Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 02:39, реферат
Целью данной работы является рассмотрение бюджетирования как инструмента операционного финансового менеджмента в гибком развитии предприятия, разработка и рассмотрение схем взаимодействия различных бюджетов, организация бюджетирования на предприятии, рассмотрение роли автоматизации бюджетирования на предприятия.
Объект исследования - применение бюджетного планирования на предприятиях финансовыми менеджерами.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ…………………..5
1.2 Понятие бюджетирования, его цели и роль……………………………..5
1.3 Основные функции бюджетирования…………………………………...7
1.4 Виды бюджетного планирования…………………………………….10
II.ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ И ЕГО РОЛЬ………………………………………………………………………………...14
2.2 Внедрение системы бюджетирования………………………………….14
2.3 Этапы бюджетного процесса предприятия…………………………….16
2.4 Контроль исполнения бюджетов и анализ отклонений……………….19
III.ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ………………......21
3.1 Модели учета и отчетности бюджетного планирования……………...22
3.2Анализ зарубежных моделей бюджетирования………………………..25
3.3 Основные проблемы становления системы бюджетирования……….36
3.4 Проблемы автоматизации бюджетирования…………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….43
Исследованию, в ходе управленческого и финансового учета, подвергается пакет финансовой отчетности компании, товариществе или корпорации. В пакет финансовой отчетности, поступающей к потребителям, входят следующие форматы: Балансовый отчет, Balance Sheet; Отчет о прибыли и убытках, Income Statement (P&L - Profit and Losses Statement); Отчет об изменениях в капитале владельца, Earned Capital Statement - Отчет о заработанном капитале (для частной компании) Retained Earning Statement - Отчет о нераспределенной прибыли (для корпорации); Отчет о движении денежных средств, Statement of cash flow.
Именно эти форматы финансовой отчетности являются информационной основой системы планирования на предприятии, используются при разработке бюджетных учетных систем.
Бюджетные учетные системы - широко используемый в управлении инструмент аккумулирования информации, требуемой для реализации управленческих функций. Возникновение и применение этих систем обусловлено назревшими потребностями менеджмента, а дальнейшее развитие определяется тенденциями в теории и практике менеджмента, прежде всего, современными системами качества (TQM).[11]
Практика применения бюджетных учетных систем в США показывает, что менеджеры ведущих компаний уделяют большое внимание составлению прогнозных вариантов финансовой отчетности и изучению влияния на них альтернативных стратегий поведения. Анализ таких последствий - ядро всего финансового планирования. Однако только хороший финансовый план не дает гарантии достижения целей фирмы, необходима система обратной связи, обеспечивающая финансовый контроль за ситуацией. Благодаря этому обеспечивается мониторинг плановых заданий, происходит их своевременная корректировка при изменении экономической обстановки или конкретных условий производственной деятельности фирмы.[6]
В современных условиях организации не могут работать эффективно, если они полагаются на процесс планирования, который не синхронизирован с динамикой развития бизнеса. Процесс формирования и согласования бюджета составляет наиболее трудоемкую часть всего цикла планирования и подразумевает использованиебухгалтерской технологии (бюджетирование на уровне проводок), а также распространенного в мировой практике последовательного метода бюджетного управления(все бюджеты последовательно выводятся из базового, как правило, бюджета продаж).
Термин planning в западных источниках используется как обобщающее понятие, но чаще относится к долгосрочным прогнозам. Иногда используется термин programming (составление программы действий), он, как правило, относится к разработке отдельных проектов или процессов.[8]
Наиболее часто встречающаяся в источниках по управленческому учету в США комплексная модель бюджетирования, описывающая ряд функциональных бюджетов, которые оценивают выходы основных процессов предприятия: закупки, производства, продаж, расчетов и т.п., также присутствуют бюджеты операционные, измеряющие вклад каждого центра финансовой ответственности (ЦФО) в конечный финансовый результат. Данные этих двух групп бюджетов консолидируются в три сводных бюджета предприятия - бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС) и бюджет по балансовому листу (ББЛ). Таким образом, необходимым условием для корректного формирования сводных бюджетов в практике внутрифирменного планирования в США считается охват функциональными и операционными бюджетами всех областей деятельности и подразделений.
Основной бюджет или Master budget [4] представляет собой скоординированный по всем подразделениям план работы предприятия в целом. Структура основного бюджета представлена на рисунке 1.1.
