Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:26, курсовая работа
Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества между странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную производственную структуру экономики Казахстана, создать новые высокотехнологические производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….
ГЛАВА1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
1.1.Роль инвестиций в экономике…………………………………………………………….
1.2.Преимущества и недостатки импорта инвестиций……………………………………..
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Прямые иностранные инвестиции в экономику Казахстана………………………….
2.2. Иностранные инвестиции по отраслям промышленности……………………………
2.3. Распределение иностранных инвестиции по областям республики и формам собственности…………………………………………………………………………………
2.4. Иностранные инвестиции на предприятиях Казахстана……………………………..
2.5. Анализ инвестиционного климата Казахстана
ГЛАВА 3. ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
3.1. Проблемы и задачи ……………………………………………………………………….
3.2. Механизм государственного регулирования …………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………
В Казахстане к отраслям приоритетного привлечения иностранных инвестиций можно отнести нефтяную и нефтеперерабатывающую, химическую и нефтехимическую отрасли, черную и цветную металлургию, строительство, коммуникации.
Более приемлемой формой участия иностранного капитала в рыночных преобразованиях экономики Казахстана является привлечение прямых иностранных инвестиций для создания совместных и зарубежных предприятий, в виде портфельных инвестиций или на условиях концессии. Прямые иностранные инвестиции, как правило, дают большой эффект, так как зарубежный партнер совместного проекта заинтересован в максимально высокой отдаче инвестированных средств, стремится расширить производство, повысить его эффективность, обновить производственный аппарат для повышения конкурентоспособности продукции. В то же время иностранный инвестор разделяет всю полноту риска с национальным инвестором.
Сегодня и в перспективе предпочтение отдается прямым инвестициям, которые имеют ряд существенных преимуществ перед другими формами экономического воздействия:
• являются прямым источником капиталовложений в производство товаров и услуг, обеспечивая привлечение новейших мировых технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга;
• не ложатся бременем на внешний долг страны;
• способствуют интеграции национальной экономики в мировую благодаря разнообразному производственному и научно-техническому сотрудничеству, поднимая деловую и хозяйственную активность.
Объем иностранных инвестиций в республику на 1999 год возрос по сравнению с 1994 более чем в два раза и составил 3,24 млрд. долларов. Причем в структуре инвестиций 49,2% приходится на прямые иностранные инвестиции, 1% - на портфельные, 28% - кредитные средства, 22 % - займы международных финансовых организаций.
Прямое инвестирование иностранного предпринимательского капитала в экономику Казахстана имеет и ряд других преимуществ, причем весьма существенных по сравнению с иностранными кредитами. Привлечение иностранного предпринимательского капитала также является активным средством борьбы с монополизмом на внутреннем рынке и развития конкуренции. Оно служит тому, что страна не только получает недостающие инвестиционные ресурсы, но при их помощи может оживить, поднять эффективность использования национальных производительных сил. Прямые иностранные инвестиции при разумном их использовании способствуют диверсификации экспорта, созданию дополнительных рабочих мест, по сравнению с иностранными кредитами не увеличивают задолженности страны, тем самым уменьшают отток валюты за рубеж.
Основной формой привлечения прямых иностранных инвестиций остается создание совместных предприятий (СП) и предприятий, находящихся в полной собственности иностранного инвестора (МП). Отличительными особенностями совместного предприятия являются: общий капитал, совместное управление, раздел прибылей.
Процесс создания СП проходит достаточно интенсивно - к концу 1 полугодия 1995г. их число достигло 2025, в том числе предприятий. Однако, число действующих СП составило всего лишь 491, остальные 1534 зарегистрированных предприятия никакого вклада ни в производство, ни в оказание услуг не внесли. Наибольшее количество действующих СП образовано с фирмами европейских стран (166), азиатских (183)и американских (51).
Анализ основных показателей деятельности СП в Казахстане показал, что они ориентированы в основном на краткосрочную перспективу и осуществляют различного рода услуги: консультирование, маркетинг, создание программного продукта, коммерцию, посредническую и другую деятельность, не требующую значительных капиталовложений, но дающих быструю отдачу. Их создание реально не повлияло на рост промышленного производства.
