Бюджетный кодекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 16:31, реферат

Описание работы

Финансовое право — отрасль юридической науки, а также отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.
Предмет финансового права — общественные отношения по образованию и расходованию публичных финансов, предназначенных для осуществления публичных функций.

Содержание работы

1 .Финансовое право………………………………………………2
Финансовое право Российской Федерации……….3

Предмет и метод финансового права……………………….3


2. Бюджетное право…………………………………………….9
2.1 Предмет бюджетного права…………………………………...9
2.2 Источник бюджетного права …………………………………9

3. Бюджетный кодекс…………………………………………….11

3.1 БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………11
4. Нормы бюджетного права……………………………………..14
5 . Бюджетные правоотношения…………………………………14
6 . Структура бюджетной системы РФ………………………….15

Заключение…………………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Финансовое право.docx

— 53.30 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1 .Финансовое  право………………………………………………2

    1.  Финансовое право Российской Федерации……….3

 

    1. Предмет и метод финансового права……………………….3

 

 

2. Бюджетное право…………………………………………….9

2.1 Предмет бюджетного права…………………………………...9 

2.2 Источник бюджетного права …………………………………9

 

 3. Бюджетный кодекс…………………………………………….11

 

3.1 БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………11

4. Нормы бюджетного  права……………………………………..14

5 . Бюджетные правоотношения…………………………………14

6 . Структура бюджетной системы РФ………………………….15

 

Заключение…………………………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Финансовое право

 

Финансовое право — отрасль юридической науки, а также отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.

Предмет финансового права — общественные отношения по образованию и расходованию публичных финансов, предназначенных для осуществления публичных функций. В предмет финансового права входят, в основном, налоговые отношения и деятельность по расходованию публичных денежных средств. В условиях государственной монополии на финансовое дело в России в советский период частями предмета финансового права считались так называемые кредитно-расчётные отношения и подобные им (страховые, валютные и т. п.). Соответственно, после разгосударствления финансового дела соответствующие области обычно продолжали рассматриваться как части финансового права. В то же время, классический подход к финансовому праву предполагает, что оно является относительно самостоятельной (с точки зрения предмета) подотраслью публичного права, а последнее характеризуется так называемым «методом власти—подчинения» (более правильно — общественно-служебным методом). Отношения, выходящие за рамки публичного права и регулируемые «методом равенства», должны рассматриваться как часть гражданского (частного), а не финансового права. Например, таковы отношения граждан и организаций с частными банками и страховщиками (под частными здесь понимаются любые негосударственные и немуниципальные, а не только принадлежащие одной группе лиц). Наконец, и из публичного права в финансовое право как относительно самостоятельную подотрасль с точки зрения предмета выделяются лишь те области, которые прямо регулируют образование и расходование публичных финансов. Так, отношения по лицензированию той же банковской или страховой деятельности, валютный контроль, регулирование аудита и т. п. тяготеют к предмету «общего» административного права, неразрывно связаны с общеадминистративной доктриной надзора, а в части экономики более тяготеют к гражданскому (частному) праву, значит, относительно самостоятельную отрасль по своей природе не образуют. Лишь налоговый контроль и финансово-бюджетный надзор, поскольку они тесно связаны с особым экономическим, а не только управленческим наполнением публичных функций, могут рассматриваться как часть предмета финансового права, смежная с общеадминистративным правом. Концепция финансового права как подотрасли публичного права об образовании и расходовании публичных финансов основана на том, что именно эти области публичных функций имеют особое экономическое наполнение, которого нет в «общеадминистративном» праве, регулирующем публичное управление. Вместе с тем, полной самостоятельности финансового права не может быть: характер экономического наполнения норм финансового права зиждется на общеадминистративных началах, таких, как служебная, функциональная заданность, ограниченность публично-правовых имущественных обременений (в отличие от классической, в советской доктрине, речь шла исключительно о властном характере), в том числе налоговых обязательств, а также прямая связь расходования публичных финансов с административно-правовым раскрытием публичных функций.

