Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:26, курсовая работа
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества между странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….
ГЛАВА1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
1.1.Роль инвестиций в экономике…………………………………………………………….
1.2.Преимущества и недостатки импорта инвестиций……………………………………..
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Прямые иностранные инвестиции в экономику Казахстана………………………….
2.2. Иностранные инвестиции по отраслям промышленности……………………………
2.3. Распределение иностранных инвестиции по областям республики и формам собственности…………………………………………………………………………………
2.4. Иностранные инвестиции на предприятиях Казахстана……………………………..
2.5. Анализ инвестиционного климата Казахстана
ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
3.1. Проблемы и задачи ……………………………………………………………………….
3.2. Механизм государственного регулирования …………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
Введение………………………………………………………… |
|
глава1. инвестиционнЫЙ ПРОЦЕСС |
|
1.1.Роль инвестиций в экономике……………………………………………………… 1.2.Преимущества и недостатки импорта инвестиций……………………………………..
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 2.1 Прямые иностранные инвестиции в экономику Казахстана…………………………. 2.2. Иностранные инвестиции по отраслям промышленности…………………………… 2.3. Распределение иностранных инвестиции по областям республики и формам собственности…………………………………………… 2.4. Иностранные инвестиции на предприятиях Казахстана…………………………….. 2.5. Анализ инвестиционного климата Казахстана
ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 3.1. Проблемы и задачи ………………………………………………………………………. 3.2. Механизм государственного регулирования …………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
|
|
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества между странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны. Привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Мировой опыт многих стран свидетельствует, что приток иностранного капитала и государственное регулирование его использования позитивно воздействуют на экономику. Инвестиции содействуют становлению и укреплению частного предпринимательства в странах со средним и низким уровнями экономического развития, мобилизуют капитал для реализации серьезных проектов, создания смешанных компаний, рынков ссудного капитала. От того, насколько успешно экономика Казахстана будет интегрироваться в мирохозяйственные связи, зависит стратегия и тактика повышения эффективности экономики республики. Для Казахстана наиболее целесообразным и безболезненным, с точки зрения влияния на инфляцию и внешний долг, является привлечение прямых иностранных инвестиций, так как прямые инвестиции, будучи привлеченные под собственные гарантии заемщиков, снижают финансовые обязательства государства по заимствованию средств на структуризацию экономики. Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили правовое, финансово-экономическое и социальное положение основного звена народного хозяйства - предприятия, его статус в системе хозяйственного и гражданского оборота. Вместо преобладавших ранее во всех отраслях экономики предприятий, основанных на государственной собственности, возникли и функционируют тысячи предприятий, базирующихся на частной, смешанной, акционерной собственности. Все это повлияло на изменение механизма управления и организации инвестиционной деятельности как основы экономического роста, на повышение конкурентоспособности организаций и экономики в целом.
Само государство Республика Казахстан должно выступать организатором инвестиционного процесса и главным инвестором. Это его основная функция с точки зрения социальной политики.