Наибольший интерес у иностранных инвесторов вызывают сырьевые отрасли и, в первую очередь, горнопромышленный и топливно-энергетический комплексы. Здесь более выгодными по сравнению с СП являются контракты на раздел продукции, особенно в сфере разведки и добычи углеводородов. Преимуществом этого вида контракта является простой и эффективный механизм изъятия собственной доли доходов, автономность налогового и правового режима контрактов. В настоящее время заключено три таких контракта - в Актюбинской, Атырауской и Мангистауской областях с Эльф Нефтегаз (Франция), Оман Ойл Компани (Оман) и Орикс (США).
При осуществлении крупных проектов, где инвестиционные возможности территории достаточны, но необходима модернизация производства (например, в нефтехимии), целесообразна организация контрактных (договорных) СП. При этом возможна полная собственность отечественного партнера на уставной фонд с самого начала деятельности контрактного предприятия и уступка его части иностранному партнеру, осуществляющему организацию производства, на определенный срок, то есть временное их превращение в СП.
Основными критериями при выборе форм привлечения иностранного капитала являются:
• сфера деятельности и вид продукции (технологически сложный, наукоемкий и т.п.);
• масштабы проекта (мелкий, средний, крупный);
• стратегическая цель привлечения иностранного капитала (от импорта оборудования до использования производственно-управленческо
Одним из наиболее эффективных методов увеличения экспортного потенциала республики являются концессии, т.е. предоставление права зарубежным предпринимателям на эксплуатацию возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, а также осуществление иных видов хозяйственной деятельности на условиях долгосрочной аренды.
В Казахстане в последнее время практикуется такая форма привлечения иностранного капитала и иностранного управленческого опыта, как передача предприятий под управление. Новая форма привлечения капитала позволяет вывести крупные предприятия из тяжелейшего финансового кризиса. Однако, практика заключения контрактов на управление с фирмами, в том числе и с иностранными, уже показала свои негативные стороны. Прежде всего передача крупных предприятий одной отрасли в управление иностранным компаниям, как это случилось с хромовой промышленностью, означает, что иностранный инвестор по существу монополизировал отрасль. Кроме того, при данной форме привлечения иностранного капитала выполняются задачи только текущего характера, а стратегические проблемы - реконструкция и модернизация предприятий - не решаются. У управляющих фирм отсутствуют права на вложение средств в капитальное строительство и приобретение оборудования, так как тем самым может измениться форма собственности на предприятие. Такой подход к заключению контрактов на практике приводит к усилению выкачивания сырья и продукции управляющей фирмой при ускоренном износе основных фондов предприятия и истощении природных ресурсов.
Более выгодным для государства является осуществление инвестиций на основе досрочной приватизации, то есть привлечение портфельных инвестиций. Обязательным условием при этом является переоценка и пересчет основных фондов и на этой основе установление цены акции приватизируемого предприятия по западным аналогам.
Привлечение портфельных инвестиций, то есть иностранного капитала для досрочной послеконтрактной приватизации и приватизации по индивидуальным проектам, требует установления количественного ограничения на долю иностранного инвестора в уставном фонде приватизируемого предприятия (до 49%) или закрепление за государством "золотой акции", в которой содержатся его права.[ ]
Для более рационального использования возможностей страхования иностранных инвестиций целесообразно создание международной страховой компании или совместного фонда по страхованию коммерческих рисков по типу зарубежных "частных инвестиций ОПИК" при участии корпорации AIG (American International Group) - крупнейшей международной диверсификационной страховой группы и крупнейшего в США страховщика торговых и промышленных рисков. Это государственная компания, которая включала бы страхование от конфискации, отчуждения и национализации собственности, неконвертируемости валюты и т.д. и имела бы для этого достаточно большой страховой фонд. Например, подобная международная компания создана в Узбекистане и имеет страховой фонд в $100 млн., тогда как страховой фонд Казахинстраха составляет только $ 1 млн., что обусловливает необходимость перестрахования риском за рубежом и, как следствие, возможность утечки страховых взносов из страны.
Для стимулирования привлечения иностранного капитала в приоритетные сферы экономики целесообразно использование как финансово-кредитных, налоговых стимулов, так и нефинансовых методов. К последним можно отнести создание общей благоприятной обстановки функционирования иностранного капитала, обеспечение необходимыми факторами производства, информацией, службами управления, развитием транспорта, различного рода коммуникаций, банковского обслуживания, создание других элементов рыночной инфраструктуры.
