляет реальные экономические  отношения, складывающиеся в процессе производства, обмена и распределения. Применительно к муниципальной  собственности органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных уставом муниципального образования, реализуют права собственника, в  том числе право на распоряжение имуществом муниципального образования. Анализ нормативных правовых актов, осуществляющих правовое регулирование  отношений муниципальной собственности, показывает, что понятие "муниципальная  собственность" употребляется в  обоих значениях. В частности, в  ст. 8 Конституции РФ термины "собственность" и "формы собственности" употребляются  в экономическом смысле как совокупность экономических отношений. В ст. 130 и ст. 132, Конституция РФ закрепляет юридическое значение понятия "муниципальная  собственность", согласно которым  местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, а  органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Гражданский Кодекс РФ определяет муниципальное  образование собственником муниципального имущества и закрепляет права  органов местного самоуправления на осуществление прав собственника в  пределах полномочий, установленных  муниципальными правовыми актами (4). Федеральным законом "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен перечень сфер применения объектов муниципальной собственности  в соотнесении с вопросами  местного значения и права органов  местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальным  имуществом в соотнесении с полномочиями органов местного самоуправления (5). Проведенный этимологический анализ категории "муниципальная собственность" показывает, что данное понятие, сочетая  в себе социально-экономическое  и правовое значение, характеризуется  многогранным содержанием, выражающим множественное разнообразие отношений.

1.1.Социально-экономическое  значение местного бюджета.

В бюджетной системе  каждой страны наиболее многочисленной звеном являются местные бюджеты. В  настоящее время в нашей стране их насчитывается около двенадцати тысяч. Местный бюджет выполняет  особую роль в каждой унитарной стране, потому что он является финансовой основой местного самоуправления. За счет средств местного бюджета финансируются  наиболее значительные меры государства  в области образования, здравоохранения, социальной защиты.

Кроме того, местный  бюджет является одним из рычагов, с  помощью которого производится перераспределение  валового внутреннего продукта, в  первую очередь, среди отдельных  социальных групп населения и  территорий. И поэтому, насколько  рационально построена система  местных бюджетов, зависит эффективность функционирования всей бюджетной системы, успешное осуществление финансовой политики.

Закономерно, что  проблемы исполнения местного бюджета, правильность расчетов доходной и расходной  частей, достижение сбалансированности приобретают в современных условиях особого внимания. Актуальность исследования заключается в необходимости  повышения социально-экономической  роли местного бюджета, расширения его  доходной базы для обеспечения финансовой независимости и рост развития регионов страны, что в целом повлияет на развитие Украины, а также в важности исследования эффективного функционирования местного бюджета для определения  источников наполнения и возможности  эффективного использование местных  средств.

Цель исследования состоит в определении основных путей повышения социально-экономического значения функционирования местного бюджета  на основе изучения теоретических и  оценки практических аспектов исследуемой  проблематики.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

• обосновать сущность местного бюджета и его роль в  бюджетной системе Украины;

• охарактеризовать формирования доходов местного бюджета;

• рассмотреть основные направления осуществления расходов местного бюджета;

• оценить состав и структуру доходов бюджета  Лановецкого района;

• осуществить анализ направлений осуществления расходов бюджета Лановецкого района;

• оценить эффективность  исполнения бюджета Лановецкого  района;

• определить основные пути совершенствования планирования бюджета Лановецкого района;

• предложить направления  повышения эффективности использования  местного бюджета;

• рассмотреть зарубежный опыт эффективности использования  местного бюджета и возможности  его внедрения в Украине.

Объектом исследования является бюджет Лановецкого района, а предметом - социально-экономические  последствия его функционирования.

Основными методами, которые использовались при написании  исследования являются:

• статистический;

• аналитический;

Информация о работе Бюджетная система РФ