глава1. инвестиционнЫЙ ПРОЦЕСС | 4 | ||
1.1.Роль инвестиций в экономике
Термин "Инвестиции" является относительно новым в нашем экономическом словаре. В прежней экономической науке широкое употребление нашло понятие "капитальных вложений", под которыми понимались единовременные затраты по основным фондам. Термин же "Инвестиции" появился с переходом к рыночной экономике, однако до сих пор в русскоязычной экономической литературе он не приобрел единого понимания. Рассмотрим вкратце приводимые разными авторами понимания, поскольку это важно для определения предмета дальнейшего исследования - иностранного капитала как источника инвестирования. В обыденной речи часто под инвестициями понимают любые вложения средств. Этот подход распространился и на многие экономические издания. Так, авторы сборника "Портфель приватизации и инвестирования" пишут: "Понятие "инвестиционная деятельность" используется для широкого круга явлений, связанных с вложениями финансовых ресурсов в различные активы с целью получения доходов в краткосрочной или долгосрочной перспективе. В зависимости от характера активов, являющихся объектами инвестиционной деятельности, выделяются инвестиции в материальные активы или реальный капитал и в нематериальные активы". Такое же неточное и общее определение дают некоторые зарубежные авторы: "Термин "Инвестиции" (вложение средств) чрезвычайно широко распространен, - пишут Ворст И. и Ревентшоу П. в книге "Экономика фирмы", - на бытовом уровне говорят об инвестициях при покупке украшений, произведений живописи, долгов. В то же время говорят об инвестициях, когда покупают акции, облигации и закладные билеты". Не является в этом смысле образцом и отечественный закон "Об иностранных инвестициях", согласно которому инвестиции - это вес виды имущественных ценностей и прав на них, а также прав на интеллектуальную собственность, вкладываемых инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода). Между тем, с экономической точки зрения права на интеллектуальную собственность не связаны напрямую с увеличением материального богатства. Скорее речь в данном случае должна идти о юридическом акте права на собственность, или передаче прав на собственность. В наиболее широком смысле слово "инвестировать" означает: "расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем". Два фактора обычно связаны с данным процессом - время и риск. Реальные инвестиции обычно включают инвестиции в какой-либо тип материально осязаемых активов, таких как земля, оборудование, заводы. Более точное определение используется в книге" Инвестиционно-финансовый порт-фель", авторы которой пишут: "Инвестиции - затраты денежных средств, направленные на воспроизводство капитала (его поддержание, расширение)" . Инвестиции - это способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и (или) принести положительную величину дохода. Промышленные и другие предприятия (фирмы) постоянно сталкиваются с необходи-мостью инвестиций, т.е. с вложением средств (внутренних и внешних) в различные программы и отдельные мероприятия (проекты) с целью организации новых, поддержания и развития действующих производств (производственных мощностей), технической подготовки производства, получения прибыли и других конечных результатов, например природоохранных, социальных и др. Это денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины и оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли (дохода) и достижения социального эффекта. Инвестиции — это то, что "откладывается" на завтра, чтобы как можно больше и эффек-тивнее употребить в будущем. Одну их часть составляют потребительские блага, не используемые в текущем периоде, а откладываемые в запас (на увеличение запасов); другую — ресурсы, направляемые на расширение производства (вложения в здания, сооружения, машины, оборудование и т.д.). Инвестициями могут быть как денежные средства, так и акции, другие ценные бумаги, паевые взносы, движимое и недвижимое имущество, авторские права, ноу-хау и др. По финансовому определению инвестиции — это все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода (выгоды); по экономическому — расходы на создание, расширение или реконструкцию и техническое перевооружение основного и оборотного капитала. Объектами инвестирования (вложения средств) могут быть строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания и сооружения, другие основные фонды, ориентированные на решение определенной задачи (например, на производство новых товаров или услуг, увеличение их объема или улучшение качества и т.