Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:52, доклад
У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование.
Экономическая сущность бюджета.
У
государства, выступающего в лице соответствующих
органов власти, возникают с различными
организациями, предприятиями, учреждениями
и населением многообразные финансовые
отношения, которые называются бюджетными.
Специфика этих отношений как
части финансовых состоит в том,
что они возникают в
В
формировании и развитии экономической
и социальной структуры общества
большую роль играет государственное
регулирование. Одним из механизмов,
позволяющих государству
По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Бюджетная система США.
Бюджетное устройство США.
Государственный бюджет США
можно считать наиболее точным финансовым
выражением существа и характера
государственного устройства и власти.
Как и во всех развитых странах, бюджет
США выполняет три основные функции.
Исторически самая давняя - содержание
государственной машины: аппарат
управления, армия, суды и пр.; вторая
возникла на рубеже XIX - XX вв. - перераспределение
доходов между социальными
Федеративное устройство
Соединенных Штатов обуславливает
очень важную особенность бюджетно-
Бюджет подразумевает наличие доходной и расходной частей. Мировая теория и практика, которым следуют США, основаны на первоначальном установлении обоснованных расходных потребностей государства с последующим определением суммы доходов и порядка их сбора. Любые изменения в расходной политике должны сразу увязываться с налоговой политикой и наоборот. Бюджетные дефициты допускаются (в идеале) на короткое время и при условии, что они будут в последствии компенсированы в результате более успешного функционирования экономики и увеличения бюджетных поступлений.
Важнейшая и сложнейшая задача - создание и поддержание системы бюджетно-налогового федерализма. В США решение проблемы бюджетного федерализма основано прежде всего на наличии собственных источников поступления у каждого уровня власти, а также на «помощи сверху», которой охвачены все штаты и местные органы власти.
Федеральный бюджет США - часть общего механизма принятия и исполнения экономических решений на высшем уровне. В отличие от другой наиболее значительной части этого механизма - кредитно-денежной системы - бюджет является более гибким и мобильным инструментом, целиком находящимся в распоряжении государства.
Принципиальная
особенность бюджетно-
Структура расходов и доходов бюджета США.
Несмотря на стремление различных сил уменьшить масштабы федеральных социальных программ, в целом их значение не снижается. Напротив, в последние годы существенно сократились расходы военного назначения - их доля в ВВП страны упала с 6,4% при Рейгане примерно до 3,2% в 1999 году. Рост доли гражданских расходов связан с рядом причин и открывшихся возможностей, в том числе и с завершением «холодной войны». В числе основных статей расходов федерального бюджета, помимо национальной обороны, фигурируют также расходы на образование, медицину, энергетику, сельское хозяйство, науку и т. д. Обособлены программы социального страхования: они консолидированы в федеральный бюджет, однако финансируются через самостоятельные «доверительные фонды». Средства этих фондов, получаемые с помощью специальных налогов, могут расходоваться только на цели, для которых они собраны. На программы соцстраха приходится около 35% всех расходов федерального бюджета.
Помимо налогов по социальному
страхованию, на федеральном уровне
существует еще несколько видов
налогов. Главный, «опорный» - налог
на индивидуальные доходы (до 47% общих
поступлений федерального уровня; это
возможно, конечно, только благодаря
высокой доле национального фонда
заработной платы в ВВП - в США
она составляет около 60%). Вместе с
налогом на доходы корпораций он дает
до 57% всех федеральных доходов. Относительно
небольшие поступления - от таможенных
сборов, акцизов, налогов на наследство
и дарения. Однако каждый из них считается
важным элементом обеспечения
За
75 лет формирования регулярного
бюджета на федеральном уровне 57
раз он сводился с отрицательным
сальдо. Проблема дефицита стала «проблемой
№1» для внутренней политики США.
После 30 «дефицитных» лет, в течение
которых разрабатывались и
Бюджетный процесс и финансовый аппарат управления.
В принятии и исполнении государственных экономических и бюджетных решений участвуют большинство учреждений и организаций государственного аппарата США. Основы бюджетной политики государства на следующий год сообщаются в ежегодном бюджетном послании, с которым президент США обращается к Конгрессу и нации в начале года. Это- документ. Обосновывающий бюджетную стратегию; к нему прилагается проект федерального бюджета, который конгрессменам предстоит обсуждать в течении примерно восьми следующих месяцев перед его утверждением. Финансовый год в США начинается с 1 октября.
