Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:21, курсовая работа
Целью дипломной работы является изучение доходной части бюджета субъекта РФ и пути ее повышения на примере бюджета Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
провести анализ доходов бюджета Республики Татарстан;
определить пути повышения доходной части региональных бюджетов в условиях финансового кризиса.
Зачисление в бюджеты
Зачисление в бюджеты
За последние три года в связи с реформой бюджетного и налогового законодательства претерпели изменения пропорции распределения общей суммы налоговых доходов, собираемых в бюджеты всех уровней.
В 2008 году на территории республики было мобилизовано с учетом ЕСН более 275 млрд руб. налоговых платежей, что на четверть больше, чем в 2007 году. В консолидированный бюджет республики мобилизовано около 101 млрд руб., в том числе: в бюджет Республики Татарстан - более 80 млрд руб., что на 32% больше прошлогоднего показателя, в местные бюджеты - более 20 млрд руб., что на 27% больше, чем в 2007 году. (см. табл. 2.1).
Основной объем налоговых
Таблица 2.1
Доходы бюджета РТ в 2007-2008гг.
Доходы |
2008 |
2007 |
Отклонения |
Поступление налоговых платежей с учетом ЕСН (млрд.руб) |
275,9 |
206,7 |
+ 25% |
В консолидированный бюджет в том числе (млрд.руб): |
101,6 |
72,17 |
+ 40% |
-в бюджет Республики Татарстан |
81,3 |
55,08 |
+ 32% |
в местные бюджеты |
23,4 |
17,09 |
+ 27% |
Также в 2009 году УФНС по РТ совместно с органами местного самоуправления и регистрирующими органами продолжит работу по увеличению налоговой базы по земельному налогу. Большая работа запланирована по введению в процесс налогообложения земельных участков под многоквартирными домами. Несмотря на проявившиеся в конце 2008 года неблагоприятные явления в экономике, общая задолженность в бюджетную систему в целом по республике снижена на 17%. Основными должниками являются предприятия-банкроты, которые на начало 2009 года имели задолженности в сумме 10,8 млрд. руб. (см. табл. 2.2).
Данные таблицы 2.2 показывают, что если в 2007 году в процедуре банкротства в республике находилось 1358 организаций, то в 2008 году - уже 1111 организаций. Сократилась и сумма задолженности организаций, находящихся в процедуре банкротства, - на 1 января 2009 года она составили 10,8 млрд руб. (для сравнения: на 1 января 2008 - 12,6 млрд руб., на 1 января 2007 - 14,4 млрд руб.).(41)
Таблица 2.2
Задолженность в бюджетную систему РТ
2007г. |
2008г. | |
Количество предприятий, находящихся в процедуре банкротства по РТ |
1358 |
1111 |
Сумма задолженности организаций, находящихся в процедуре банкротства (млрд. руб.) |
12,6 |
10,8 |
В условиях кризиса для Управления Федеральной налоговой службы по Татарстану нет более важной задачи, чем обеспечение стабильного поступления налоговых платежей в бюджет. От этого напрямую зависит социальное благополучие республики и ее граждан.
Таким образом, видовая структура доходных источников отображает факторы региональной специализации, объективна ее вариация в субъектах РФ. Лидирующая позиция налога на полезные ископаемые (НДПИ) в структуре доходов, аккумулируемых в бюджетную систему РТ, иллюстрирует ресурсную (нефтедобыча) специализацию региона.
Подобное лидерство в видовой структуре налоговых платежей дохода от немобильного фактора (земли) – это НДПИ характерно и для перечислений в Федеральный бюджет, 2 место занимает НДС, 3 – налог на прибыль (рис. 2.1).
Доходная структура
Доходная часть бюджета Республики Татарстан формируется строго на основе российских макроэкономических показателей, поскольку Татарстан находится в едином экономическом, политическом и правовом пространстве с РФ. С учетом разразившегося финансовго кризиса был составлен прогноз доходов бюджета республики на 2009 год и перспективные 2010-2011гг.