д.). Они раз-личаются по объемам производства (масштабам проекта, производству продукции, работ, услуг), направленности (производственные, социальные и др.), характеру и содержанию периода (этапов) осуществления проектов (на весь период или только отдельные этапы), формам собственности (государственные или частные), характеру и степени участия государства (кредиты, пакет акций, налоговые льготы, гарантии и др.), окупаемости средств, эффективности конечных результатов и другим признакам Все инвестиции подразделяют на две основные группы: реальные (капиталообразующие) и портфельные. Реальные инвестиции — это в основном долгосрочные вложения средств (капитала) непосредственно в средства производства и предметы потребления. Они представляют собой финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связаны с приобретением реальных активов. При этом может быть использован и заемный капитал, в том числе и банковский кредит. В таком случае банк также становится инвестором, осуществляющим реальное инвестирование. Портфельные инвестиции — это вложение капитала в проекты, связанные, например, с формированием портфеля и приобретением ценных бумаг и других активов. В данном случае основной задачей инвестора является формирование и управление оптимальным инвестиционным портфелем, осуществляемое, как правило, посредством операции покупки и продажи ценных бумаг на фондовом рынке. Портфель — это совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей. Инвестиции составляют важную часть доходов, затрачиваемых на производство валового национального продукта и представляют собой расходы на расширение и обновление производства, которые связаны с введением новых технологий, материалов и др. предметов и средств труда, т.е. связаны с капиталообразованием, расширением физического капитала, в отличие от капитала денежного В. В. Бочаров в книге "Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций" пишет: "Инвестиции целесообразно рассматривать не в статике, а в динамике, т.е. в процессе смены форм собственности и превращения их в конечный продукт инвестиционной деятельности данного периода. Другими словами, - это часть дохода за данный период, которая не может быть использована на потребление". В таком понимании инвестиции представляют цепочку превращений от вложений до получения дохода, без получения которых стимулы к инвестированию будут отсутствовать. Главными этапами инвестирования по В. В. Бочарову становятся: 1. Преобразование ресурсов в капитальные вложения (затраты), т.е. процесс трансформации инвестиций в конкретные объекты инвестиционной деятельности (собственно инвестирование); 2. Превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, что характеризует конечное преобразование инвестиций и получение новой потребительной стоимости; 3. Прирост капитальных стоимостей в форме дохода или социального эффекта, то есть реализуется конечная цель инвестиционной деятельности. Далее начальная и конечная цепочки замыкаются, образуя новую взаимосвязь: доход-ресурсы и, таким образом, процесс накопления повторяется. Инвестиционная сфера в экономике любой страны является основной и определяет экономический рост страны, а инвестиционная политика является приоритетной сферой экономической политики. Об этом свидетельствует и мировая практика. Замечено, например, что на каждый процент прироста ВВП страна, решающая задачи экономического роста, должна выделять на производственные инвестиции не менее 3% ВВП. Если проанализировать этапы экономического подъема таких промышленно развитых стран, как США, ФРГ, Японии, Франция, Великобритания и др., нетрудно заметить, что в последние десятилетия практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в этих странах соответствовали (естественно с определенным шагом) периоды самых высоких темпов подъема экономики. Это ярко проявилось, в частности, в 60-ые годы, когда высокая инвестиционная активность в этих странах сопровождалась особенно значительными темпами роста такого интегрального показателя экономического развития, как валовой национальный продукт. К примеру, в Японии при удвоении объема инвестиций за 1966-1970гг. ВНП возрос по сравнению с предыдущим пятилетием более чем на 70%. В эти же годы в США, ФРГ, Франции достигались приросты ВНП на 25-30%. При таких высоких темпах экономического роста многие развитые страны получили возможность создать уже в 60-ые годы производственный потенциал, обеспечивающий материально-техническую основу для устойчивого экономического и социального развития в последующий период, для формирования экономики постиндустриального общества и перехода к новому этапу экономического роста. По существу именно этот период создал условия, при которых можно было не только стабилизировать норму производственного накопления, но и допускать снижение ее, обеспечивая даже при этом быструю замену физически и морально устаревших средств на основе непрерывно прогрессирующей техники. С повышенной инвестиционной активностью связан и известный экономический феномен последнего периода - появление "новых индустриальных стран" Азии: Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга. Благодаря инвестициям в этих странах в короткий срок были созданы стабильные экономические структуры с крупным динамичным экспортным потенциалом, способным быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре мирового рынка, осуществлен переход к широкофронтальному развитию современных наукоемких отраслей экономики. Влияние инвестиций на экономику обнаруживалось и в периоды существования СССР. Так, в 19бб-1970г.