Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:21, курсовая работа
Целью дипломной работы является изучение доходной части бюджета субъекта РФ и пути ее повышения на примере бюджета Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
провести анализ доходов бюджета Республики Татарстан;
определить пути повышения доходной части региональных бюджетов в условиях финансового кризиса.
• внутренних и внешних заимствований региона на инвестиционные цели;
• части доходов республиканского бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в республиканской собственности;
• части доходов республиканского
бюджета от использования и распоряжения
объектами республиканской
• доходов республиканского бюджета от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности и срочности;
• сумм инвестиционных налоговых кредитов в части налоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджет региона.
Денежные средства бюджета развития региона направляются на следующие цели:
• финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе;
• исполнение обязательств региона по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств бюджета развития.
Направление денежных средств бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительно на конкурсной основе на условиях возвратности, платности и срочности.
В бюджетном послании Президента РФ на 2009 год и Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год отмечено, что действенным стимулом проведения ответственной финансовой политики являются субсидии на реформирование региональных и муниципальных финансов, предоставляемые на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам в целях активизации деятельности по финансовому оздоровлению, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
В настоящее время
в кризисных условиях объективно
возрастает роль государства в экономической
жизни страны. Правительство с
максимальной ответственностью подходит
ко всем своим действиям, с тем, чтобы
не создавать в экономике неправил
Следует отметить, что успешность экономических преобразований по пути создания современной экономической системы во многом определяется состоянием рыночной инфраструктуры региона.
Доходы бюджета субъекта Российской Федерации – это денежные поступления, формирующие доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации как централизованного фонда денежных средств субъекта Российской Федерации.
Доходы бюджета субъекта
Российской Федерации можно
Так, по социально-экономическому признаку, поступления в бюджет субъекта Российской Федерации можно подразделить на: (24, C. 27)
1) поступления от государственног
2) поступления от негосударственных организаций и граждан, где поступления образуются за счет обращения частной собственности в государственную. Движение денежных средств от плательщика в бюджет субъекта Российской Федерации сопровождается сменой формы собственности.
В зависимости от метода бюджетной деятельности доходы бюджета субъекта Российской Федерации подразделяются на: 1) принудительно-безвозвратные (например, налоги); 2) принудительно-возвратные; 3) добровольно-безвозвратные (например, пожертвования (гранты) юридических и физических лиц); 4) добровольно-возвратные (например, внутренние и внешние займы субъектов Российской Федерации).
Сущность принудительно-
В процессе формирования бюджета государство в целом и субъект Российской Федерации в частности чаще всего вынуждены добывать денежные средства, отбирая их у кого-либо, т. е. путем принудительного и безвозвратного изъятия их у владельцев. Поскольку деньги изымаются у владельца помимо его воли и желания, причем на условиях безвозвратности и без зримой компенсации, то какой-либо иной метод правового регулирования здесь просто-напросто не сработает. Принудительное изъятие у плательщика денег в пользу бюджета субъекта Российской Федерации можно осуществить только силой, т. е. с помощью императивного метода, регулирующего отношения возникающее между плательщиком денежных средств и субъектом Российской Федерации.
Добровольный (диспозитивный) метод бюджетной деятельности по сравнению с императивным методом более мягок в воздействии на поведение субъектов бюджетного отношения, правовые акты, регулирующие данное отношение, не содержат полного комплекса предписаний, некоторые права и обязанности сторон определяются на основе их соглашения. В итоге возникает договорная форма бюджетного отношения. В результате одностороннее веление, выраженное в правовом акте, дополняется двухсторонним актом сторон регионального бюджетного отношения (даже если одной из них является сам субъект Российской Федерации).
Таким образом, для бюджетных отношений, опосредующих одностороннее движение денег, характерен принудительно-безвозвратный метод бюджетной деятельности, реализуемый посредством императивного метода правового регулирования. Бюджетным отношениям, опосредующим двухстороннее движение денег (т. е. кредитным бюджетным отношениям), свойственен добровольно-возвратный метод бюджетной деятельности, реализуемый через диспозитивный метод правового регулирования.
