Государственный бюджет Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:50, реферат

Описание работы

В настоящее время почти не осталось государств, которые свою деятельность не финансировали бы из государственного бюджета страны.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений, как части финансовых, состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, необходимого для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные отношения многообразны (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (государственный, местный)

Содержание работы

1. Социально - экономическая сущность и роль государственного бюджета
2. Бюджетная классификация
3. Государственные доходы
4. Государственные расходы
5. Бюджетный процесс

Файлы: 1 файл

макроэконимика.docx

— 34.51 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки, молодежи и  спорта Украины

ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет»

                          кафедра менеджмента и маркетинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Макроэкономика»

Тема: «Государственный бюджет Украины».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка гр. У-11-МК-2д     Губанова Е. В.

     Проверил: преподаватель                             Мизун В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Мариуполь 2011 г.

 

План.

  1. Социально - экономическая сущность и роль государственного бюджета
  2. Бюджетная классификация
  3. Государственные доходы
  4. Государственные расходы
  5. Бюджетный процесс

 

  

 

 

1.Социально - экономическая сущность и роль государственного бюджета.

В настоящее  время почти не осталось государств, которые свою деятельность не финансировали  бы из государственного бюджета страны.

Финансовые  отношения, складывающиеся у государства  с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений, как части финансовых, состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, необходимого для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Бюджетные отношения многообразны (между секторами  экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (государственный, местный) .

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках  государства ежегодно должна концентрироваться  определённая доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения  получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного бюджета. Иначе, государственный бюджет – основной финансовый план страны, имеющий силу закона, так как проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом (в рыночных странах: парламент страны, штата или муниципальное собрание) .

Государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. В нём объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения, собственности, доходов и заработной платы, по вопросу бюджетных расходов на социальные цели; компромисс между общегосударственными и местными интересами; компромисс между промышленными и сельскохозяйственными районами в отношении распределения налогов и бюджетных дотаций; компромисс между интересами отдельных отраслей и формам по поводу налогов субсидий, льготных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство, инвестиционных премий. Каждый такой компромисс сопровождается борьбой политической, предвыборной и в стенах парламента, фракционной внутри партии и на страницах печати.

Будучи  экономической формой существования  реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие: государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований; область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями; с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности; пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития; Бюджет как экономическая категория, не сразу получил своё признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка рения, согласно которой государственный бюджет с позициями экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиции законодательного установления финансовой базы государства – как его финансовый план.

Сущность  государственного бюджета, как экономической  категории, реализуется через его функции: распределительную (перераспределительную) и контрольную.

Содержание  распределительной функции бюджета  определяется процессами перераспределения  финансовых ресурсов между разными  подразделениями общественного  производства.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

Основным  объектом бюджетного перераспределения  является национальный доход, иногда - часть национального богатства. Национальный доход - часть валового общественного продукта без материальных затрат на его производство. Выражает весь объем чистой продукции страны, то есть это вновь созданная стоимость обычно за год. Национальное богатство - совокупность созданных трудом и накопленных материальных благ, которыми располагает общество.

Основные  направления распределительной  функции: связаны с перераспределением национального дохода, с вмешательством в процесс общественного воспроизводства (государственное регулирование и стимулирование экономики) , с финансовым обеспечением социальной политики, обеспечением монопольной прибыли.

Рассмотрим  эти направления в отдельности.

Роль  бюджета в перераспределении  национального дохода В рыночной экономике политическая, экономическая, социальная и другие формы деятельности государства неразрывно связаны с перераспределением национального дохода как части валового внутреннего продукта.

Важнейшее значение в перераспределении национального  дохода, происходящее в интересах монополий, принадлежит государственному бюджету. Это его основная функция. Развитие этой функции определяется эволюцией капитализма, повышением роли буржуазного государства. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости (на кануне первой мировой войны – 7 – 15 %) . Ещё выше эта доля, если взять бюджетную систему государства в целом.

Перераспределение национального дохода, непосредственно  затрагивающее интересы общественных классов, имеет важное социально-политическое значение и выражает степень дополнительной эксплуатации широких народных масс. Используя бюджетную систему, государство вносит глубокие изменения в пропорции, складывающиеся на стадиях производства и первичного распределения национального дохода. Доля национального дохода, получаемая трудящимися, все больше падает. Одновременно быстрыми темпами растут прибыли монополий, усиливается концентрация богатства. Перераспределение национального дохода посредством бюджета - яркое проявление его классового характера.