г. при увеличении объемов капитальных вложений более чем в 1,4 раза среднегодовой прирост ВНП в стране достиг довольно значительной величины - 7,6%. В последующие пятилетия по мере уменьшения приростов объема капитальных вложений в народное хозяйство и снижения качества их использования в условиях экстенсивного типа экономического развития устойчиво падали темпы среднегодовых приростов ВНП. Как известно, в конечном счете это привело к кризисному состоянию производственного аппарата, резкому увеличению незавершенного строительства и многим другим негативным К сожалению, инвестиционный фактор не нашел достойного отражения в программах стабилизации и экономического подъема Казахстана и многих других стран СНГ. Это объясняется скорее недооценкой роли инвестиций в экономике и методологически ошибочной точкой зрения о том, что после достижения финансовой стабилизации в экономике, снижения инфляции инвестиционная активность предприятий будет возрождаться самопроизвольно. Так, в республике до сегодняшнего дня не принята программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций, в то время как в России такая программа принята еще в 1994г. (что в немалой степени способствовало оживлению инвестиционной активности, (начиная с 1995г.) В условиях кризиса, тем более протекающего в ситуации практически полного физического разрушения морально устаревшего производственного аппарата, инвестиционные процессы не могут всецело быть предоставленными игре рыночных сил. Ведь в республике на протяжении ряда лет наблюдается опережение снижения объемов капитальных вложений над уменьшением объемов ВВП. Такая ситуация в инвестиционной сфере усугубляет последствия общего кризиса и потребует в дальнейшем более значительных усилий, нежели при варианте поддержания инвестиционной активности. Таким образом, полная экономическая стабилизация и уж тем более переход от стагнации и экономического коллапса отдельных отраслей к экономическому росту в значительной, а иногда в решающей мере зависят от кардинального изменения инвестиционной политики, модификации функций инвесторов и стимулирования инвестиций. В Программах при этом должен всесторонне учитываться опыт стран, уже успешно преодолевших стадию экономической депрессии и перешедших в стадию роста. Безусловно, связь инвестиционной активности и экономического роста не односто-ронняя. Налицо скорее взаимообусловленность, поскольку экономический рост, завися от инвестиционной активности, в свою очередь, предопределяет реальные возможности страны в инвестировании на каждом конкретном этапе развития. Иными словами, чем выше темпы приростов ВНП и национального дохода, тем больше возможностей для расширенного воспроизводства инвестиционных ресурсов и формирования на этой основе наиболее рациональной инвестиционной политики. Для этого, должна быть разработана концептуальная схема инвестиционного процесса, которая исходила бы, с одной стороны, из реальных экономических и социальных задач, которые может решить национальное хозяйство страны, а с другой - из использования столь же реальных возможностей инвестиционного комплекса. В целом же инвестиционному процессу следует придать не эпизодический характер, а характер непрерывного процесса. Для придания инвестиционной деятельности характера целенаправленного динамичного процесса главное значение имеет приведение его воспроизводственной сущности в соответствие с целями экономических реформ и со всеми, без исключения, экономическими источниками и регуляторами процесса воспроизводства, кредитно-денежной политики, нормами амортизации, атрибутами рынка ценных бумаг, инструментами внешнеэкономи-ческой деятельности и др. Система этих регуляторов должна быть построена не на принципах их самодовлеющего значения каждой для себя, как сейчас, а служить именно целям обслуживания потребностей инвестиционной сферы. Первым этапом этой работы и выработки инвестиционной политики выступает определение источников инвестиций и политики в отношении каждого из них. Каждая страна в мире выходит из инвестиционного кризиса своим собственным путем. Сформированная инвестиционная политика должна учитывать конкретные финансово-промышленные возможности той или иной страны. Вместе с тем, теоретически при этом любая инвестиционная программа должна на разных этапах проведения инвестиционной политики