Доходы бюджета субъекта РФ и пути их укрепленя (на примере бюджета Республики Татарстан)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение доходной части бюджета субъекта РФ и пути ее повышения на примере бюджета Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
провести анализ доходов бюджета Республики Татарстан;
определить пути повышения доходной части региональных бюджетов в условиях финансового кризиса.

Файлы: 1 файл

Доходы регионального бюджета на примере Республики Татарстан.doc

— 863.50 Кб (Скачать файл)

Зачисление в бюджеты субъектов  Российской Федерации налоговых  доходов от акцизов на алкогольную  продукцию с объемной долей этилового  спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, осуществляется по следующим нормативам:

  • 20 процентов указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта Российской Федерации по месту производства алкогольной продукции;
  • 80 процентов указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. 

 

 Зачисление в бюджеты субъектов  Российской Федерации налоговых доходов от уплаты акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей в соответствии с нормативом, указанным в настоящей статье, осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

За последние три года в связи  с реформой бюджетного и налогового законодательства претерпели изменения пропорции распределения общей суммы налоговых доходов, собираемых в бюджеты всех уровней.

В 2008 году на территории республики было мобилизовано с учетом ЕСН более 275 млрд руб. налоговых платежей, что  на четверть больше, чем в 2007 году. В консолидированный бюджет республики мобилизовано около 101 млрд руб., в том числе: в бюджет Республики Татарстан - более 80 млрд руб., что на 32% больше прошлогоднего показателя, в местные бюджеты - более 20 млрд руб., что на 27% больше, чем в 2007 году. (см. табл. 2.1).

Основной объем налоговых поступлений  получен от нефтедобывающих компаний (51% от общего объема поступлений), обрабатывающих производств (11%), транспорта и связи (6%). В нынешних экономических условиях в 2009 году особое значение приобретает всесторонний контроль за уплатой социальных платежей (единого социального налога - ЕСН). Такие явления, как сокращение персонала, переход на укороченную неделю, отпуска без сохранения содержания, влекут за собой снижение заработной платы и, соответственно, снижению поступлений ЕСН и налога на доход физических лиц (НДФЛ). По мнению специалистов, в 2009 году обеспечение поступлений этих платежей должны быть приоритетными в работе налоговых органов.

Таблица 2.1

Доходы бюджета РТ в 2007-2008гг.

Доходы

2008

2007

Отклонения 

Поступление налоговых платежей с учетом ЕСН (млрд.руб)

275,9

206,7

+ 25%

В консолидированный  бюджет в том числе (млрд.руб):

101,6

72,17

+ 40%

-в  бюджет Республики Татарстан

81,3

55,08

+ 32%

в местные  бюджеты

23,4

17,09

+ 27%


 

Также в 2009 году УФНС по РТ совместно  с органами местного самоуправления и регистрирующими органами продолжит  работу по увеличению налоговой базы по земельному налогу. Большая работа запланирована по введению в процесс  налогообложения земельных участков под многоквартирными домами. Несмотря на проявившиеся в конце 2008 года неблагоприятные явления в экономике, общая задолженность в бюджетную систему в целом по республике снижена на 17%. Основными должниками являются предприятия-банкроты, которые на начало 2009 года имели задолженности в сумме  10,8 млрд. руб. (см. табл. 2.2).

Данные таблицы 2.2 показывают, что если в 2007 году в процедуре банкротства в республике находилось 1358 организаций, то в 2008 году - уже 1111 организаций. Сократилась и сумма задолженности организаций, находящихся в процедуре банкротства, - на 1 января 2009 года она составили 10,8 млрд руб. (для сравнения: на 1 января 2008 - 12,6 млрд руб., на 1 января 2007 - 14,4 млрд руб.).(41)

 

Таблица 2.2

Задолженность в бюджетную систему РТ

 

2007г.

2008г.

Количество  предприятий, находящихся в процедуре банкротства по РТ

1358

1111

Сумма задолженности организаций, находящихся  в процедуре банкротства (млрд. руб.)

12,6

10,8


 

В условиях кризиса для Управления Федеральной налоговой службы по Татарстану нет более важной задачи, чем обеспечение стабильного поступления налоговых платежей в бюджет. От этого напрямую зависит социальное благополучие республики и ее граждан.

Таким образом, видовая структура  доходных источников отображает факторы региональной специализации, объективна ее вариация в субъектах РФ. Лидирующая позиция налога на полезные ископаемые (НДПИ) в структуре доходов, аккумулируемых в бюджетную систему РТ, иллюстрирует ресурсную (нефтедобыча) специализацию региона.

Подобное лидерство в видовой структуре налоговых платежей дохода от немобильного фактора (земли) – это НДПИ характерно и для перечислений в Федеральный бюджет, 2 место занимает НДС, 3 – налог на прибыль (рис. 2.1).

Доходная структура регионального  бюджета формируется следующими источниками в порядке ранжирования: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и незначительный удельный вес собственных источников от немобильных факторов: налога на имущество организаций и земельного налога (рис. 2.2).

Доходная часть бюджета Республики Татарстан формируется строго на основе российских макроэкономических показателей, поскольку Татарстан находится в едином экономическом, политическом и правовом пространстве с РФ. С учетом разразившегося финансовго кризиса был составлен прогноз доходов бюджета республики на 2009 год и перспективные 2010-2011гг.

 

 

Рис. 2.1. Структура зачисленных доходов  в федеральный бюджет по Республике Татарстан 

 

Основные направления бюджетно-налоговой  политики РТ на 2009-2011гг. состоят в  увеличении налоговых доходов.

