Расходы бюджета на международную
деятельность обслуживание государственного
внутреннего и внешнего долга
Под государственным долгом
в общем случае понимается
величина накопленного бюджетного
дефицита, которая была покрыта
путем выпуска и размещения
долговых обязательств. Таким образом,
государственный долг представляет
собой совокупность долговых обязательств
исполнительных органов власти перед
физическими и юридическими лицами, иностранными
государствами, международными организациями
и иными субъектами международного права.
Государственный долг подразделяется
на внешний и внутренний. Критерием такого
деления в России является вид валюты,
в котором представлены те или иные обязательства
государства. В соответствии с определением,
закрепленным в Бюджетном кодексе РФ,
внешний долг - это обязательства, возникающие
в иностранной валюте. Под внутренним
долгом понимаются обязательства, выраженные
в валюте Российской Федерации (в рублях).
В зависимости от сроков погашения выделяются
следующие виды долговых обязательств:
краткосрочные (до одного года), среднесрочные
(от одного года до 5 лет) и долгосрочные
(от 5 до 30 лет). Сроки погашения определяются
конкретными условиями займа, однако они
не могут превышать 30 лет. Для обязательств
муниципального образования определен
максимальный срок погашения 10 лет. Обслуживание
государственного и муниципального долга
2003 г. - 11,8%, в составе которого около 80%
составляют расходы на обслуживание внешнего
долга. Следует обратить внимание на разницу
понятий “обслуживание” и “погашение
долга”. Обслуживание государственного
долга - это статья включающая выплату
процентов, включая дисконт по дисконтным
ценным бумагам и т.д. Она относится к текущим
расходам бюджета. Погашение основной
суммы долга отражается в бюджете иначе,
это вид капитальных расходов. По закону
о бюджете на 2003 год на погашение государственного
долга РФ должны быть направлены средства
профицита бюджета в сумме 51,4 млрд. руб.
Функциональная классификация
расходов бюджетов РФ
Функциональная классификация
расходов бюджетов Российской
Федерации является группировкой
доходов бюджетов всех уровней. 2 уровня
классификации: 1. Разделы. 2. Подразделы
(В которых конкретезируется направление
бюджетных средств). 3. Классификация целевых
статей расходов бюджетов (Он отражает
финансирование расходов бюджетов по
конкретным направлениям деятельности
главных распорядителей средств в пределах
подразделений этой классификации). Она
состоит из следующих категорий расходов:
1. 100 000 - текущие расходы. 2. 200 000 - капитальные
расходы. 3. 300 000 - предоставление кредитов
(бюджетных ссуд за вычетом погашения).
Текущие расходы - часть расходов бюджетов,
обеспечивающая текущее финансирование
органов госвласти, местного самоуправления,
бюджетных учреждений, оказание поддержки
другим бюджетами и отдельным отраслям
экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций
на текущее функционирование.
Финансовая поддержка субъектов
Российской Федерации
Передача расходов и доходов
бюджетов: 1. Отдельные виды расходов
могут передаваться из федерального
бюджета в бюджеты субъектов
Российской Федерации путем
включения соответствующих норм (положений)
в федеральный закон о федеральном бюджете
с одновременным внесением изменений
в настоящий Кодекс. 2. Отдельные виды расходов
бюджетов субъектов Российской Федерации,
предусмотренные статьей 86 настоящего
Кодекса, могут передаваться из бюджета
субъекта Российской Федерации местным
бюджетам только путем включения соответствующих
норм (положений) в закон субъекта Российской
Федерации о бюджете на очередной финансовый
год и внесения изменений в настоящий
Кодекс. 3. Передача доходов из бюджета
одного уровня бюджетной системы Российской
Федерации бюджету другого уровня может
быть произведена в порядке, установленном
статьями 52, 58 и 63 настоящего Кодекса. 4.
Финансовые средства, необходимые для
осуществления отдельных государственных
полномочий, не относящихся к предметам
ведения Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных
образований, передаваемые из соответствующего
бюджета, предусматриваются в бюджете,
из которого передаются расходы, как отдельный
вид расходов бюджета и учитываются раздельно
по каждому передаваемому виду расходов.
Средства, переданные федеральному бюджету,
бюджету субъекта Российской Федерации,
местному бюджету в качестве обеспечения
отдельных государственных полномочий,
учитываются в соответствующем бюджете
как доход в форме безвозмездных перечислений.
Формы финансовой помощи из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации: Оказание финансовой помощи
из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации может быть осуществлено
в следующих формах: предоставление дотаций
на выравнивание уровня минимальной бюджетной
обеспеченности субъектов Российской
Федерации; предоставление субвенций
на финансирование отдельных целевых
расходов; предоставление бюджетной ссуды
на покрытие временных кассовых разрывов,
возникающих при исполнении бюджета субъекта
Российской Федерации.