предусматривать в зависимости от этих возможностей разный (но несомненно все более расширяющийся по мере экономи-ческого подъема) набор инструментов инвестирования. Полноценная же и развитая инвестиционная программа должна содержать "работу" практически всего набора источников инвестирования. Взаимосвязь эта между инвестиционными источниками и экономическим развитием схематически может быть показана в следующем виде (рис.1). В экономической теории классификация источников инвестиций разнится в зависимости от признаков, положенных в ее основу. Так, если исходить из основного назначения источников, укрупненно инвестиционные расходы можно разделить на амортизационные, направленные на замену изношенного оборудования, здания и сооружений, и чистые инвестиции, расширяющие физический капитал, т.е. способствующие экономическому росту. Федоров В., Ширшов В., Бойко С. в книге "Инвестиции и инфляция" разделяют источ-ники по экономическим и организационно-финансовым признакам. Экономическими источниками инвестиций являются амортизационный фонд, чистые накопления народного хозяйства (прибыль предприятий, прямые доходы бюджета), сбережения населения, элементы национального богатства (резервные, страховые и другие аналогичные фонды, выручка от реализации основных средств и товарно-материальных ценностей из запасов), эмиссия кредитных денег и иностранный капитал. В организационно-финансовом отношении источники капиталовложений подразде-ляются на собственные средства предприятий (амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, мобилизация внутренних активов, нераспределенная прибыль и другие денежные накопления), заемные средства (кредиты банков, ссуды финансово-инвестиционных структур, средства от размещения эмиссии ценных бумаг предприятий, задолженность кредиторам), централизованные ресурсы (безвозвратные бюд- жетные ассигнования и льготные инвестиционные государственные кредиты), иностранные инвестиции (вклады в уставные фонды и покупка акций предприятий, кредиты зарубежных банков и международных финансовых организаций) и средства отдельных граждан. По мнению авторов, только на формирование внутренних источников инвестиций можно целенаправленно влиять методами государственного экономического регулирования (бюджетно-налоговой и амортизационной политикой, деятельностью денежного и фондового рынков, кредитной и эмиссионной политикой Национального Банка). Естественно, что источники финансирования инвестиций имеют производственное или непроизводственное происхождение. В первом случае они формируются на основе создания валового внутреннего продукта, во втором - вступают в хозяйственный оборот страны, не будучи результатом этого процесса. К инвестиционным ресурсам производственного происхождения относятся все экономические источники капиталовложений, кроме эмиссии кредитных денег и иностранного капитала. Образование этой совокупности финансовых средств связано с перераспределением между фондом потребления и фондом накопления денежной массы уже имеющейся в экономике в соответствии с произведенным ВВП.
1.2. Преимущества и недостатки импорта инвестиций
В качестве преимуществ привлечена зарубежного капитала и его инвестирования в экономику можно отметить следующие: 1. Использование зарубежного капитала увеличивает налоговые поступления в бюджет и способствует увеличению эффективности промышленного производства. Следует отметить, что в экономической системе европейского типа государство получает до 50% своих доходов от предприятий обрабатывающей, перерабатывающей промышленности и инвестирование в отрасли ,производящие готовую экспортоориентированную продукцию, увеличит приток иностранной валюты в страну. 2. Зарубежный капитал и инвестиции увеличивают поступления в местные бюджеты. Иностранный инвестор, как правило, принимает на работу местных граждан и выплачивает им заработную плату, налоги от которой поступают в бюджеты. Кроме этого, возникновение новой покупательной способности в обществе порождает спрос на новые товары и услуги. Следовательно, иностранный инвестор как непосредственным, так и косвенным образом создает богатство и благосостояние в стране размещения инвестиций. 3. Зарубежные инвестиции повышают научно-технический потенциал страны путем внедрения передовых технологий, управленческого опыта. 4. В условиях ограниченности внутренних источников международный капитал способен дать импульс реструктуризации экономики, преодолению научно-технического отставания, расширению инновационной деятельности, созданию рыночной инфраструктуры. 