К данной классификации примыкает деление доходов в зависимости от методов аккумуляции на обязательные и добровольные платежи. К первым относятся налоги, сборы, пошлины, штрафы разного рода, финансовые санкции и т. п. Ко вторым – средства организаций и граждан, привлекаемые в бюджет путем размещения государственных займов, проведения лотерей, выпуска акций, полученные в результате оказания финансовой помощи, грантов, дарения, пожертвований и т. д.
К этой же классификации относится традиционное деление доходов на налоговые и неналоговые. В зависимости от признака экономической эквивалентности доходы бюджетов Российской Федерации подразделяются на возмездные и безвозмездные.
К возмездным доходам относятся всякого рода сборы, которые рассматриваются в качестве платы за определенные государственные услуги (например, сбор за государственную регистрацию юридических лиц), плата за пользование государственным имуществом, в том числе объектами, находящимися в собственности государства или субъекта Российской Федерации (например, арендная плата за землю или иную недвижимость), государственная пошлина.
Ряд доходов бюджета (например, государственные сборы, государственная пошлина) носят относительно возмездный характер. При названных платежах получаемая плательщиком государственная услуга не имеет точно выраженной стоимости, поэтому трудно говорить, получил ли плательщик эквивалент тем денежным суммам, которые были взысканы с него государством.
К безвозмездным доходам относятся, например, налоги – уплачивая налоги налогоплательщик ничего взамен не получает.
По способу движения денежных средств доходы бюджетов субъектов Российской Федерации подразделяются на безвозвратные и возвратные.
К безвозвратным доходам относятся налоги, средства, полученные в качестве финансовой помощи из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции и т. п.), пожертвования граждан и юридических лиц.
К возвратным доходам относятся те поступления, которые образуют долг субъекта Российской Федерации, требующий своего погашения.
В зависимости от вида правового акта, лежащего в основании получения дохода доходы бюджета субъекта Российской Федерации подразделяются на: (10, C. 49)
1)доходы, основанные на односторонне-властном велении, например, налоги;
2) доходы, основанные
на соглашении органа, представляющего
субъект Российской Федерации,
с плательщиком. Примером такого
рода доходов выступают,
3) доходы, основанные на одностороннем акте плательщика. Примером такого рода доходов выступают денежные средства, поступившие из федерального бюджета в порядке оказания финансовой помощи, пожертвования граждан, юридических лиц, международных организаций, применительно к которым в настоящее время обычно используется термин «грант», и т. п.
В зависимости от основания права на получение дохода они подразделяются на собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за данными бюджетами законодательством Российской Федерации (ст. 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
К регулирующим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся те доходы, которые используются в качестве инструмента бюджетного регулирования данных бюджетов.
В зависимости от назначения платежа доходы бюджета субъекта Российской Федерации могут подразделяться на общие (универсальные) и целевые (специальные).
Большая часть платежей носит общий характер, т. е. поступая в бюджет, они обезличиваются, смешиваются с другими поступлениями и распределяются без всякой связи со своим источником. Однако могут существовать и целевые доходы. Они предназначены для финансирования строго определенных расходов субъекта Российской Федерации, определяемых конкретной его функцией. В качестве таковых обычно выступают доходы целевых бюджетных фондов.
Применительно к конкретному региональному бюджету его доходы выстраиваются в соответствии с таким разделом Бюджетной классификации Российской Федерации, как «классификация доходов бюджетов Российской Федерации».
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что «классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники финансирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения» (ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Доходы бюджетов Российской Федерации, включая бюджеты субъектов Российской Федерации, подразделяются на следующие группы:
1) налоговые доходы;
2) неналоговые доходы;
3) безвозмездные перечисления;
4) доходы целевых бюджетных фондов;
5) доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.
Классификацию доходов бюджета субъекта РФ продемонстрируем на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Структура доходов регионального бюджета
Формирование доходной
части региональных бюджетов в решающей
мере зависит от эффективности нормативно-
Законодательную базу формирования доходов регионального бюджета составляют Конституция РФ, Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», а также Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
В соответствии со статьей 71 Конституции РФ, все вопросы финансового регулирования отнесены к ведению Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации, учитывая особую значимость межбюджетных отношений, посвятил этой проблеме отдельную главу, которая позволяет в современных условиях на основе закона регулировать и управлять этим процессом.
Конституционно-договорной характер
федерализма в Российской Федерации
сказывается и на взаимоотношениях
между органами власти разных уровней
по разграничению и