Бюджетное послание и проект
федерального бюджета готовит
Президент США в качестве главы исполнительной власти отвечает перед Конгрессом за разработку и исполнение федерального бюджета, руководители правительственных ведомств- за составление бюджетных заявок для формирования общего бюджетного проекта, представляемого затем конгрессменам. АБУ координирует эту работу, в то время как министерство финансов ( Казначейство )США занимается сбором налогов и исполнением расходной части бюджета.
Таким образом, АБУ является центральным органом в системе исполнительной власти США, непосредственно приводящим в действие все рычаги бюджетно- налогового регулирования.
Процесс утверждения расходов
в Конгрессе отличается рядом
особенностей. Главной из них можно
считать трехступенчатость
Работа над федеральным бюджетом считается важнейшей частью деятельности высшего законодательного органа страны. Ею занимаются не менее двух третей его состава, утверждение бюджета в конгрессе подчинено строму графику.
Управление финансами охватывает деятельность государства, связанную с проведением им общей финансовой политики, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической и социальной политики, разработкой налогового законодательства.
В США управление финансами возложено на министерство финансов ( казначейство) и административно- бюджетное управление .
Основными функциями министерства финансов являются разработка финансовой и налоговой политики, контроль за соблюдением финансовых законов, осуществление деятельности в качестве финансового агента правительства, чеканка монеты и эмиссия денежных знаков.
Одним из подразделений министерства является Служба внутренних доходов ( СВД). Она охватывает платежи по налогам, поступающим в федеральный бюджет. Для более эффективного контроля СВД построена по децентрализованному принципу и имеет три уровня учреждений- национальные, региональные и окружные.
Вопросами сбора доходов занимаются также таможенная служба и бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. Первая ведает сбором таможенных доходов и осуществляет контроль за соблюдением таможенных правил. Вся территория страны разделена на 9 таможенных округов и имеет около 300 оперативных таможенных пунктов. Бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию осуществляет контроль за соблюдением законов, связанных с производством и продажей этих предметов, а так же за поступлением доходов от их обложения.
Важную роль в министерстве финансов службы, занимающиеся вопросами внутренних займов и управлением государственным долгом. В США имеется большое разнообразие государственных ценных бумаг, с помощью которых мобилизуются временно свободные денежные средства.
В состав министерства входит Служба контроля за денежным обращением. На нее возлагается общий контроль за деятельностью национальных банков, которых насчитывается 4600, их операциями. Она дает разрешение на образование новых национальных банков, перевод штатных банков в разряд национальных, слияние национальных банков, открытие у них филиалов.
Министерство определяет также финансовую политику США за рубежом, связанную с вопросами торговли, платежного баланса, занимается координацией иностранных капиталовложений в экономику США и американских инвестиций за рубежом.
Административно- бюджетное управление ( второе финансовое ведомство США ) является центральным органом, осуществляющим прогнозирование, управление, контроль и координирование правительственных программ и их финансирование. Среди финансовых задач этого ведомства- составление федерального бюджета и разработка финансовых программ, осуществление оперативного контроля по управлению бюджета в общефедеральном масштабе. Вместе с тем на управление возложен ряд административных функций, превращающих его в одно из ведущих ведомств в системе органов высшей исполнительной власти.
Местные бюджеты в США, их функциональная направленность и формирование
Налоговая политика США - один из важнейших рычагов воздействия на экономику.
Налоговая система - это не только структура налоговых изъятий, но и комплекс мер по регулированию налоговой политики страны, осуществляемых органами государственного управления всех уровней власти и всех ее ветвей.
В США существует мощная
сеть административно-
Местные правительства не
только уполномочены выделять приоритеты,
но и обладают стабильными источниками
финансирования в виде собственных
средств - доходов бюджетов местных
органов власти. В 1996 г. их доля в
статье доходов совокупного бюджета
составляла 803,7 млрд. долл. (около 30%). Основой
столь солидных местных бюджетов
является налоговая база, которая
исчисляется 271 млрд. долл. (примерно 17,5%
всех поступивших в
Являясь частью финансовой
системы государства, бюджеты местного
самоуправления берут на себя не только
финансовые обязательства в целях
уменьшения давления на федеральный
бюджет, но и расходы, связанные с
государственным регулированием экономики,
стабилизацией экономической