1.1 Финансовое право Российской Федерации

 

 

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в целостной системе внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в определенные и институты и более крупные подразделения. Т.о. система российского финансового права – это объективно обусловленные системой общественно-финансовых отношений его внутреннее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Наиболее крупными подразделениями российского финансового права – это две его части: общая и особенная.

К общей части финансового права относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности, систему государственных органов, разграничение их полномочий, основные черты финансово-правового положения субъектов, формы и методы финансового контроля и другие подобные нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для неё общее значение.

Особенная часть состоит из нескольких разделов, которые включают в себя соответствующие финансово-правовые институты. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений. В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в следующих областях: государственные бюджетные системы; внебюджетных государственных и муниципальных фондов; финансов государственных предприятий; государственных доходов; государственного кредита; государственного страхования; государственных расходов; банковского кредитования; денежного обращения и расчетов и валютного регулирования.

Нормы финансового права Российской Федерации содержаться в большом числе разнообразных нормативно-правовых актах (источниках). К ним относятся акты представительных и исполнительных органов разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления. Т.о. источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержаться нормы финансового права. Главный источник финансового права – Конституция Российской Федерации, а также Конституции и уставы субъектов Федерации. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 года, ФЗ «О центральном банке РФ (банке России)» №86-ФЗ от 10.07.02.1

1.3 Предмет и метод финансового права

 

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Финансовое законодательство - Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство.

правоведения.

Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

 

Функционирование финансовой системы, реализуемое в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, обусловливает возникновение соответствующих финансовых отношений, которые подлежат четкому правовому регулированию: определению прав и обязанностей участвующих в них субъектов, а также их ответственности в случае нарушения установленного порядка. Таким образом, финансовое право — одна из основных отраслей российского права, и все они базируются на нормах Конституции РФ.

Область финансов и отдельные се стороны затрагиваются нормами и других отраслей права. Однако именно эта область входит в сферу финансового права в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что сферой финансового права охватываются государственные и муниципальные финансы, что обусловлено публичным характером тех и других. Однако она затрагивает и другие составные части финансовой системы -- финансы предприятий и иных организаций, основанных на негосударственной или немуниципальной (частной) форме собственности (например, в случае регулирования отношений, связанных с аккумуляцией средств, поступающих от негосударственных предприятий (к примеру, налогов) в денежные фонды государства и муниципальных образований, а также с их использованием). Под воздействием финансового права находится и функционирование негосударственных социальных фондов и финансовых ресурсов, имеющих публичный характер (в частности, в сфере страхового и банковского дела). По этому вопросу французский ученый П. М. Годме отметил: «Нив коем случае не следует забывать о фундаментальном различии и динамике между государственными и частными финансами. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики... Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти». Все эти отношения в разной степени связаны с финансовой деятельностью государства и муниципальных образований.

В процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, помимо финансовых, возникают и другие отношения, которые не относятся к предмету регулирования финансового права: трудовые, гражданские, административные и иные, подконтрольные соответствующим отраслям права. Отрасль финансового права, соприкасаясь с ними, распространяет свои нормы лишь на финансовые отношения.

Итак, финансовое право — отрасль российского права, нормы которого регулируют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по образованию (формированию), распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, а также иных финансовых ресурсов публичного характера, используемых для реализации соответствующих задач.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской

Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. На основе этих исходных норм оно регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

Следовательно, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач публичного характера.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:

  • между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами (в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти), возникающие в связи с распределением между ними финансовых ресурсов страны;

  • между финансовыми органами государства и органами местного самоуправления, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением последними обязанностей перед государством и муниципальными образованиями по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды (в бюджет, внебюджетные государственные фонды);

  • между финансовыми и налоговыми органами государства и органами местного самоуправления, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;

Информация о работе Бюджетный кодекс