Для того, чтобы избежать организации фиктивных совместных предприятий, создаваемых только на период "налоговых каникул" с целью получения необлагаемого налогом дохода, следует предусмотреть специальную поправку к Налоговому кодексу, согласно которой в случае ликвидации такого предприятия в период освобождения от уплаты налога, оно должно выплатить налоги с полученного дохода за весь период своей деятельности.
Разумеется, предоставление налоговых и финансово-кредитных льгот должно осуществляться не автоматически, а дифференцирование, в зависимости от государственной значимости осуществляемого проекта, от доли участия в уставном фонде предприятия, от сферы приложения капитала, скорости его оборота.
Необходимо упростить формальности, разрешающие иностранным компаниям заниматься производственной деятельностью и реинвестировать свои доходы. Одновременно следовало бы усилить стимулы по вывозу доходов иностранных компаний не в иностранной валюте, а в виде продукции, производимой ими на экспорт.
В числе организационных мер по привлечению иностранного капитала представляется также необходимым предусмотреть:
> подготовку подзаконного акта (постановления, положения) по пункту 1 статьи Закона РК "Об иностранных инвестициях" о неухудшении условий функционирования предприятий с участием иностранных инвестиций;
> пересмотр порядка учета курсовой разницы при реализации соглашений о создании предприятий с иностранным капиталом (положительная и отрицательная курсовая разница по текущим валютным счетам предприятий подлежит включению в состав доходов и расходов от внереализационных операций только в случае продажи инвалюты за тенге;
> принятие законопроектов "О залоге", "Об ипотеке недвижимого имущества", разработку механизма использования залоговых форм в целях привлечения иностранного капитала;
> формирование системы мониторинга инвестиционного климата РК и его регионах.
Национальная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику республики - это звено в цепи законодательных, нормативных и программных документов, направленных на обеспечение повышения инвестиционной активности в стране. Важность же иностранного капитала и инвестиций требует того, чтобы такая программа работала бы в унисон с Программой мер Правительства по углублению реформы.
Программа должна исходить из главной предпосылки: для противодействия сползанию экономики в длительную депрессию необходимо срочно повысить инвестиционную активность, а для этого должна быть создана политика привлечения и использования иностранного капитала и инвестиций. При этом акцент должен быть сделан на разработку конкретных механизмов и процедур, регламентирующих инвестиционный процесс на основе внешней помощи.
Общая направленность Программы должна сводиться к следующему:
1. Улучшение инвестиционного климата в Казахстане. Необходимым условием для этого, выступает дальнейшее снижение инфляции, а вслед за ней и ставки рефинансирования Национального Банка РК. Важнейшими вопросами являются искоренение коррупции в государственном аппарате, создание устойчивого законодательного и организационного механизма работы с иностранными инвесторами.
2. Выработка и реализация мер, направленных на резкое увеличение объема инвестиций, в том числе: предпочетание и активное привлечение прямых иностранных инвестиций; создание предпосылок для включения в инвестиционный процесс сбережений населения и др.
3. Создание принципиально нового механизма капитальных вложений в социальную сферу, в том числе механизма подъема индивидуального строительства. Как неоднократно отмечал Президент республики, малое строительство должно стать тем локомотивом, который вытянет экономику республики.
4. Повышение эффективности отечественных и иностранных вложений капитала. Главными предпосылками для этого могут быть, соблюдение принципов конкурсности, открытости в использовании привлеченнных на кредитной основе средств.
Очевидно, что на сегодня в условиях практически полной приватизации экономики исключительная роль в проведении инвестиционной политики принадлежит регионам и местным органам власти. Сегодня инвестиционная активность в разных регионах страны различна. Эти различия зависят от наличия или отсутствия запасов природных ископаемых, географического положения регионов, степени развитости инфраструктуры, самих органов власти и т.д.
С другой стороны, регионы не должны идти по модному сегодня пути создания всевозможных местных фондов, как грибы растущих под самыми различными наименованиями ("поддержки предпринимательства", "поддержки инвестиций" и т.д.). Как показывают наблюдения и анализ, чаще всего они решают узкогрупповые задачи, сами фонды невелики и, следовательно, их распределение сопровождается коррупцией и, таким образом, они превращаются в элементарную кормушку для чиновников. Кроме того, власть никогда не должна выполнять распределительной финансовой функции, ибо это противоречит ее назначению, ведет к срастанию власти и бизнеса.
Информация о работе Доход как основной оценочный показатель деятельности предприятия