5. Импорт зарубежного капитала способствует созданию новых рабочих мест в национальной экономике. Если те люди, которых инвестор принял на работу, до этого работы не имели, то он, тем самым, создает непосредственную экономию для государства в плане выплат по социальному обеспечению. Кроме того, условия новой работы потребуют от персонала переобучения и приобретения новых умений и навыков. Развитие управлен-ческих ( в сфере маркетинга, финансового управления, информационной технологии) и технических навыков способствует повышению качества местной рабочей силы. 6. Иностранные инвестиции позволяют ускорить процесс адаптации отечественных предприятий к мировым требованиям рыночных финансово-экономических отношений. 7. Привносимые иностранными инвесторами передовые управленческие и технические знания и умения из различных источников и культур развиваются на качественно новом уровне. В этом заключается мультипликативный эффект от использования передового управленческого опыта, технологий и знаний. 8. Зарубежный капитал позволяет повысить экспорт и конкурентоспособность, ускорить процесс выхода отечественных предприятий на мировой рынок. 9. Иностранные инвестиции создают основы для привлечения новых отраслей промыш-ленности и их дальнейшего развития. Новое промышленное направление, созданное зарубежными инвестициями в регионе, может стать решающим фактором и толчком в развитии новых отраслей. Кроме того инвестор, удовлетворенный результатами своих инвестиций, непременно сообщит другим об этом . Мнение такого инвестора, уже дей-ствующего на данном рынке, часто оказывается наиболее авторитетным и убедительным для нового иностранного инвестора. Нередко бывает и так, что инвестиционный проект зарубежного инвестора становится основой для развития смежных производств и отраслей. Например, если страна или регион могут привлечь транснациональную компанию-производителя микросхем, то можно считать с большей долей вероятности, что такая фундаментальная отрасль станет базой для новых отраслей, связанных с производством вычислительной техники и разработкой программного обеспечения. 10. Иностранный капитал и инвестиции содействуют интеграции страны или региона в мировую экономику. Инвестиционный проект в стране или регионе обусловит необходи-мость создания системы рабочих взаимоотношений между инвестором и его местными партнерами. Обе стороны инвестиционного проекта заинтересованы в том, чтобы более глубоко понять социальные и экономические условия тех или иных регионов. В конечном счете формируется более широкая перспектива и понимание глобальных экономических процессов и тенденций. 11. Зарубежный капитал и инвестиции сокращают затраты на социальные нужды. Созда-ние дополнительных рабочих мест снижает уровень безработицы и, следовательно, приводит к экономии выплат пособий по безработице. Иностранные компании часто берут на себя и другие затраты на социальные нужды, включая здравоохранение. В свою очередь, создание рабочих мест, сокращение безработицы косвенно влияют и на уменьшение других социаль-ных болезней общества, таких как психические заболевания, преступность. 12. Привлечение иностранного капитала и инвестиций может содействовать развитию отсталых и депрессивных районов. 13. Увеличение государственных доходов в результате инвестиций способствует общему социально-экономическому росту страны, повышению качества жизни граждан, созданию новых возможностей обеспечения занятости и т. д. Таким образом, зарубежный (международный) капитал привносит в экономику принимающей (инвестируемой) страны как экономический, так и социальный эффекты в виде создания дополнительных рабочих мест, внедрения новых технических и управленческих знаний, умений и технологий в обществе. Иностранный капитал в этом смысле содействует интеграции страны или региона в мировую экономику, сокращает затраты на социальные нужды. Исходной методологической проблемой в процессе изучения теории иностранного капи-тала и инвестиций является определение форм привлечения международного капитала. Казахстанский Комитет по использованию иностранного капитала разработал классифи-кацию, согласно которой приток иностранного капитала осуществляется по трем каналам: официальная помощь развитию, экспортные кредиты и предпринимательский капитал В приведенной схеме отчетливо видна часто встречающаяся в литературе методоло-гическая и терминологическая путаница понятий "капитал" и "инвестиция". Последний, как мы уже отмечали выше, является процессом деятельности (инвестирования), в то время как капитал- источник этого инвестирования. Иностранный капитал может привлекаться в следующих формах: 1) ссудная форма в виде различных форм международных кредитов и финансирования; 2)предпринимательская форма (международное предпринимательство). Форма иностранного капитала, таким образом, связана с его природой и влияет одновременно на форму его дальнейшего использования. В связи с этим каждая из указанных форм привлечения иностранного капитала и инвестиций имеет свои преиму-щества и недостатки, связанные с его природой и спецификой