Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Бюджетное право основная подотрасль финансового права, включающая в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс, формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства страны.

Содержание работы

Введение
Понятие, принципы бюджетного процесса и его участники
Понятие бюджетного процесса
Принципы бюджетного процесса
Участники бюджетного процесса
Стадии бюджетного процесса
Стадия составления проекта бюджета
Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
Стадия отчета об исполнении бюджета
Заключение

Файлы: 1 файл

Фин право кр.docx

— 29.60 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

  1. Понятие, принципы бюджетного процесса и его участники
    1. Понятие бюджетного процесса
    2. Принципы бюджетного процесса
    3. Участники бюджетного процесса
  2. Стадии бюджетного процесса
    1. Стадия составления проекта бюджета
    2. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
    3. Стадия отчета об исполнении бюджета

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджет как экономическая  категория представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих  в процессе создания, распределения  и использования государственного централизованного фонда денежных средств, региональных и местных  фондов денежных средств, необходимых  государству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и  функций. Бюджет - финансовая основа функционирования государства и местного самоуправления, центральное звено финансовой системы  общества, с которым связаны все  ее звенья.

Как правовая категория бюджет - основной финансовый план государства  или местного самоуправления, роспись  доходов и расходов.

В соответствии со ст. 1 Конституции  РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления. Российская Федерация  имеет федеративное устройство и  состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации (ст.5 Конституции РФ). Поэтому под бюджетом государства понимают бюджет Российской Федерации (федеральный бюджет) и  бюджеты ее субъектов. Федеральный  бюджет находится в ведении Российской Федерации, ему придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона. Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его. На уровне образований местного самоуправления создаются местные бюджеты, обеспечивающие финансовыми ресурсами выполнение ими своих задач и функций.

Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые  в совокупности образуют бюджетное  право.

Бюджетное право основная подотрасль финансового права, включающая в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс, формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства страны.

Цель работы - дать определение бюджетного процесса, рассмотреть его основные принципы и все стадии бюджетного процесса, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

  1. Понятие, принципы бюджетного процесса и его участники
    1. Понятие бюджетного процесса

Бюджетный процесс - это регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства  и муниципальных образований  по составлению, рассмотрению и утверждению  бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению и утверждению  отчета о его исполнении.

Деятельность государства  от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о  его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный  цикл делится на стадии бюджетного процесса: это стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения и заключения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую. Сам бюджет действует в течение одного года - с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации  длится 12 месяцев. По прошествии года по закону для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Счетный период включает срок с 1 января по 31 декабря плюс льготный месяц.

Стадии бюджетного процесса следует строго последовательно, и  этот порядок изменению не подлежит. В тоже время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются государственные средства в зависимости от задач, решаемых государством в данной период.

    1. Принципы бюджетного процесса

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно  составить, утвердить и исполнить  бюджет так, чтобы средства государства  были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. Однако в настоящее время Бюджетным  кодексом в гл. 5 предусмотрены общие  принципы для бюджетной системы  в целом.

Это следующие принципы:

· единства бюджетной системы  Российской Федерации;

· разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы Российской Федерации;

· самостоятельности бюджетов;

· полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

· сбалансированности бюджета;

· эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

· общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

· гласности;

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28. БК РФ).

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право законодательных (представительных) и исполнительных органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие  собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных  бюджетом средств либо к направлению  их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

    1. Участники бюджетного процесса

Возникающие в процессе данной деятельности общественные отношения  регулируются нормами бюджетного права  и являются бюджетными правоотношениями. Субъектами правоотношений выступают  органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные субъекты.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются: Президент  РФ; Государственная Дума и Совет  Федерации; Правительство РФ; Министерство Финансов РФ; Федеральное казначейство; органы, осуществляющие сбор доходов  бюджета; Банк России; Счетная палата РФ; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители бюджетных  средств; иные органы.

Бюджетные полномочия Банка  России направлены на: совместную с  Правительством страны разработку и  представление на рассмотрение Государственной  Думы основных направлений денежно-кредитной  политики; обслуживание счетов бюджетов; осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам  РФ.

  1. Стадии бюджетного процесса
    1. Стадия составления проекта бюджета

Эта стадия начинается с  Послания Президента РФ Федеральному Собранию, которое в соответствии с новым БК РФ должно поступить  в Федеральное Собрание на позднее  марта предшествующего очередному финансовому году (ст.170 БК РФ).

Затем составлением бюджета  занимается Правительство РФ и соответствующие  органы исполнительной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

Названная стадия состоит  из нескольких этапов.

Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор  Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год.

Второй этап формирования федерального бюджета - распределение  федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями  расходов бюджетов Российской Федерации  и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных  и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере. Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.

Несогласованные вопросы  по бюджетным проектировкам в  предстоящем году и на среднесрочную  перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной  комиссией, возглавляемой министром  финансов.

Завершается данная стадия тем, что с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому  году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета.

Информация о работе Бюджетный процесс