Отправной точкой их составления служит прогноз объема продаж и определение фактора, ограничивающего сбыт предприятия. Часто, таким фактором оказывается потребительский спрос, выражаемый в прогнозируемой величине объема реализованной продукции в натуральных единицах. В таком случае разработка основного бюджета начинается с формирования программы сбыта (бюджета продаж), поскольку объем и ассортимент продаж будут определять уровень производства предприятия и всю производственную программу. Реже, при неограниченном спросе, объем продаж ограничивается имеющимися производственными возможностями, и в этом случае перед составлением бюджета продаж формируется бюджет производства.
Финансовые бюджеты включают бюджеты, характеризующие либо финансовое положение предприятия, либо финансовые результаты его деятельности. Они составляются на основе информации операционных бюджетов, обобщая или представляя ее в требуемом разрезе. В частности, к ним относятся бюджеты (проекты) форм публикуемой бухгалтерской отчетности. Первый финансовый бюджет, который составляется после получения всей совокупности операционных бюджетов и представляет следующий логический этап обработки информации, - это аналог отчета о прибылях и убытках, в котором определяется планируемая прибыль от продажи продукции. Далее составляются бюджет денежных средств и проект баланса, которые также являются финансовыми бюджетами. Данные отчетные формы выбраны, поскольку учетная система США ориентирована, по большей мере, на внешних пользователей информации, некоторые из заинтересованных сторон могут судить о достижении целей только по внешней публикуемой отчетности.
Часто к этой группе бюджетов добавляются бюджеты капитальных затрат (инвестиций) предприятия, формируя объединенную группу финансовых и инвестиционных бюджетов.
Еще одним важнейшим аспектом управленческой деятельности американского менеджера в рамках бюджетного планирования служит поддержание ликвидности предприятия. Управление денежными потоками, координирование выплат и поступлений наличности также реализуются при планировании для обеспечения платежеспособности предприятия.
Под ликвидностью американские авторы понимают способность фирмы осуществить денежные выплаты в объемы и в сроки, предусмотренные контрактами.[6] Для получения детальной и всесторонней картины, отражающей степень ликвидности фирмы, производится анализ ее бюджета денежных средств (cash budget). В этом отчете приводится прогноз денежных выплат и поступлений на основе расчета реальной способности фирмы генерировать денежные поступления, порывающие необходимые денежные выплаты.
Фирма оценивает потребность в наличных средствах в процессе составления своего финансового плана. Сначала прогнозируется изменение основных и оборотных средств в соответствии со временем осуществления требуемых для этого платежей. Эта информация соотносится с прогнозами об оборачиваемости средств в дебиторской задолженности, о датах и величине выплачиваемых налогов, дивидендов, процентов и т.д. Вся эта информация обобщается в бюджете денежных средств. В основном фирма использует бюджет денежных средств, спрогнозированный на один год с разбивкой по месяцам; кроме того, имеются более детальные бюджеты - с разбивкой по дням или неделям на предстоящий месяц. Бюджет с разбивкой по месяцам используется для планирования, а с разбивкой по дням или неделям - для текущего контроля денежных средств.
Подобные системы позволяют: планировать деятельность корпорации в целом и по отдельным подразделениям или бизнес-проектам, отражая во взаимосвязи все протекающие на предприятии процессы; координировать деятельность структурных подразделений, обеспечивая гармоничность их функционирования; мотивировать персонал на достижение целей предприятия; оперативно управлять снабженческо-сбытовыми, производственными, финансовыми, инвестиционными и другими процессами; оценивать эффективность работы выделенных центров ответственности и бизнес-проектов.
Финансовое планирование в концернах Германии, также как и в корпорация США, разделяется на стратегическое и оперативное.
Стратегии являются информационным инструментом управления на соответствующих уровнях по отношению к внешним и внутренним объектам. Стратегии позволяют принимать принципиальные решения, на которые могут быть быстро сориентированы отдельные оперативные мероприятия.
Стратегическое планирование предназначено для как можно более раннего выявления потенциала фирмы и обеспечивает своевременность стратегических мероприятий. В отличие от стратегического, оперативное планирование - в первую очередь детализация стратегических целей, достигаемая за счет четкого регулирования процессов в рамках стратегических установок.
Для немецких предприятий, в связи с установками государственных органов, особую значимость имеет правильное составление отчетности, что отражается в особой тщательности подготовки отчетности в рамках оперативного планирования. [8]. Для крупных холдингов повышенное внимание к этой области планирования, вопрос выживания, поскольку несогласованность в форматах отчетности и в их информационном наполнении может отразиться на целостности и успешности деятельности всего предприятия.
Главная задача составления оперативной отчетности - отражение хода реализации целевых установок и соответственно мероприятий бизнес-отделения. Важнейшая управленческая информация планов мероприятий (сбыта, инвестирования, производства и персонала) и стоимостных планов (оборота, производственного результата, финансов и баланса), должна быть сквозной по всем разделам оперативного плана.