функционирования. Во-первых, разные формы притока иностранного капитала по-разному отражаются на состоянии внешнего долга. Например, в отличие от зарубежных кредитов и займов прямые иностранные инвестиции могут создавать дополнительный производственный спрос на внутреннем рынке, способствуя стабилизации хозяйственного и финансового положения страны. Прямые зарубежные (иностранные) инвестиции (ПИИ) не связаны с увеличением внешнего долга государства, но могут отражаться на состоянии общего платежного баланса через формы "бегства капитала" . Во-вторых, различные формы зарубежного капитала имеют различные инфляционные последствия. Причем, на практике теоретические предпосылки могут не совпадать с практическими результатами ввиду искажения этих форм. Масштабы и отраслевое направление инвестиционных средств обусловливаются также состоянием конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков. Зарубежные инвесторы могут слабо учитывать национальные интересы производства. Они часто стремятся передать иностранным фирмам производственные функции инвестирования (строительно-монтажные работы, установку и наладку оборудования). Это ведет к сокращению внутреннего выпуска технологического оборудования, строительных машин и материалов, удельной занятости населения. В конечном счете усиливается инфляционное давление. В-третьих, практически все внешние источники инвестиций импортируют инфляцию из других государств через оплаченный зарубежными партнерами ввоз дорогостоящих видов оборудования и других материальных ресурсов. Эмиссия кредитных денег и импорт капитала увеличивают денежную массу в обращении. Если в результате инвестиций прирост количества денег превысит совокупную потребность хозяйства в платежных средствах, то инфляция ускорится. Чем больше доля и сумма источников непроизводственного происхождения в общем объеме капиталовложений, тем сильнее влияние последних на инфляцию. |
|
Инвестиционная деятельность в Казахстане направлена на оживление процесса воспроизводства за счет внутренних и внешних источников финансирования. Государство держит курс на всемерное привлечение иностранного капитала, создание для этого комплекса притягательных факторов. Эту твердую позицию постоянно отстаивает Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, особо подчеркивая, что "наша задача - представить Казахстан в глазах мирового сообщества как привлекательное место для инвестиций, активно привлекать инвесторов в наиболее важные отрасли". Многие представители зарубежных компаний, фирм, частные бизнесмены высоко оценивают инвестиционный климат в Казахстане. Помимо богатых природных ресурсов, аграрного и промышленного потенциала, квалифицированных кадров специалистов и грамотной дешевой рабочей силы, выгодного геополитического положения особо отмечается стабильность политической обстановки, межнациональных отношений. Объявив привлечение иностранного капитала в качестве приоритетной стратегической задачи, Казахстан последовательно осуществляет необходимые действия к созданию цивилизованной законодательной базы для интеграции в мировое хозяйство и перехода к открытой экономике. В Казахстане иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности во всех разрешенных организационно-правовых формах, в том числе путем создания иностранных фирм, то есть полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств, либо совместных предприятий, в которых им принадлежит часть имущества. Иностранным инвесторам гарантируется использование по своему усмотрению доходов, полученных от своей деятельности, для реинвестиций в республике, для приобретения товаров и для других целей. В целом принимаемые в республике меры по созданию благоприятных условий для инвесторов способствовали притоку значительного объема иностранных инвестиций в казахстанскую экономику. В нее вкладывают сегодня свои финансовые ресурсы более 40 стран. Причем государством сделан крен на привлечение прямых инвестиций.
Основной целью политики привлечения прямых иностранных инвестиции является преодоление экономической отсталости, обеспечение высокого качества жизни населения страны на основе использования зарубежных капиталов и модернизации и структурных преобразований национальной экономики.
Важнейшим направлением государственной политики является достижение благоприятного инвестиционного климата в стране и дальнейшее стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в экономику. Казахстан сегодня занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди стран СНГ. За период с 1996 г. по 2006 г. в казахстанскую экономику были привлечены прямые иностранные инвестиции на сумму более 25 млрд. долларов США. При этом только за последние 2 года их объем составил около 8 млрд. долларов, что говорит о нарастающей динамике роста иностранных инвестиций в казахстанскую экономику.
