Содержание
1 .Финансовое
право………………………………………………2
- Финансовое право
Российской Федерации……….3
- Предмет и метод финансового
права……………………….3
2. Бюджетное право…………………………………………….9
2.1 Предмет бюджетного
права…………………………………...9
2.2 Источник
бюджетного права …………………………………9
3. Бюджетный кодекс…………………………………………….11
3.1 БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………11
4. Нормы бюджетного
права……………………………………..14
5 . Бюджетные правоотношения…………………………………14
6 . Структура бюджетной системы РФ………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………….17
- Финансовое право
Финансовое право — отрасль юридической
науки, а также отрасль
права, предметом которой
являются общественные
отношения, связанные с образованием
и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного
самоуправления), необходимых для
реализации публичных функций.
Предмет финансового
права — общественные
отношения по образованию и расходованию
публичных финансов, предназначенных
для осуществления публичных функций.
В предмет финансового права входят, в
основном, налоговые отношения и деятельность
по расходованию публичных денежных средств.
В условиях государственной монополии
на финансовое дело в России
в советский период частями предмета финансового
права считались так называемые кредитно-расчётные
отношения и подобные им (страховые, валютные
и т. п.). Соответственно, после разгосударствления
финансового дела соответствующие области
обычно продолжали рассматриваться как
части финансового права. В то же время,
классический подход к финансовому праву
предполагает, что оно является относительно
самостоятельной (с точки зрения предмета)
подотраслью публичного права, а последнее
характеризуется так называемым «методом
власти—подчинения» (более правильно —
общественно-служебным методом). Отношения,
выходящие за рамки публичного права и
регулируемые «методом равенства», должны
рассматриваться как часть гражданского
(частного), а не финансового права. Например,
таковы отношения граждан и организаций
с частными банками и страховщиками (под частными здесь
понимаются любые негосударственные и
немуниципальные, а не только принадлежащие
одной группе лиц). Наконец, и из публичного
права в финансовое право как относительно
самостоятельную подотрасль с точки зрения
предмета выделяются лишь те области,
которые прямо регулируют образование
и расходование публичных финансов. Так,
отношения по лицензированию той же банковской
или страховой
деятельности, валютный контроль,
регулирование аудита и т. п. тяготеют к
предмету «общего» административного
права, неразрывно связаны
с общеадминистративной доктриной надзора,
а в части экономики более тяготеют к гражданскому
(частному) праву, значит, относительно
самостоятельную отрасль по своей природе
не образуют. Лишь налоговый
контроль и финансово-бюджетный
надзор, поскольку они тесно связаны с
особым экономическим, а не только управленческим
наполнением публичных функций, могут
рассматриваться как часть предмета финансового
права, смежная с общеадминистративным
правом. Концепция финансового права как
подотрасли публичного права об образовании
и расходовании публичных финансов основана
на том, что именно эти области публичных
функций имеют особое экономическое наполнение,
которого нет в «общеадминистративном»
праве, регулирующем публичное управление.
Вместе с тем, полной самостоятельности
финансового права не может быть: характер
экономического наполнения норм финансового
права зиждется на общеадминистративных
началах, таких, как служебная, функциональная
заданность, ограниченность публично-правовых
имущественных обременений (в отличие
от классической, в советской доктрине,
речь шла исключительно о властном характере),
в том числе налоговых
обязательств, а также прямая связь
расходования публичных финансов с административно-правовым
раскрытием публичных функций.
1.1 Финансовое право
Российской Федерации
Финансовое право состоит из множества
отдельных финансово-правовых норм. Совокупность
этих норм выражается в целостной системе
внутри которой финансово-правовые нормы
в определенной последовательности и
взаимосвязи группируются в определенные
и институты и более крупные подразделения.
Т.о. система российского финансового
права – это объективно обусловленные
системой общественно-финансовых отношений
его внутреннее строение, объединение
и расположение финансово-правовых норм
в определенной последовательности. Наиболее
крупными подразделениями российского
финансового права – это две его части:
общая и особенная.
К общей части финансового права относятся
нормы финансового права, которые закрепляют
основные общие принципы, правовые формы
и методы финансовой деятельности, систему
государственных органов, разграничение
их полномочий, основные черты финансово-правового
положения субъектов, формы и методы финансового
контроля и другие подобные нормы. Они
действуют в масштабе всей финансовой
деятельности государства и имеют для
неё общее значение.