Установленные в ходе бизнес-планирования стратегические цели для всего концерна, его отделений, сегментов/областей и полей бизнеса должны трансформироваться в оперативные цели в процессе краткосрочных расчетов на период. Для этого существуют планово-контрольные инструменты: 1) бюджет; 2) оперативные отчеты; 3) годовой отчет.
Планирование бюджета - первый этап достижения среднесрочных целей, реализации ключевых стратегических направлений и проведения мероприятий. Бюджеты составляются в ходе сквозного детального планирования краткосрочных целей бизнеса (поступление заказов, оборот), мероприятий и распределения ресурсов, а также факторов, влияющих на получение прибыли, финансирование и формирование баланса.
Краеугольным камнем в бюджетном планировании является объем оборота, от которого зависит объем используемых ресурсов и, в конечном счете, прибыль. Результаты сравнения плановых и фактических показателей вместе с данными о выполнении запланированных этапов проектов и мероприятий и результатами анализа прочих отклонений ложатся в основу обоснования статей бюджета на следующий хозяйственный год. Плановые показатели сравниваются с фактическими в течение всего финансового года и после его завершения. Критерием оценки достигнутых значений показателей являются данные принятого бюджета, который остаетсянеизменным в течение всего финансового года и отражает то, что наметили центральное правление и отделения в начале года. Он задает ориентацию на успех бизнеса и не корректируется, даже если происходят события, ставящие под вопрос успешное исполнение утвержденного бюджета.
Однако оперативные изменения в ходе производственной деятельности все же вносятся, но с тем расчетом, что будут достигнуты запланированные и утвержденные в бюджете цели. Поэтому изменение соотношения показателей не считается веским аргументом для изменения бюджета, но служит для анализа отклонений. Причем отклонения являются вначале «нейтральными по оценке» и лишь в экономическом контексте подвергаются «позитивной или негативной критике».
Следующим разделом бюджета является обзор ключевых показателей, который содержит сопоставления бюджетных рамок (контрольных цифр) и бюджетных предложений, вытекающих из бизнес-плана. По окончании хозяйственного года отделения составляют отчет о результатах деятельности. Критерием оценки является исполнение бюджета.
Годовой отчет имеет структуру, схожую со структурой бюджета, и акцент делается на сравнение плановых показателей с фактическими.
Еще одной важной частью системы учета и планирования на предприятии является учет движения капитала. Это часть общей системы, направленная на обеспечение краткосрочной и долгосрочной ликвидности в зависимости от факторов рентабельности и риска. В немецкоязычных странах (Германия, Австрия, Швейцария) для анализа движения денежных средств широко используется так называемый «расчет потоков капитала» (Kapitalflussrechnung), который обязателен к опубликованию в пояснительной записке к годовому отчету для капиталообществ (напр., открытых акционерных обществ).[8]
Однако, многие фирмы в немецкоязычных странах все более ориентируются при составлении годовых отчетов на более употребительный вид отчета о движении денежных средств (далее - ООДДС) - Cash-Flow Statement (далее - CFS). Ни в Германии, ни в Австрии, ни в Швейцарии законодательством (например, торговым кодексом) CFS не предписан в обязательном порядке к составлению.[4] Однако, в соответствии с международными формами финансовой отчетности, он рекомендован к расчету и опубликованию в составе стандартного набора отчетов о коммерческой деятельности. Так с 1999 г. CFS стал обязателен к опубликованию для компаний Германии, чьи акции котируются на бирже. Как в Германии, Австрии, так и в Швейцарии есть соответствующие стандарты по составлению отчета о движении денежных средств. Австрийские и швейцарские предприятия, особенно те, которые следят за информацией международных бирж, также публикуют ретроспективно - в рамках годовой отчетности - CFS. Предприятия ориентируются при этом зачастую на американский или международный стандарты.
Понятие отчета о движении денежных средств шире, чем принято понимать под «расчетом потоков капитала» (Kapitalflussrechnung). Среди многочисленных признаков ООДДС можно выделить следующие основные:
ООДДС представляет собой данные о величине потока, а не величины остатков, т.е. отражает динамику, а не статику.
Основная цель ООДДС - показать денежные потоки, которые вместе с информацией из баланса и отчета о прибылях и убытках позволяет всем внешним пользователям (предприятиям/концернам), инвесторам, кредиторам и общественности) получить информацию о:
- способности предприятия
- способности предприятия
- возможных расхождениях между
величиной годовой прибыли/