Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:08, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы очевидна тем что, дальнейшее развитие России как жизнеспособного общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения. Учитывая, что процесс депопуляции усилился из-за негативных изменений возрастного состава населения (сокращение численности населения репродуктивного возраста, увеличение доли пожилых людей), в настоящее время требуется переход к масштабным, активным и финансово обеспеченным действиям, которые реально позволят изменить демографическую ситуацию.
Введение…………………………………………………………………………......3
1. Государственная демографическая политика в РФ.............................................7
1.1 Сущность демографической политики...............................................................7
1.2 История демографической политики в РФ.......................................................13
2. Демографическая политика на современном этапе...........................................19
2.1 Демографическая политика в современной России.........................................19
2.2 Базовые условия эффективности демографической политики......................28
3. Демографическая ситуация Пензенской области...............................................37
3.1 Общие тенденции и проблемы демографических процессов в Пензенской области........................................................................................................................37
3.2 Реализация государственной демографической политики в Пензенской области........................................................................................................................42
Заключение………………………………………………………………………….47
Список использованных источников информации………
В соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 24.11.2010 № 758-П в целях оптимизации процесса реализации социальных долгосрочных целевых программ на региональное Министерство здравоохранения возложены полномочия по:
- реализации подпрограммы «
- реализации Закона Пензенской области от 01.11.2008 № 1618-ЗПО «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Пензенской области» (с последующими изменениями);
- реализации долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере на 2010 - 2015 годы», утверждённой постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2009 № 953-пП (с последующими изменениями);
- обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - заинтересованные лица), на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством;
- реализации Закона Пензенской области от 27.02.2010 № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» (с последующими изменениями);
- регистрации и учету
на территории Пензенской
В 2010 году в рамках приоритетного национального проекта дополнительной диспансеризацией охвачены 40217 работающих граждан. Утверждённый для Пензенской области план перевыполнен. В сравнении с результатами прошлого года выросла доля граждан 1 и 2 групп здоровья, т.е. практически здоровых граждан и граждан с риском развития заболеваний. Уменьшилось количество работающих, нуждающихся в дообследовании в амбулаторных и стационарных условиях. Выявлен только 1 человек, нуждающийся в оказании высокотехнологичной медицинской помощи. Всего у 40217 больных зарегистрировано 62021 заболевание, в том числе 14527 впервые (30,6%).
Пензенская область включена в перечень субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.
Кроме того, область включена в перечень субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий, направленных на обследование населения с целью выявления туберкулёза. Соответствующее постановление Правительства Российской Федерации № 1235 подписано 31 декабря 2010 года. Данным постановлением утверждено распределение финансовых средств из бюджета Российской Федерации в размере 60 905,3 тыс. рублей. В бюджете области на реализацию данных мероприятий предусмотрено 40 603,5 тыс. рублей. Средства будут направлены на осуществление подготовки и переподготовки медицинских кадров, ремонт областного противотуберкулёзного диспансера и закупку нового высокотехнологичного медицинского оборудования.
В соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрена индексация на 6,5% мер социальной поддержки отдельных категорий граждан:
Размеры пособий составят:
- единовременное пособие на рождение ребенка - 11703,13 руб.;
- пособие по беременности
и родам женщинам, уволенным в
связи с ликвидацией
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, уволенным в связи с ликвидацией предприятий - 438,87 руб..
- ежемесячное пособие на ребенка - 270 рублей (2010 год - 250 рублей);
- ежемесячное пособие на детей одиноких матерей - 540 рублей (2010 год - 500 рублей);
- ежемесячное пособие на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву - 405 рублей (2010 год - 375 рублей);
- ежемесячное пособие
на детей, родители которых
уклоняются от уплаты
- ежемесячное пособие на третьего и последующих детей в возрасте от 1 года до 16 лет - 530 рублей (2010 год - 500 рублей);
- единовременное пособие
при рождении третьего и
- единовременное пособие при рождении двоен и троен - 10700 рублей (2010 год - 10000 рублей);
- единовременное пособие при рождении в семье ребенка в течение первых 18 месяцев после заключения брака - 21300 рублей (2010 год - 20000 рублей);
- единовременное пособие при усыновлении (удочерении) ребенка, в возрасте старше 7 лет или ребенка- инвалида - 213000 рублей (2010 год - 200000 рублей.
Данные виды пособий предусмотрены Законом Пензенской области от 22.12.2010 № 2004-ЗПО, который вносит изменения в Закон Пензенской области от 21.04.2005 № 795-ЗПО «О пособиях семья, имеющих детей».
Величина прожиточного минимума по Пензенской области за III квартал 2010 года составила 5006 рублей.
По предварительной оценке, денежные доходы населения в ноябре 2010 года составили 17821,7 млн. руб. и увеличились по сравнению с ноябрем 2009 года на 12,5 %, денежные расходы - 18074,9 млн. руб. (на 13,2 %).
Денежные доходы на душу населения составили 12978,2 руб. и выросли по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 13,0 %, потребительские расходы увеличились на 9,7 % и составили 8965,9 руб. Доходы в реальном выражении увеличились по сравнению с ноябрем 2009 года на 3,1 %[21].
Изменение социальных ориентиров и нравственных ценностей, снижение инстинкта продолжения рода, отсутствие развитого института семьи привели к малодетности на фоне снижения брачности и повышения разводимости. Но при выполнении соответствующих мероприятий, при проведении эффективной демографической политики возможно улучшение демографической ситуации в Пензенской области.
