Бюджетный кодекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 16:31, реферат

Описание работы

Финансовое право — отрасль юридической науки, а также отрасль права, предметом которой являются общественные отношения, связанные с образованием и расходованием публичных финансов (финансов государства и местного самоуправления), необходимых для реализации публичных функций.
Предмет финансового права — общественные отношения по образованию и расходованию публичных финансов, предназначенных для осуществления публичных функций.

Содержание работы

1 .Финансовое право………………………………………………2
Финансовое право Российской Федерации……….3

Предмет и метод финансового права……………………….3


2. Бюджетное право…………………………………………….9
2.1 Предмет бюджетного права…………………………………...9
2.2 Источник бюджетного права …………………………………9

3. Бюджетный кодекс…………………………………………….11

3.1 БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………11
4. Нормы бюджетного права……………………………………..14
5 . Бюджетные правоотношения…………………………………14
6 . Структура бюджетной системы РФ………………………….15

Заключение…………………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Финансовое право.docx

— 53.30 Кб (Скачать файл)

в) Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,областей,городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления",определяющий права субъектов РФ и органов местного самоуправления на получение бюджетных доходов и их использование, состав этих доходов, бюджетные взаимоотношения различных субъектов, принципы бюджетного процесса и другие положения; г) ФЗ РФ от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".

Нормы Б.п. содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах более общего характера. К ним следует отнести ФЗ РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства РФ по вопросам экономики, акты других федеральных органов. Источниками Б.п. являются и акты, регламентирующие правовое положение государственных органов, в той или иной мере имеющих отношение к формированию и использованию федерального бюджета: ФКЗ РФ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 "О федеральном казначействе" и др. На основе законодательства РФ разрабатываются и принимаются нормативные акты республик в составе РФ и других ее субъектов, а также органов местного самоуправления.

Исходные начала Б.п. определяются Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, уставами других ее субъектов. Так, в- Конституции РФ  указываются полномочия, в том числе и в области бюджетной деятельности, относящиеся к ведению РФ (ст.71), субъектов РФ, включая полномочия, находящиесяв совместном ведении РФ и ее субъектов (ст. 72,73), органов местного самоуправления (гл. 8).

                     

 

3 . Бюджетный кодекс

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов  от 20.08.2004 N 120-ФЗ, от 27.12.2005 N 197-ФЗ)

 

Глава 1. БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (часть первая)

 

Статья 1. Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации

 

1. К бюджетным правоотношениям  относятся:

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

2. Настоящий Кодекс устанавливает  правовой статус участников бюджетного  процесса, правовые основы порядка  и условий привлечения к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства  Российской Федерации.

 

Статья 2. Структура бюджетного законодательства Российской Федерации

 

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.

Внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также приостановление, отмена и признание утратившими силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

 

  • Статья 3. Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения2

 

1. Президент Российской  Федерации издает указы, регулирующие  бюджетные правоотношения, указанные  в пункте 1 статьи 1 настоящего Кодекса. Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить настоящему Кодексу и федеральным законам, указанным в статье 2 настоящего Кодекса.

2. На основании и во  исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, указанных  в статье 2 настоящего Кодекса, указов Президента Российской Федерации, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса.

3. Федеральные органы  исполнительной власти принимают  акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 настоящего Кодекса, в случаях и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, федеральными законами, указанными в статье 2 настоящего Кодекса, и актами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.

4. Органы государственной  власти субъектов Российской  Федерации принимают нормативные  правовые акты, регулирующие бюджетные  правоотношения, в пределах своей  компетенции в соответствии с  настоящим Кодексом.

5. Органы местного самоуправления  принимают муниципальные правовые  акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции  в соответствии с настоящим Кодексом.

 

Статья 4. Бюджетное законодательство Российской Федерации и нормы международного права

1. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем  те, которые предусмотрены бюджетным  законодательством Российской Федерации, применяются правила международного  договора.

2. Международные договоры  Российской Федерации применяются  к бюджетным правоотношениям, указанным  в статье 1 настоящего Кодекса, непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

 

Статья 5. Действие закона (решения) о бюджете во времени

 
1. Закон (решение) о бюджете вступает  в силу с 1 января и действует  по 31 декабря финансового года, если  иное не предусмотрено настоящим  Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

2. Закон о бюджете подлежит  официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке.

Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.

 

 

 

 

4 . Нормы бюджетного права

Нормы бюджетного права в основном являются:

Регулирующими, императивными, запретительными, диспозитивными

Бюджетное устройство регулируется:

 материальными нормами ,процессуальными нормами , материальными и процессуальными нормами

Бюджетный процесс регулируется:

материальными нормами, процессуальными нормами, материальными и процессуальными нормами

Бюджетный процесс на федеральном уровне регламентируется:

Бюджетным кодексом РФ, Бюджетным и Налоговым кодексами РФ и Бюджетным, Налоговым кодексами РФ и другими нормативными  правовыми документами

5 . Бюджетные правоотношения

Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных правоотношений.

Согласно ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

  • формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

  • составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Как правовая категория, бюджет — это основной финансовый план государства, роспись его доходов и расходов.

По всему материальному содержанию бюджет — это государственный централизованный фонд денежных средств.

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия — федеральное государство, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов РФ и местных бюджетов. Бюджетная система РФ — часть финансовой системы России.

 

 

 

6 . Структура бюджетной системы РФ

Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  • бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

  • местных бюджетов.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления — на федеральные, региональные и местные. Наиболее значимые и крупные — такие федеральные внебюджетные фонды, как Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства. Отсюда и другая их особенность — они представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это — финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.

Своеобразие предмета регулирования обусловливает и особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Белов, В. А. Финансово-правовые институты зарубежных стран : учеб. пособие / В. А. Белов, М. М. Прошунин. – М. : РИОР : ИНФРА-М, 2012. – 298 с.

  1. Грачева, Е. Ю. Финансовое право: схемы с комментариями : учеб. пособие / Е. Ю. Грачева. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Проспект, 2013. – 110 с.

Информация о работе Бюджетный кодекс