Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:07, курсовая работа
Среди источников бюджетного права особое место занимают принципы -теоретически обоснованные и нормативно закрепленные основные начала бюджетного права, составляющие общую направленность правового регулирования финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Центральное место и определяющее значение принципов финансового права в механизме правового регулирования финансовых отношений обусловлены следующими обстоятельствами.
Введение
3
1. Бюджетный федерализм как принцип бюджетного права
4
2. Правовая база бюджетного федерализма в России
12
2.1 Конституционные основы бюджетного федерализма
12
2.2 Параллелизм в правовом регулировании межбюджетных отношений
13
3. Основные задачи бюджетного федерализма. Вертикальное и горизонтальное выравнивание
14
4. Модели бюджетного федерализма (США, Германия, Россия)
19
5. Заключение
22
6.Список используемых источников
23
Введение |
3 |
1. Бюджетный федерализм как принцип бюджетного права |
4 |
2. Правовая база бюджетного |
12 |
2.1 Конституционные основы бюджетного федерализма |
12 |
2.2 Параллелизм в правовом
регулировании межбюджетных |
13 |
3. Основные
задачи бюджетного федерализма. |
14 |
4. Модели бюджетного федерализма (США, Германия, Россия) |
19 |
5. Заключение |
22 |
6.Список используемых источников |
23 |
Введение
Проблема бюджетного федерализма в России - одна из наиболее важных в механизме правового регулирования финансовой деятельности государства. Вместе с тем она является крайне деликатной и болезненной проблемой, поскольку напрямую связана с федеративным устройством российского государства и в этом качестве унаследовала накопленный груз болезненных нерешенных проблем, возникающих на всех уровнях российской государственности.
Бюджетный федерализм - проблема комплексная и многоаспектная. Ее можно рассматривать с политической, экономической и юридической точек зрения. В настоящей курсовой работе речь пойдет исключительно о правовых аспектах бюджетного федерализма.
1. Бюджетный федерализм как принцип бюджетного права
Среди источников бюджетного права особое место занимают принципы -теоретически обоснованные и нормативно закрепленные основные начала бюджетного права, составляющие общую направленность правового регулирования финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Центральное место и определяющее значение принципов финансового права в механизме правового регулирования финансовых отношений обусловлены следующими обстоятельствами.
1. Принципы являются своеобразным вектором правового регулирования, задающим общее направление правового регулирования того или иного сектора финансовой деятельности государства. Они всегда "работают с опережением", т.е. показывают направление дальнейшего развития нормативно-правовой базы, делают финансовое законодательство более "предсказуемым" и стабильным, что, в свою очередь, создает благоприятный правовой фон для осуществления соответствующей экономической и
политической деятельности.
2. Принципы позволяют устранить пробелы законодательного регулирования. Речь идет как о пробельности, возникающей в силу несовершенства действующего законодательства, так и пробельности "запланированной", заранее предусмотренной. При необходимости устранения пробельности законодательства в правоприменительной практике именно принципы финансового права должны сыграть определяющую роль. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований должна иметь надежную нормативно-правовую базу. Ее могут составлять нормы, непосредственно регулирующие конкретный вид государственной деятельности (деятельности муниципальных образований) в сфере публичных финансов либо, при отсутствии таковых, нормы-принципы.
Правовая неурегулированность финансовой
деятельности государства (муниципальных
образований) таит в себе огромную опасность,
поскольку
в таком случае в любой момент может быть
поставлен вопрос
Бюджетный федерализм как правовой принцип находит свое выражение в сочетании общегосударственных интересов в финансовой сфере с соответствующими интересами регионов (субъектов Российской Федерации). Он заключается, с одной стороны, в распределении бюджетных доходов и расходов, а с другой стороны – в распределении компетенции в бюджетной сфере между Российской Федерацией и ее субъектами. Применение принципа бюджетного федерализма в механизме правового регулирования финансовых отношений нацелено прежде всего на устранение негативных социально-экономических последствий региональной поляризации в Российской Федерации. Как известно, региональные различия особенно заметно стали проявляться в 1990-е гг.
Для корректировки социально-экономических процессов на территории Российской Федерации Правительство РФ использует различные инструменты – региональные налоги, план развития отдельных регионов и территорий и др. Однако, пожалуй, одним из эффективных средств является межбюджетное регулирование.
Подходы к межбюджетным отношениям менялись на протяжении 1990-х гг. До 1994 г. для субъектов Российской Федерации, в зависимости от конкретной ситуации, устанавливались дифференцированные нормативы отчислений от федеральных налогов и масштабы дотаций. С 1994 г. дифференциация нормативов была отменена и заменена унифицированными для всех субъектов Российской Федерации долями. Вплоть до конца 1990-х гг. большая часть финансовой помощи субъектам Российской Федерации осуществлялась в рамках трансфертного механизма, нацеленного на то, чтобы объективно оценить количественно уровень потребности региона в финансовой поддержке из федерального бюджета. С 1998 г. механизм поддержки обновляется. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 г. № 862 была одобрена Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг.