Особенная часть состоит из нескольких
разделов, которые включают в себя соответствующие
финансово-правовые институты. Финансово-правовой
институт объединяет правовые нормы, регулирующие
более узкую и близкую по содержанию группу
финансовых отношений. В особенную часть
финансового права входят разделы, в которых
сгруппированы нормы, регулирующие отношения
в следующих областях: государственные
бюджетные системы; внебюджетных государственных
и муниципальных фондов; финансов государственных
предприятий; государственных доходов;
государственного кредита; государственного
страхования; государственных расходов;
банковского кредитования; денежного
обращения и расчетов и валютного регулирования.
Нормы финансового права Российской
Федерации содержаться в большом числе
разнообразных нормативно-правовых актах
(источниках). К ним относятся акты представительных
и исполнительных органов разных масштабов
и уровней и органов местного самоуправления.
Т.о. источники финансового права Российской
Федерации – это правовые акты представительных
и исполнительных органов государственной
власти и местного самоуправления, в которых
содержаться нормы финансового права.
Главный источник финансового права –
Конституция Российской Федерации, а также
Конституции и уставы субъектов Федерации.
ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» 1995 года, ФЗ «О центральном
банке РФ (банке России)» №86-ФЗ от 10.07.02.1
1.3 Предмет и метод
финансового права
Предметом финансового права являются
общественные отношения, возникающие
в процессе осуществления государством
и местным самоуправлением финансовой
деятельности, т. е. деятельности по образованию,
распределению и использованию фондов
денежных средств.
Итак, предмет финансового права
— это общественные отношения, возникающие
в процессе деятельности государства
по планомерному образованию, распределению
и использованию централизованных и децентрализованных
денежных фондов в целях реализации его
задач.
Основной метод финансово-правового
регулирования — государственно-властные
предписания одним участникам финансовых
отношений со стороны других, выступающих
от имени государства и наделенных в связи
с этим соответствующими полномочиями.
Такой метод свойственен и другим отраслям
права, например, административному. Но
в финансовом праве он имеет специфику
в своем конкретном содержании, а также
в круге органов, уполномоченных государством
на властные действия.
Особенности финансового права
раскрываются полнее при его сопоставлении
и отграничении от других отраслей права.
В связи с тем, что финансовое
право распространяется на одну из областей
деятельности государства, оно тесно соприкасается
с государственным (конституционным) и
административным правом, которое охватывает
своим воздействием организацию и деятельность
государства в целом. Существует взаимосвязь
между ними и по видам государственной
деятельности, на которые распространяется
регулирование со стороны этих отраслей
права.
Государственное
(конституционное) право закрепляет основы организации
и деятельности представительных и исполнительных
органов власти.
Так, государственное (конституционное)
право — ведущая отрасль в системе права.
Она закрепляет основы общественного
строя и политики Российской Федерации,
правового положения личности, федеративное
государственное устройство, принципы
организации и деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
базируется и развивается на этих основах.
Административное
право регулирует общественные отношения
в области государственного управления,
осуществляемого органами исполнительной
власти.
Финансовое право распространяется
на оба этих вида государственной деятельности,
поскольку финансовая деятельность может
осуществляться и теми и другими органами.
Финансовое законодательство
- Совокупность нормативных актов,
содержащих нормы финансового права, принято
определять как финансовое законодательство.
правоведения.
Финансовое право, являясь
отраслью российского права,
регулирует общественные отношения, возникающие
в процессе осуществления финансовой
деятельности, т. е. деятельности, направленной
на создание, распределение и использование
определенных фондов денежных средств.
Финансовое право как правовая
наука изучает нормы, регулирующие общественные
отношения, возникающие при осуществлении
финансовой деятельности; изучает практику
их применения, закономерности развития
финансового права как отрасли российского
права.
Наука финансового
права — это совокупность знаний, положений,
категорий, выработанных учеными, изучающими
систему норм финансового права, анализирующими
практику применения финансово-правовых
норм. На основании полученных результатов
ученые вырабатывают предложения по совершенствованию
финансово-правового регулирования общественных
отношений в области финансов. Наука финансового
права использует знания, выработанные
представителями других отраслей правоведения,
и в первую очередь теории права и государства.