Признанием улучшения экономического положения Казахстана и инвестиционного климата в стране стало неоднократное повышение кредитных рейтингов страны ведущими международными рейтинговыми агентствами.
Казахстан сегодня является первой из стран СНГ, которой присвоен инвестиционный рейтинг агентством Moody"s Investors Service.
В настоящее время государственная политика в сфере привлечения иностранных инвестиций определяется Стратегией индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы и приоритетными задачами, поставленными в соответствии с данным документом перед государственными органами республики. Согласно данной стратегии предполагаемые объемы непосредственных затрат инвестиционного характера на реализацию Стратегии составят 1,2 млрд. долл. США в год. При этом стоимость государственных затрат на реализацию Стратегии составит порядка 260 млн. долл. США в год в ценах 2002 года.
Выход на новый уровень реформ позволил приступить к реализации Стратегии развития Казахстана на период до 2030 года, обнародованной в Послании Президента РК Н. Назарбаева. Одними из важнейших приоритетов являются стратегия экономического роста, основанная на построении рыночной экономики, активной роли государства, привлечения иностранных инвестиций, а также стратегия эффективного использования энергетических ресурсов страны и достижение макроэкономической стабилизации.
Республика Казахстан обладает богатейшими ресурсами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными угодьями, квалифицированными кадрами, а также значительным промышленным потенциалом, но для их дальнейшего эффективного использования не хватает денежных средств. На сегодняшний день ни Правительство Казахстана, ни внутренние инвесторы не в силах обеспечить полностью необходимый объем инвестиций в те или иные отрасли народного хозяйства. Поэтому возникает необходимость в привлечении иностранных инвестиций, особенно в такие стратегически важные отрасли экономики как топливно-энергетическая или минерально-сырьевая.
Таким образом, импорт международного капитала в Республику Казахстан на сегодняшний день является одним из наиболее эффективных и скорейших путей оживления казахстанской экономики. При чем, необходимо отметить тот факт, что капитал из-за рубежа может быть привлечен по двум основным каналам: портфельные, в частности инвестиционные кредиты, и прямые иностранные инвестиции. В первом канале превалирует форма правительственного кредита, требующая выполнения предоплаты, предоставления правительственной гарантии и возврата с процентами. При скудном бюджете республики эта форма привлечения капитала постоянно держит государство в напряжении, поэтому со временем себя отживает.
Сегодня и в перспективе предпочтение отдается прямым инвестициям, которые имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами экономического воздействия:
• являются прямым источником капиталовложений в производство товаров и услуг, обеспечивая привлечение новейших мировых технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;
• не ложатся бременем на внешний долг страны;
• способствуют интеграции национальной экономики в мировую благодаря разнообразному производственному и научно - техническому сотрудничеству, поднимая деловую и хозяйственную активность.
Таким образом, наиболее приемлемой для Казахстана формой привлечения иностранного капитала являются прямые инвестиции. Для достижения наилучшего результата в данном процессе необходимо создать все условия для иностранных инвесторов. То есть необходимо создать благоприятный инвестиционный климат.
Для создания более благоприятного инвестиционного климата в Казахстане необходим целый ряд различных мер:
• совершенствование законодательной базы;
• либерализация внешней и внутренней торговли;
• формирование частного сектора;
• развитие рыночной инфраструктуры;
• устойчивость банковской системы;
• развитие валютного рынка;
• упорядочение принятия управленческих решений в государственных органах и многие другие факторы.
Таким образом, наиболее важным фактором, которому придают наибольшее значение иностранные инвесторы, является дальнейшее совершенствование законодательной базы, так как это прямой способ поддержки со стороны государства капиталовложений зарубежных инвесторов. В принципе, уже не мало сделано в осуществлении государственной поддержки прямых инвестиций, к примеру, уже закрепленными в нашем законодательстве являются следующие аспекты:
• предоставление государственных гарантий по защите интересов инвесторов;
Информация о работе Доход как основной оценочный показатель деятельности предприятия