По данным статистического бюро США, в 1988 г. пятая  часть американцев, наиболее богатая, присвоила 44% национального дохода, в то время как такое же количество малообеспеченных жителей США - лишь 4,6%.

Перераспределение национального дохода наряду с социальным имеет также экономическое значение. Бюджет служит важным инструментом централизации в руках государства совокупного общественного капитала, мобилизации через налоги и займы средств трудящихся и доходов других слоев общества и использования их в целях вмешательства в хозяйственную жизнь страны.

В форме  бюджета капиталистические государства  концентрируют огромные финансовые средства. Правительство США ежегодно аккумулирует через бюджет более 1,1 трлн. дол., Великобритании - свыше 150 млрд. ф. ст., Франции - более 1 трлн. франков, ФРГ – почти 300 млрд. марок, Японии - более 54 трлн. иен.

Сосредотачиваемые у государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его экономической деятельности и создают широкие возможности активного вмешательства в общественное воспроизводство, Государственное регулирование и стимулирование экономики. В странах рыночной экономики бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей хозяйства, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала, на выравнивание в условиях стихийного развития капиталистического производства отраслевых пропорций.

Вмешательство в экономику превратилось в одну из основных функций государственного бюджета. Формы такого вмешательства различны. В условиях политики “экономики предложения” наряду с прямыми методами вмешательства широкое развитие получали косвенные. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, стимулирование темпов ускорения научно-технического прогресса, расширение государственного потребления, рост накопления капитала путём прямого финансирования крупного монополистического производства. Это осуществляется в форме субсидий, кредитов, государственных гарантий, поручительств, а так же других форм помощи крупному капиталу в целях обеспечения роста монопольной прибыли. Вместе с тем государственное финансирование содействует дальнейшей концентрации производства и капитала, укреплению господствующих позиций монополий.

Финансовое  обеспечение социальной политики Трудовые ресурсы – один из основных факторов производства. Научно-техническая революция  резко подняла роль человеческого фактора, превратила его в основную движущую силу развития. Современный уровень развития производительных сил потребовал нового подхода к его главному элементу – производственного процесса. Быстрые темпы научно-технического прогресса выдвигают все более высокие требования к качеству рабочей силы ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Происходит ориентация на более полное удовлетворение потребностей трудящихся масс, так как на основе их трудоспособности, личностного развития создается потенциал общественного производства.

Через государственный  бюджет и другие звенья бюджетной  системы страны рыночной экономики  осуществляют свою социальную политику, вмешательство в сферу социальных отношений, финансируя важнейшие элементы в социальной области - просвещение (главным образом начальное и среднее образование, а также профессиональную переподготовку кадров) , здравоохранение (в том числе санитарию, профилактику заболеваний) , социальное обеспечение.

Значительная  часть расходов на социальные нужды  проходит по местным бюджетам, а  в федеративных государствах также  по бюджетам членов федерации. В развитых государствах на эти цели затрачивается от 30 до 40% бюджетных средств.

Роль  бюджета в обеспечении монопольной  прибыли Высокие сверхприбыли через  государственный бюджет обеспечиваются монополиями различными путями. Главным является система государственных закупок и заказов, т.е. система государственного потребления. Цены на приобретаемые государственные товары, значительную часть которых составляет военная продукция, включают высокую монопольную прибыль, Чистая прибыль корпораций – лидеров военного бизнеса – в десятки раз превышает прибыль монополий гражданских отраслей промышленности. Использование бюджета как источника высоких сверхприбылей приводит к острой борьбе между военно-промышленными монополиями, стремящимися включить в бюджет наиболее выгодные для них стратегические программы, ведущие к производству новых типов и систем оружия, а вместе с тем и получению новых огромных прибылей.

Бюджет  обеспечивает финансовой олигархии  значительную прибыль и по линии государственного кредита.

Контрольная функция заключается в том, что  бюджет объективно отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может “сигнализировать” насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются и т.д.

Основу  контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Буржуазия, борясь за власть и стремясь подчинить  своим целям правительство, выдвинула  специальные принципы построения бюджета, которые используются и в настоящее время. Важнейшие из них: единство бюджета, его полнота, реальность и гласность.

Единство  бюджета. Этот принцип означает сосредоточение в нем всех собираемых доходов и производимых расходов. Он предполагает наличие одного бюджета в государстве, составленного по единой бюджетной классификации и по единым документам. Единство бюджета выражается в существовании единой бюджетной системы в государстве. Задача этого принципа -–установлении более эффективного контроля за финансовыми ресурсами государства.

Информация о работе Государственный бюджет Украины