Финансовое право как учебная
дисциплина предусматривает обучение
студентов финансовому праву, тем правовым
нормам, которые в совокупности образуют
финансовое право как отрасль права.
Функционирование финансовой
системы, реализуемое в процессе финансовой
деятельности государства и муниципальных
образований, обусловливает возникновение
соответствующих финансовых отношений,
которые подлежат четкому правовому регулированию:
определению прав и обязанностей участвующих
в них субъектов, а также их ответственности
в случае нарушения установленного порядка.
Таким образом, финансовое право — одна
из основных отраслей российского права,
и все они базируются на нормах Конституции
РФ.
Область финансов и отдельные
се стороны затрагиваются нормами и других
отраслей права. Однако именно эта область
входит в сферу финансового права в целом,
хотя на разные звенья финансовой системы
его нормы распространяются не в одинаковой
мере. Это объясняется тем, что сферой
финансового права охватываются государственные и муниципальные финансы,
что обусловлено публичным характером
тех и других. Однако она затрагивает и
другие составные части финансовой системы
-- финансы предприятий и иных организаций,
основанных на негосударственной
или немуниципальной (частной)
форме собственности (например, в случае
регулирования отношений, связанных с
аккумуляцией средств, поступающих от
негосударственных предприятий (к примеру,
налогов) в денежные фонды государства
и муниципальных образований, а также
с их использованием). Под воздействием
финансового права находится и функционирование негосударственных социальных
фондов и финансовых ресурсов, имеющих
публичный характер (в частности, в сфере
страхового и банковского дела). По этому
вопросу французский ученый П. М. Годме
отметил: «Нив коем случае не следует забывать
о фундаментальном различии и динамике
между государственными и частными финансами.
Основные различия между ними обусловлены
тем фактом, что состояние частных финансов
и динамика частных финансов зависят от
законов рыночной экономики... Состояние
же и динамика государственных финансов
определяются решениями государства и
действиями публичной власти». Все эти
отношения в разной степени связаны с
финансовой деятельностью государства
и муниципальных образований.
В процессе финансовой деятельности
государства и органов местного самоуправления,
помимо финансовых, возникают и другие
отношения, которые не относятся к предмету
регулирования финансового права: трудовые,
гражданские, административные и иные,
подконтрольные соответствующим отраслям
права. Отрасль финансового права, соприкасаясь
с ними, распространяет свои нормы лишь
на финансовые отношения.
Итак, финансовое
право — отрасль российского права,
нормы которого регулируют общественные
отношения, возникающие в процессе деятельности
по образованию (формированию), распределению
и использованию централизованных и децентрализованных
денежных фондов (финансовых ресурсов)
государства и муниципальных образований,
а также иных финансовых ресурсов публичного
характера, используемых для реализации
соответствующих задач.
Финансовое право закрепляет
структуру финансовой системы, распределение
компетенции в данной области между Российской
Федерацией и ее субъектами,
органами местного самоуправления. На
основе этих исходных норм оно регулирует
отношения, возникающие в процессе финансовой
деятельности государства и муниципальных
образований, от лица которых выступают
соответствующие органы государственной
власти или местного самоуправления. Данные
отношения и составляют предмет финансового
права.
Следовательно, предмет
финансового права — это общественные
отношения, возникающие в процессе деятельности
по планомерному образованию (формированию),
распределению и использованию государственных,
муниципальных и иных публичных денежных
фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации
задач публичного характера.
В финансовых отношениях, являющихся
предметом финансового права, можно выделить
следующие группы:
между Российской Федерацией,
ее субъектами, муниципальными образованиями
и административно-территориальными единицами
(в лице соответствующих органов представительной
и исполнительной власти), возникающие
в связи с распределением между ними финансовых
ресурсов страны;
между финансовыми органами
государства и органами местного самоуправления,
с одной стороны, и физическими лицами
— с другой, в связи с выполнением последними
обязанностей перед государством и муниципальными
образованиями по внесению платежей в
государственные и муниципальные денежные
фонды (в бюджет, внебюджетные государственные
фонды);
между финансовыми и налоговыми
органами государства и органами местного
самоуправления, с одной стороны, и предприятиями,
организациями, учреждениями — с другой,
в связи с выполнением финансовых обязательств
перед государством, муниципальными образованиями
по внесению платежей в государственные
и муниципальные денежные фонды, распределением
между ними или расходованием государственных
и муниципальных денежных средств;