Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 04:20, контрольная работа
Среди основных приоритетов развития экономики Российской Федерации, обозначенных в нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ главным направлением выступает построение инновационной экономики, основанной, прежде всего, на высоком качестве человеческого капитала, образования и науки, конкурентоспособном качестве жизни в стране. Именно эти показатели являются основой для достижения необходимой доли наукоемкой, инновационной продукции, роста доли инновационных компаний и высокого уровня конкурентоспособности и предпринимательской активности не только в масштабах национального рынка, но и в рамках мирового хозяйства.
Введение 3
1. Бюджетная система в странах с развитой рыночной экономикой 4
2. Зарубежный опыт проведения реформ в сфере финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг 8
3. Механизмы финансирования государственных (муниципальных) услуг, используемые в настоящее время в зарубежных странах 14
Заключение 21
Список использованной литературы 24
0
Рис.2ииииит т т т т т т т т т т т т т т т ьо Четырехуровневая шкала оценки деятельности для системы государственного управления
Если услуги находятся на уровне «ужасно» и потребители ими не пользуются, то следует выбирать модель реформирования системы государственных (муниципальных) услуг «командование и контроль», которая подходит к кризисным ситуациям в той или иной сфере государственных (муниципальных) услуг или когда плохо работают поставщики этой услуги. По мере улучшения ее качества, ситуации в реформируемой сфере государственного (муниципального) управления и перехода к иной задаче в процессе реформы обычно переходят к другой модели (табл. 1).
Таблица 1
Условия применения моделей реформирования системы государственных (муниципальных) услуг
В зависимости от выбранной
модели реформирования системы государственных
(муниципальных) услуг меняются и
источники финансирования проводимой
реформы. Очевидно, что модель «командование
и контроль» требует выделения
большого объема бюджетных средств
из бюджетов бюджетной системы, а
модель «квази-рынки» ориентируется
на внебюджетные источники финансирования
государственных (муниципальных) услуг.
Комбинирование моделей и модель
«передача полномочий и прозрачность»
предусматривают сочетание
Однако если исходить из
первостепенных факторов, определяющих
источники финансирования государственных
(муниципальных) услуг, то их выбор, прежде
всего, обусловлен типом (видом) услуг,
который вытекает из состава общественных
благ, предоставляемых государством
и уполномоченными
- безопасность личности
(правопорядок, правосудие, социальное
и пенсионное страхование,
- безопасность общества
(оборона и недопущение
- защита частной и общественной
собственности (водных
- обеспечение возможностей
развития личности (просвещение,
наука, культура, условия труда
и предпринимательства,
Из указанного выше состава
базовых общественных потребностей
к так называемым чистым общественным
благам, которые должно в полном
объеме поставлять обществу и финансировать
исключительно государство, традиционно
относятся оборона и
На особенности финансового
обеспечения государственных (муниципальных)
услуг, помимо их содержательной составляющей
(то есть какие потребности в
Таблица 2
Влияние модели экономического развития и модели социальной политики на финансовое обеспечение государственных (муниципальных) услуг
Таким образом, на особенности
финансового обеспечения
Рис. 2 Факторы, оказывающие влияние на особенности финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг в зарубежных странах
Определяя механизмы финансирования
государственных (муниципальных) услуг,
используемые в настоящее время
в зарубежных странах, можно выделить
два основных концептуальных подхода
к организации финансового
В пределах выделенных концептуальных
подходов применяются разнообразные
механизмы финансового
В рамках первого подхода в странах с неолиберальной моделью экономического развития и англосаксонской моделью социальной политики, используется механизм финансирования государственных (муниципальных) услуг их непосредственными потребителями. Применение такого механизма предусматривает, что государственное (муниципальное) финансирование услуги за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы не является приоритетным по отношению к внебюджетным источникам их финансового обеспечения. На практике часто происходит так называемая «приватизация» государственных (муниципальных) услуг, проводимая с использованием следующих механизмов:
- механизм собственно
приватизации, при котором ранее
бесплатно предоставляемые
- механизм управления
услугами предполагает, что ранее
предоставляемая государством
- регулирующий механизм
означает, что нормы законодательства,
по которым государство
- механизм принятия решений:
процесс принятия решений
Анализ зарубежного опыта
реформирования сектора государственных
(муниципальных) услуг в части
расширения видов платных услуг
с целью повышения их качества
в условиях конкурентной среды, но при
условии обеспечения их доступности
для конечного потребителя
формирование широкого класса населения с высоким уровнем дохода, имеющего возможность оплачивать оказание государственных (муниципальных) услуг частными организациями, с которыми органы государственной власти (органы местного самоуправления) заключают соответствующие контракты;
определение видов государственных
(муниципальных) услуг в каждом сегменте
общественного сектора
формирование качественных контрактов с организациями-поставщиками государственных (муниципальных) услуг и эффективное управление ими[6];
учет соотношения между
спросом и предложением государственных
(муниципальных) услуг, поскольку реформа
имеет успех, только когда качественно
проработанные контракты
качественный менеджмент государственного финансирования государственных (муниципальных) услуг, что требует инвестирование дополнительных средств в развитие необходимых в данных условиях дополнительных способностей, компетенций государственных (муниципальных) служащих, работа которых связана с финансированием государственных (муниципальных) услуг за счет средств бюджетов бюджетной системы.
В рамках данного механизма бюджетные средства могут предоставляться в следующих формах:
- долевые бюджетные субсидии;
- возвратные бюджетные субсидии.
Для второго подхода к
финансовому обеспечению
- механизм контрактного
государственного
- механизм нормативно-
- механизм сметного
Для механизма нормативно-
В зарубежной практике при разработке норматива финансирования государственной (муниципальной) услуги исходят из следующих положений:
государственная (муниципальная)
услуга должна быть доступной для
потребителя и конкурентной как
на национальном, так и (в идеале)
на международном уровне. Норматив
финансирования государственной (муниципальной)
услуги выступает здесь как
население всех территориальных
образований имеет равный доступ
к предоставляемым
жители страны обладают одинаковым
составом прав и обязанностей относительно
предоставляемых
органы местного самоуправления вправе рассчитывать на поддержку органов государственной власти в части предоставления одинакового набора качественных и квалифицированных государственных (муниципальных) услуг на подведомственной им территории.
Преимуществом механизма нормативно-подушевого финансирования для получателя услуги является гарантированное равенство оплаты государственной (муниципальной) услуги за счет бюджетных средств независимо от социального и финансового положения ее получателя. В странах с развитой рыночной экономикой такой механизм финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг часто используется в социальной сфере, особенно в образовании, здравоохранении, культуре и спорте. Однако, в условиях активного использования в зарубежных странах бюджетного финансирования, ориентированного на целевые, результативные показатели деятельности получателей бюджетных средств (или бюджетирования, ориентированного на результат), на практике механизм нормативно-подушевого финансирования используется в сочетании с механизмом контрактного финансирования государственных (муниципальных) услуг за счет средств бюджетов бюджетной системы.
Механизм контрактного финансирования
государственных (муниципальных) услуг
предусматривает, что государство
в лице уполномоченного органа государственной
власти (органа местного самоуправления)
заключает с организациями-
Информация о работе Бюджетная система в странах с развитой рыночной экономикой