Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Бюджетное право основная подотрасль финансового права, включающая в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс, формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства страны.

Содержание работы

Введение
Понятие, принципы бюджетного процесса и его участники
Понятие бюджетного процесса
Принципы бюджетного процесса
Участники бюджетного процесса
Стадии бюджетного процесса
Стадия составления проекта бюджета
Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
Стадия отчета об исполнении бюджета
Заключение

Файлы: 1 файл

Фин право кр.docx

— 29.60 Кб (Скачать файл)
    1. Стадия рассмотрения и утверждения бюджета

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном  бюджете Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты  федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные  акты РФ; о тарифах страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год - до 1 августа.

Проект федерального закона о федеральном бюджете в течение  трех дней направляется в Совет Федерации, Комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной  инициативы для внесения замечаний  и предложений, а также в Счетную  палату РФ на заключение.

Государственная Дума рассматривает  проект федерального бюджета на очередной  финансовый год в четырех чтениях. В первом - чтении - в течении 30 дней со дня внесения в Думу Правительством РФ. В случае отклонения в первом чтении проекта этого закона Государственная Дума может: передать его в согласительную комиссию, включающую представителей Думы, Совета Федерации и Правительства РФ; вернуть в Правительство РФ на доработку на срок до 20 дней; поставить вопрос о доверии Правительству РФ. Государственная Дума рассматривает законопроект во втором чтении в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

При рассмотрении Государственной  Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной  год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации  и главным распорядителем средств  федерального бюджета по всем четырем  уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам. В третьем чтении законопроект рассматривается 25 дней со дня принятия его во втором чтении.

Государственная Дума рассматривает  законопроект в четвертом чтении в течение 15 дней со дня принятия его в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Федеральный  закон должен быть принят Государственной  Думой до 1 декабря текущего года.

Принятый федеральный  закон о федеральном бюджете  в течение пяти дней передается на обязательное рассмотрение в Совет  Федерации, которое длится до 14 дней. В течение пяти дней со дня одобрения  Советом Федерации федеральный  закон направляется Президенту РФ для  подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации он передается для преодоления возникших разногласий  в согласительную комиссию, которая  в течение 10 дней выносит на повторное  рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон. Государственная Дума повторно рассматривает  его в одном чтении. При несогласии Думы с решением Совета Федерации  закон считается принятым, если при  повторном голосовании за него проголосовало  не менее двух третей общего числа  депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения Президентом  федерального закона о федеральном  бюджете он передается в согласительную комиссию. Далее его утверждение  осуществляется в описанном порядке.

При непринятии Думой федерального закона о федеральном бюджете  до 1 декабря текущего года, а также  в случае невступления в силу данного  закона до 1 января очередного года в  силу каких-либо причин, данный закон  не вступает в силу до начала очередного финансового года. В этом случае Дума может принять федеральный  закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1 квартале очередного финансового года, в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти расходуют средства федерального бюджета в соответствии с указанным федеральным законом.

В федеральный закон о  федеральном бюджете могут быть внесены изменения и дополнения, разработанные и представленные Правительством РФ, а также иными  субъектами, имеющими право законодательной  инициативы в форме проектов соответствующих  федеральных законов. Государственная  Дума рассматривает указанный законопроект во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.

    1. Стадия отчета об исполнении бюджета

Бюджетный процесс завершается  составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета, что является важной формой контроля за исполнением бюджета. Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджета за истекший год составляет Министерство финансов РФ и представляет их в Правительство РФ.

Отчет об исполнении бюджета  составляется финансовыми органами на основании ведущегося ими через  органы казначейства учета исполнения бюджета и отчетов учреждений и организаций, кредитных учреждений, участвующих в исполнении бюджета.

Правительство РФ ежегодно в мае следующего за отчетным года представляет Федеральному Собранию отчетный доклад и отчет об исполнении федерального бюджета РФ за прошедший финансовый год.

В субъектах Федерации  и муниципальных образованиях отчет  об исполнении бюджета составляется финансовыми органами, а затем  представляется исполненным органам  власти, которые представляют его  представительным органам власти. Исполнительный орган власти предоставляет соответствующему представительному органу власти отчет  об исполнении бюджета в установленный  срок.

Отчеты об исполнении бюджетов рассматриваются субъектами Федерации  и органами местного самоуправления в следующие сроки: представительными  органами власти субъектов РФ - не позднее 1 мая года, следующего за отчетным; районными и городскими представительными  органами местного самоуправления - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным; представительными органами местного самоуправления - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Конкретные сроки определяются соответствующими представительными  органами власти в нормативных актах  о бюджетном процессе на данной территории.

Отчет о исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям доходов и расходов в установленном порядке с необходимым анализом исполнения доходов (в том числе по обеспечению уровня запретных доходов) и расходования средств.

По результатам рассмотрения отчетов об исполнении бюджета представительные органы власти принимают решения  об их утверждении либо неутверждении. После принятия решения об утверждении бюджета на следующий финансовый год и отчета об исполнении бюджета за предыдущий год на очередной сессии представительного органа власти рассматривается информация о консолидированном бюджете на следующий финансовый год и об исполнении консолидированного бюджета за предыдущий год с учетом принятия нижестоящими представительными органами власти решений об утверждении бюджетов и отчетов о их исполнении.

Указанные решения нижестоящих  представительных органов власти направляются ими в соответствующие вышестоящие  представительные и исполнительные органы власти в установленные указанными вышестоящими представительными органами сроки.

Исполнительные органы власти субъектов РФ представляют отчеты о исполнении соответствующих консолидированных бюджетов в Министерство финансов РФ и Российское статистическое агентство, которые используют эти отчеты как основу для разработки бюджетов на следующий год.

Конкретные сроки и  формы представленных отчетов определяются Министерством финансов РФ и Российским статистическим агентством.

В случае принятия или отклонения проекта бюджета и отчета о  его исполнении в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такового решения. Отчеты по бюджету публикуются в течении года в специальных статистических сборниках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В Российском законодательстве, а также в юридической литературе широко применяется термин «бюджетные права» для характеристики компетенции  государства, его территориальных  подразделений и соответствующих  органов власти (или самоуправления) в области бюджета. Однако этот термин не следует понимать буквально: в  данном случае речь идет о правах особого  содержания, которые по своим юридическим  свойствам отличаются от прав, которыми наделены субъекты других отраслей права (например, гражданского, трудового), а  также и отдельных институтов финансового права. Эти особенности  заключаются в том, что бюджетные  права по своим юридическим свойствам  во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно и обязанностями (например, право  утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходов и т.д.). Таким образом, в  большинстве случаев бюджетное  право (правомочие) и обязанность  слиты в едином полномочии, эти  полномочия отражают неразрывность  прав и обязанностей субъектов бюджетного права. Однако существуют и «раздельные» их права и обязанности (например, право предоставлять субсидию или  ссуду в нижестоящий бюджет, право  дополнительных расходов на социальные мероприятия, обязанность компенсировать нижестоящему бюджету увеличивающиеся  расходы в установленных случаях). Для современных условий, когда  повышается уровень самостоятельности  субъектов Федерации и муниципальных  образований, это стало более  распространенным явлением.

Правовые нормы, регулирующие бюджетный процесс, предписывают правила, порядок применения норм материального  бюджетного права. В них регламентирован  весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента  утверждения отчета об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных  субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Нормы процессуального бюджетного права, строгое их соблюдение, являются гарантией законности применения норм материального бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности  поступления в бюджет доходов, законности и своевременности их расходования.


Информация о работе Бюджетный процесс