Заключение
В заключение можно сказать, что государство проявляет озабоченность демографической ситуацией, принимает активную позицию в отношении улучшения демографической проблемы. Но нельзя не заметить, что, не смотря, на все перечисленные меры, все же принятые законодательные акты носят слишком общий характер. Конкретные механизмы реализации проектов не прописаны. Принятые решения о стимулировании рождаемости посредством выплаты так называемого «материнского капитала», увеличения пособия по уходу за ребенком, компенсации расходов на дошкольные учреждения, меры по стимулированию усыновления детей-сирот требуют значительных финансовых затрат.
Нельзя забывать о данных демографических исследований других стран, где применяли демографическую политику, основанную на материальной и социальной помощи. Должного эффекта они не достигли. Сначала наблюдается некоторый рост рождаемости, но после – спад. Это объясняется тем, что семьи, которые хотят второго, третьего ребенка, подстраиваются под государственные программы, дающие возможность получить льготы или дотации. А спад начинается потому, что предлагаемые программы материально помощи, дотации, льготы оказываются недостаточными для полноценного воспитания детей и повышения репродуктивной активности потенциальных родителей [3,12].
Не смотря на кажущееся
увеличение рождаемости в последние
2 года, сохранение нынешних тенденций
воспроизводства населения
Пензенская область занимает тридцать четвертое место среди регионов Российской Федерации по числу жителей. В течение последнего 2012 года наметилась положительная тенденция изменения некоторых демографических показателей, в частности, снизились темпы сокращения численности населения. Вместе с тем продолжающуюся убыль населения области нельзя считать нормальным явлением. Для решения этой проблемы разработана долгосрочная целевая программа, в рамках которой предусмотрены мероприятия по укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни населения, развитию физкультуры и спорта, по поддержке института семьи в целом и по социальной поддержке семей, имеющих детей.
Список использованных источников информации
1. Алисов Н.В. География мирового населения / Алисов Н.В., Хорев Б.С. // Экономическая и социальная география мира. - М., 2007. -362с.
2. Антонов А.И. Современные демографические тенденции и аналитические прогнозы, проблемы семейно-демографической политики в социальном государстве // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социология и политология. - 2010. - N 4. - С.134-150.
3. Багдасарян В. Управляема ли демография? // Власть. - 2006. - N 10. - С.10-19.
4. Бекетов Н.В. Основные приоритеты формирования государственной демографической политики России / Н.В.Бекетов, А.С.Денисова, И.А.Елшина // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - N 5. - С.10-21.
5. Володин Н.Н. Анализ демографической ситуации в Российской Федерации и меры по ее улучшению // Нац. проекты. - 2006. - N 6. - С.78-80.
6. Галецкий В.Ф. Демографические аспекты устойчивого развития России // Проблемы прогнозирования. - 2005. - N 6. - С.161-169.
7. Галецкий В.Ф. Социально-экономические последствия демографической глобализации // Пробл. прогнозирования. - 2003. - N 6. - С.128-138.
8. Глушкова В. Г. Демография: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2004. - 206с.
9. Демографическая модернизация России в XX веке // Обществ, науки и современность. - 2007. - N 3. - С. 128-140.
10. Елисеева И. И. Демография и статистика населения: Учебник / И. И. Елисеева, Э. К. Васильева, М. А. Клупт и др: «Финансы и статистика», - М., 2006. - 497с.
11. Збарская И.А. Основные тенденции изменения демографической и социальной структуры российского общества: итоги населения 2002 года // Вопр. статистики. - 2004. - N 11. - С.63-68.
12. Зверева Н. В. Основы демографии: Учеб. пособие/ И. Н. Веселкова, В. В. Елизаров. - М.: Высш. шк., 2004. - 322с.
13. Илышев А. Демографическая программа: приоритеты и механизм реализации / Илышев А., Багирова А., Павлова Л. // Экономист. - 2008. - N 6. - С.46-51.
14. Илышев А.М. Демографическая программа: симптомы неблагополучия и проблема социальной ответственности сферы образования // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - N 11. - С.19-27.
15. Илышев А.М. Демографическая ситуация до 2025 года: вызовы времени и альтернативность развития / А.М.Илышев, А.П.Багирова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - N 6. - С.7-19.
16. Капица С.П. Демографическая ситуация и будущее России / С.П.Капица, А.Д.Жуков; материал подготовила А.Мостинская // В мире науки. - 2010. - N 2. - С.13-17.
17. Клочкова М. С. Демография: Учеб. пособие. - М.: РИОР, 2006. - 214с.
18. Кулешова Н.С. Демографические процессы в современной России // Вестн. Моск. ун-та. Сер.12. Полит. науки. - 2010. - N 3. - С.40-47.
19. Сакаев В. Демографическая политика в современной России: переходы к определению целей // Власть. - 2010. - N 12. - С.43-45.
20. http://mzs.penza.net/
21. http://miac.penza.net/
22. http://www.penza.ru/news/2012/
Приложение
Приложение 1. Динамика смертности в Пензенской области за 2000-2010 год
Источник: данные Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области.
Приложение 2. Динамика рождаемости в Пензенской области за 2000-2010 год
Источник: данные Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области.
Информация о работе Демографическая ситуация Пензенской области