Рис. 2.2. Структура доходов зачисленных  в консолидированный бюджет Республики Татарстан

 

Консолидированный бюджет РТ прогнозируется по доходам в следующих  объемах: 2009 год – 122,2 млрд. рублей, 2010 год – 130 млрд.рублей, 2011 год – 138,1 млрд.рублей. По бюджету республики предлагается принять следующие объемы  расходов: 2009 год – 97,4 млрд. рублей, 2010 год – 102,4 млрд.рублей, 2011 год – 106,9 млрд.рублей. (41)

Доходная часть бюджета  республики на 2009-11 годы включает три  группы доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Среди наиболее крупных доходов - налог на доходы физических лиц – в консолидированный бюджет в 2009 году прогнозируется в сумме 40 млрд. рублей, в бюджет республики – 24 млрд. рублей.  
Рост по налогу обеспечивается повышением фонда оплаты труда на 20,6 процентов в 2009 году, 18,2 процента – в 2010 году и 17,4 процента – в 2011 году. Сумма налога на 2010 и 2011 годы прогнозируется в консолидированном бюджете в 46,5 млрд. рублей и 54,7 млрд. рублей, в бюджете республики – 27,9 млрд. рублей и 32,8 млрд. рублей.

Поступления по налогу на прибыль в 2009 году прогнозируется в  размере 32,6 млрд. рублей. Налог полностью  поступает в бюджет республики. На 2010-2011 годы сумма налога планируется в размере 33,4 и 33,5 млрд.рублей.

Сумма налога на имущество  организаций в 2009 году прогнозируется в размере 9,2 млрд. рублей, на 2010 год - 10,1 млрд.рублей, на 2011 – 11,1 млрд.рублей. Учтены изменения республиканского налогового законодательства в части отмены льготы по данному налогу с 2009 года бюджетным и автономным учреждениям, а также по автомобильным дорогам общего пользования.

Налог на имущество физических лиц на 2009 год, полностью зачисляемый  в бюджеты муниципальных образований, оценивается в сумме 300 млн. рублей, 2010 году - 321 млн.рублей, в 2011 году - 344 млн.рублей

Прогноз поступления  акцизов на 2009 год в бюджет Республики Татарстан составляет 5,9 млрд. рублей, акцизов на 2010 год - 6,1 млрд. рублей, на 2011 год – 6,2 млрд. рублей.

Поступление платежей за пользование природными ресурсами в 2009 году в бюджет республики прогнозируется в сумме 4,5 млрд. рублей. При расчете по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефти) использованы цена на нефть марки «Юралс» в размере 95 долларов за баррель и курс доллара США к рублю - 24,7 рублей. Прогноз на 2010 год составляет 4,5 млрд.рублей при цене на нефть марки «Юралс» 90 долларов за баррель и курсе доллара США к рублю 26 рублей. Прогноз на 2011 год – 4,6 млрд. рублей при цене на нефть - 88 долларов за баррель и курсе доллара США - 27,3 рубля. (40)

В целом в 2009 году прогнозируется поступление доходов в консолидированный  бюджет республики в сумме 122,2 млрд. рублей, в том числе собственных  доходов – 111,3 млрд. рублей, федеральных средств – 10,9 млрд. рублей. В 2010 году – 130 млрд.рублей, в 2011 году – 138,1 млрд.рублей. Прогнозные объемы бюджета республики: 2009 год – 97,4 млрд.руб., 2010 год – 102,4 млрд.руб., 2011 год – 106,9 млрд.рублей (см. табл. 2.3).

Таблица 2.3

Прогноз доходов в консолидированный бюджет РТ на 2009-2011гг. млрд.руб.

Доходы в бюджет РТ

2009г.

2010г.

2011г.

Консолидированный бюджет

122,2

130

138,1

Бюджет республики

97,4

102,4

106,9


 

При планировании расходной  части бюджета на 2009-2011 годы использовались индексы-дефляторы, разработанные федеральными органами для формирования федерального бюджета и сценарные условия прогноза социально-экономического развития республики, разработанные Министерством экономики Республики Татарстан.

Динамика поступлений по видам налоговых доходов бюджета Республики Татарстан на 2008-2011 годы представлена на рис. 2.3.

 

Рис. 2.3 Динамика поступлений по видам налоговых доходов бюджета Республики Татарстан на 2008-2011 годы

 

Структура поступлений по видам налоговых доходов бюджета Республики Татарстан на 2008-2011 годы представлена на рис. 2.4.

 

Рис. 2.4 Структура поступлений по видам налоговых доходов бюджета Республики Татарстан на 2008-2011 годы

 

На протяжении всего рассматриваемого периода, как видно из рис. 2.4, планируется рост удельного веса налога на доходы физических лиц в общем объеме налоговых доходов бюджета: в 2008 году – 28,6%, в 2009 году – 30,2%, в 2010 году – 32,6%, в 2011 году – 35,7%, что обусловлено прогнозируемым ростом налогооблагаемой базы.

Таким образом, несмотря на глобальные финансовые проблемы Правительство  Республики Татарстан не намерено отходить от намеченных бюджетных планов.

2.2. Анализ неналоговых доходов  бюджета  Республики Татарстан

 

В рассматриваемой  группе доходов бюджетов субъектов  Российской Федерации учитываются:

  • средства, получаемые в виде арендной или иной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в банках и кредитных организация;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, под залог, в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Российской Федерации;
  • часть прибыли государственных унитарных предприятий, принадлежащих субъектам Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации.

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, определяются порядком и размером средств, получаемых в процессе приватизации государственного или муниципального имущества и зачисляемых в соответствующие бюджеты (определяются законодательством о приватизации); порядком продажи и иного безвозмездного отчуждения государственного (муниципального) имущества (определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ и актами представительных органов муниципальных образований).

Информация о работе Доходы бюджета субъекта РФ и пути их укрепленя (на примере бюджета Республики Татарстан)