Оценка трансфертного механизма, существовавшего во второй половине 1990-х гг., не является однозначной. С одной стороны, трансферты позволяли нуждающимся регионам сводить концы с концами. С другой стороны, правила предоставления федеральной помощи объективно провоцировали иждивенческие отношения.
Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2001 г. № 584 была одобрена Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. Новая Программа направлена на достижение целей, поставленных в бюджетных посланиях Президента РФ по развитию системы межбюджетных отношений, реализацию стратегии развития Российской Федерации на период до 2010 г. и программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу с учетом результатов выполнения Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 30
июля 1998 г. № 862.
Целью Программы является формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей органам власти субъектов и местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней.
Эта система должна обеспечивать:
• экономическую эффективность - создание долгосрочных стимулов для органов власти субъектов и местного самоуправления. Проводить структурные реформы, поддерживать конкурентную среду, благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, содействовать росту доходов населения и экономическому развитию соответствующих территорий;
• бюджетную ответственность - управление общественными финансами от имени и в интересах населения, при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов соответствующих территорий для предоставления бюджетных (общественных) услуг, прозрачности и подотчетности налогово-бюджетной политики, сбалансированности всех стадий бюджетного процесса, повышения законодательно установленной взаимной ответственности органов власти разных уровней при выработке и проведении бюджетной политики;
• социальную справедливость - выравнивание доступа граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным общественным услугам и социальным гарантиям;
• политическую консолидацию - достижение общественного согласия по вопросам распределения между властями разных уровней налогово-бюджетных полномочий, создание условий для эффективного выполнения органами власти субъектов и местного самоуправления своих функций, содействие развитию гражданского общества;
• территориальную интеграцию - обеспечение единства налогово-бюджетной системы, предотвращение появления и смягчение диспропорций регионального развития, упрочение территориальной целостности страны.
Для достижения этих целей необходимо, прежде всего, обеспечить реализацию прав и обязанностей органов власти субъектов и местного самоуправления, принимать, в рамках федерального законодательства, самостоятельные решения по организации бюджетного процесса, формированию расходов и доходов своих бюджетов на основе четкого, стабильного и сбалансированного разграничения расходных полномочий и доходных источников, гарантирующих финансовую самостоятельность и способствующих повышению самодостаточности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, наращиванию и эффективному использованию их налогового потенциала.
Формируемая система межбюджетных отношений должна базироваться на принципе равноправия, согласования интересов и взаимной ответственности ее участников. Программа исходит из недопустимости применения для отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований особого порядка формирования доходов, финансирования на их территории расходов из вышестоящих бюджетов и (или) предоставления финансовой помощи.
Основными задачами Программы являются:
• упорядочение бюджетного устройства субъектов Российской Федерации;
• четкое разграничение расходных полномочий и сокращение "нефинансируемых мандатов";
• четкое и стабильное разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней;
• формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов;
• повышение качества управления общественными финансами на региональном и местном уровне.
Система финансовой помощи бюджетам других
уровней должна быть направлена, по замыслу
Программы, на выравнивание бюджетной
обеспеченности регионов и муниципалитетов,
доступа граждан, вне зависимости от места
их проживания, к основным бюджетным услугам
и социальным гарантиям при одновременном
создании стимулов
• разделение финансовой помощи в зависимости от поставленных целей и механизмов распределения на текущую и инвестиционную, а также выравнивающую и "стимулирующую";
• выделение в составе текущей помощи дотаций, субвенций и субсидий как основных форм финансовой поддержки;
• распределение финансовой помощи должно проводиться по единой методике на основе формул с проверяемыми расчетами и объективных критериев бюджетной обеспеченности регионов либо заранее установленных условий и процедур конкурсного отбора;
• в расчетах бюджетной обеспеченности не должны использоваться отчетные данные о фактически произведенных бюджетных расходах и фактически поступивших налоговых доходах. Для этого необходимы объективная и прозрачная оценка относительных различий в расходных потребностях в расчете на душу населения или потребителя бюджетных услуг и методы сравнения налогового потенциала различных территорий с учетом уровня и структуры развития региональной экономики;
• методики и процедуры распределения финансовой помощи должны быть установлены федеральными законами и принимаемыми на их основе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
• жесткость бюджетных ограничений: утверждение всего объема финансовой помощи конкретным регионам и муниципальным образованиям законом о соответствующем бюджете, ограничения на перечисление в течение бюджетного года средств, не распределенных между регионами и муниципальными образованиями законом о бюджете;
• максимально возможная стабильность
объема и принципов распределения финансовой
помощи, позволяющая субъектам Российской
Федерации и муниципальным образованиям
самостоятельно прогнозировать для себя
основной объем получаемой финансовой
поддержки
• установление на федеральном уровне общих принципов и требований к формам и механизмам выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации будет предоставляться через пять следующих фондов:
• Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
• Фонд компенсаций;
• Фонд софинансирования социальных расходов;
Информация о работе Бюджетный федерализм как принцип бюджетного права