Сбалансированность доходов и
расходов бюджетов. Дефицит. Профицит
В процессе
исполнения и утверждения бюджета
может возникнуть 3 ситуации: 1) Сбалансированность
доходов и расходов. 2) Превышение расходов
над доходами - дефецит бюджета. 3) Превышение
доходов над расходами - профецит бюджета.
Все уровни составляют и утверждают бюджет
без профецита. При профеците оставшиеся
средства могут направлятся на различные
цели. Например, на сокращение налогового
бремени или, как например, в 2004 году, средства
направляются в стабилизационный фонд.
Первичный профецит - понимается повышение
доходов над расходами без учетов расходов
на обслуживание госдолга. В бюджетах
обязательно предусмотрены альтернативные
источники покрытия дефецита бюджета.
Основные
подходы к формированию характеристик
и параметры федерального бюджета
на 2004 год
Основные
характеристики федерального бюджета
на 2004 год и среднесрочную перспективу
ориентированы на реализацию одной из
основных задач бюджетной политики - продолжение
работы по совершенствованию налоговой
системы и последовательное снижение
налогового бремени на экономику. В связи
с этим планируемое снижение доли ресурсов,
перераспределяемых через бюджетную систему,
получившее отражение в проектировках
доходов федерального бюджета на 2004 год
и среднесрочную перспективу, задает умеренные
темпы прироста расходов федерального
бюджета, не превышающих темпов роста
экономики. Планируемый на 2004 год и среднесрочную
перспективу объем расходов федерального
бюджета определен исходя из необходимости
проведения сбалансированной бюджетной
политики, что является залогом выполнения
предусмотренных макроэкономических
показателей и в первую очередь в денежно-кредитной
сфере. Выполнение предусмотренных в 2004-2006
годах бюджетных обязательств, как и в
2003 году, рассчитано с учетом прогноза
цены на нефть марки “Юралс” в размере
20 долл. США/барр., - средней цены за последние
10 лет. Принятие в расчетах расходов более
оптимистичного внешнеэкономического
прогноза и увеличение за счет этого бюджетных
обязательств создаст риски исполнения
бюджета в каждом последующим году. С учетом
указанных подходов, параметры федерального
бюджета на 2004 год не претерпели существенных
изменений, по сравнению с рассматривавшимися
на заседании Правительства Российской
Федерации 29 апреля 2003 года, и определились
по доходам в сумме 2686,2 млрд. руб., по расходам
- 2591,1 млрд.руб., из которых непроцентные
расходы составляют 1U61.4 млрд.руб., или
на 11,3 млрд.руб. меньше против ранее проектировавшихся
объемов в связи с изменением соотношения
курсов валют, оказывающих влияние на
роет процентных расходов. Профицит федерального
бюджета определился в сумме 95 млрд. рублей.
Настоящий этап работы над проектом федерального
бюджета на 2004 год предполагает формирование
сбалансированного распределения предельных
объемов расходов по соответствующим
разделам функциональной классификации,
которые впоследствии лягут в основу формирования
проектировок федерального бюджета на
2004 год по главным распорядителям средств
федерального бюджета. Предлагаемые на
рассмотрение предельные объемы расходов
по разделам функциональной классификации
на 2004 год. Прирост бюджета - 9,3%. Расходы
на социальную сферу - 21,5%, на обеспечение
внутренней безопасности - 33%, на судебную
власть - 1,5%, на финансовую помощь другим
бюджетам - 14%, на господдержку отдельных
секторов и отраслей экономики - 11,5%. Доходы
бюджета 2004 г. - 2686 млрд. руб. Расходы бюджета
2004 г. - 2591 млрд. руб. Профецит - 95 млрд. руб.
Дефицит бюджета
и источники его покрытия
Дефецит
бюджета - это превышение расходов
бюджета над доходами. В бюджетах
обязательно предусмотрены альтернативные
источники покрытия дефецита
бюджета. Это различные заемные средства.
Например, внешний займ государства в
международном валютном фонде. Размер
дефецита бюджета не может превышать суммарный
объем бюджетных инвестиций и расходы
на обслуживание госдолга. Источники финансирования
дефецита бюджета определяются и утверждаются
органами гос. власти в законе о бюджете
на будущий год. При принятии бюджета с
дефецитом в законе обязательно утверждаются
источники его финансирования. Источниками
финансирования дефицита федерального
бюджета являются: 1) внутренние источники
следующих видов: кредиты, полученные
Российской Федерацией от кредитных организаций
в валюте Российской Федерации; государственные
займы, осуществляемые путем выпуска ценных
бумаг от имени Российской Федерации;
бюджетные ссуды, полученные от бюджетов
других уровней бюджетной системы Российской
Федерации; 2) внешние источники следующих
видов: государственные займы, осуществляемые
в иностранной валюте путем выпуска ценных
бумаг от имени Российской Федерации;
кредиты правительств иностранных государств,
банков и фирм, международных финансовых
организаций, предоставленные в иностранной
валюте.