Рис. 2.1. Структура зачисленных доходов в федеральный бюджет по Республике Татарстан
Основные направления бюджетно-
Рис. 2.2. Структура доходов зачисленных в консолидированный бюджет Республики Татарстан
Консолидированный бюджет РТ прогнозируется по доходам в следующих объемах: 2009 год – 122,2 млрд. рублей, 2010 год – 130 млрд.рублей, 2011 год – 138,1 млрд.рублей. По бюджету республики предлагается принять следующие объемы расходов: 2009 год – 97,4 млрд. рублей, 2010 год – 102,4 млрд.рублей, 2011 год – 106,9 млрд.рублей. (41)
Доходная часть бюджета
республики на 2009-11 годы включает три
группы доходов: налоговые доходы, неналоговые
доходы и безвозмездные поступления. Среди
наиболее крупных доходов - налог на доходы
физических лиц – в консолидированный
бюджет в 2009 году прогнозируется в сумме
40 млрд. рублей, в бюджет республики –
24 млрд. рублей.
Рост по налогу обеспечивается повышением
фонда оплаты труда на 20,6 процентов в 2009
году, 18,2 процента – в 2010 году и 17,4 процента
– в 2011 году. Сумма налога на 2010 и 2011 годы
прогнозируется в консолидированном бюджете
в 46,5 млрд. рублей и 54,7 млрд. рублей, в бюджете
республики – 27,9 млрд. рублей и 32,8 млрд.
рублей.
Поступления по налогу на прибыль в 2009 году прогнозируется в размере 32,6 млрд. рублей. Налог полностью поступает в бюджет республики. На 2010-2011 годы сумма налога планируется в размере 33,4 и 33,5 млрд.рублей.
Сумма налога на имущество организаций в 2009 году прогнозируется в размере 9,2 млрд. рублей, на 2010 год - 10,1 млрд.рублей, на 2011 – 11,1 млрд.рублей. Учтены изменения республиканского налогового законодательства в части отмены льготы по данному налогу с 2009 года бюджетным и автономным учреждениям, а также по автомобильным дорогам общего пользования.
Налог на имущество физических
лиц на 2009 год, полностью зачисляемый
в бюджеты муниципальных
Прогноз поступления акцизов на 2009 год в бюджет Республики Татарстан составляет 5,9 млрд. рублей, акцизов на 2010 год - 6,1 млрд. рублей, на 2011 год – 6,2 млрд. рублей.
Поступление платежей за пользование природными ресурсами в 2009 году в бюджет республики прогнозируется в сумме 4,5 млрд. рублей. При расчете по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефти) использованы цена на нефть марки «Юралс» в размере 95 долларов за баррель и курс доллара США к рублю - 24,7 рублей. Прогноз на 2010 год составляет 4,5 млрд.рублей при цене на нефть марки «Юралс» 90 долларов за баррель и курсе доллара США к рублю 26 рублей. Прогноз на 2011 год – 4,6 млрд. рублей при цене на нефть - 88 долларов за баррель и курсе доллара США - 27,3 рубля. (40)
В целом в 2009 году прогнозируется
поступление доходов в
Таблица 2.3
Прогноз доходов в консолидированный бюджет РТ на 2009-2011гг. млрд.руб.
Доходы в бюджет РТ |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Консолидированный бюджет |
122,2 |
130 |
138,1 |
Бюджет республики |
97,4 |
102,4 |
106,9 |
При планировании расходной части бюджета на 2009-2011 годы использовались индексы-дефляторы, разработанные федеральными органами для формирования федерального бюджета и сценарные условия прогноза социально-экономического развития республики, разработанные Министерством экономики Республики Татарстан.
Динамика поступлений по видам налоговых доходов бюджета Республики Татарстан на 2008-2011 годы представлена на рис. 2.3.
Рис. 2.3 Динамика поступлений по видам налоговых доходов бюджета Республики Татарстан на 2008-2011 годы
Структура поступлений по видам налоговых доходов бюджета Республики Татарстан на 2008-2011 годы представлена на рис. 2.4.
Рис. 2.4 Структура поступлений по видам налоговых доходов бюджета Республики Татарстан на 2008-2011 годы
На протяжении всего рассматриваемого периода, как видно из рис. 2.4, планируется рост удельного веса налога на доходы физических лиц в общем объеме налоговых доходов бюджета: в 2008 году – 28,6%, в 2009 году – 30,2%, в 2010 году – 32,6%, в 2011 году – 35,7%, что обусловлено прогнозируемым ростом налогооблагаемой базы.
Таким образом, несмотря на глобальные финансовые проблемы Правительство Республики Татарстан не намерено отходить от намеченных бюджетных планов.
В рассматриваемой группе доходов бюджетов субъектов Российской Федерации учитываются:
Доходы от продажи имущества, находящегося
в государственной или