Ведомственная
классификация бюджетов Российской
Федерации
Ведомственная
классификация расходов бюджетов
отражает распределение средств
по главным распорядителям и распорядителям
(на местном уровне) средств соответствующих
бюджетов. Перечень главных распорядителей
средств федерального бюджета утверждается
ежегодно федеральным законом о федеральном
бюджете. Ведомственная классификация
расходов федерального бюджета является
группировкой расходов, отражающей распределение
бюджетных средств по главным распорядителям
средств федерального бюджета. Перечень
главных распорядителей средств федерального
бюджета утверждается федеральным законом.
Расходы федерального бюджета по главным
распорядителям средств федерального
бюджета по разделам, подразделам, целевым
статьям и видам расходов функциональной
классификации расходов бюджетов Российской
Федерации, группам расходов, предметным
статьям, подстатьям и элементам расходов
экономической классификации расходов
бюджетов Российской Федерации утверждаются
федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год. Ведомственная
классификация расходов федерального
бюджета, классификация источников внешнего
финансирования дефицита федерального
бюджета и классификация видов государственного
внешнего долга и внешних активов Российской
Федерации используются при составлении,
утверждении и исполнении федерального
бюджета. Ведомственная классификация
бюджетов субъектов Российской Федерации
утверждается законодательными (представительными)
органами субъектов Российской Федерации.
Ведомственная классификация местных
бюджетов утверждается решениями соответствующих
органов местного самоуправления.
Классификация
и обслуживание государственного долга
Под
государственным долгом в общем
случае понимается величина накопленного
бюджетного дефицита, которая была
покрыта путем выпуска и размещения
долговых обязательств. Таким образом,
государственный долг представляет
собой совокупность долговых обязательств
исполнительных органов власти перед
физическими и юридическими лицами, иностранными
государствами, международными организациями
и иными субъектами международного права.
В России государственный долг может существовать
в следующих формах: кредитные соглашения
и договоры, заключенные с кредитными
организациями, иностранными государствами
и международными финансовыми организациями;
государственные ценные бумаги; договоры
о предоставлении государственных гарантий,
договоры поручительства по обеспечению
исполнения обязательств третьими лицами;
переоформление долговых обязательств
третьих лиц в государственный долг на
основе принятых законов; соглашения и
договоры (в том числе международные) о
пролонгации и реструктуризации долговых
обязательств прошлых лет. Государственный
долг подразделяется на внешний и внутренний.
Критерием такого деления в России является
вид валюты, в котором представлены те
или иные обязательства государства. В
соответствии с определением, закрепленным
в Бюджетном кодексе РФ, внешний долг -
это обязательства, возникающие в иностранной
валюте. Под внутренним долгом понимаются
обязательства, выраженные в валюте Российской
Федерации (в рублях). Государственный
долг Российской Федерации обеспечивается
всем имуществом, находящимся в федеральной
собственности и составляющим государственную
казну. Долг субъекта РФ обеспечивается
всем находящимся в его собственности
имуществом, составляющим казну субъекта
федерации. При этом федеральное Правительство
не несет ответственности по обязательствам
субъектов федерации и муниципальных
образований, за исключением тех случаев,
когда им были предоставлены государственные
гарантии.
Содержание,
задачи и значение бюджетного контроля
Финансовый
контроль осуществляется в трех
основных формах: предварительный,
текущий и последующий контроль. Предварительный
контроль применяется в ходе обсуждения
и утверждения проекта закона о бюджете.
Текущий контроль проводится на этапе
исполнения бюджета в течение всего бюджетного
периода. Он позволяет оперативно выявлять
и исправлять нарушения, возникающие в
бюджетной сфере, с целью приведения бюджетной
политики правительства и отдельных государственных
учреждений в соответствие с действующими
законами. Текущий контроль осуществляют
органы исполнительной и законодательной
власти, а также общественные организации.
Последующий контроль проводится по окончании
бюджетного периода в ходе рассмотрения
и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Данный отчет составляется правительством
и направляется для получения заключения
в орган финансового контроля (в России
эти функции выполняет Счетная палата).
За этим обычно следует утверждение отчета
об исполнении бюджета законодательным
органом.