Государственный бюджет Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:50, реферат

Описание работы

В настоящее время почти не осталось государств, которые свою деятельность не финансировали бы из государственного бюджета страны.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений, как части финансовых, состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, необходимого для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные отношения многообразны (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (государственный, местный)

Содержание работы

1. Социально - экономическая сущность и роль государственного бюджета
2. Бюджетная классификация
3. Государственные доходы
4. Государственные расходы
5. Бюджетный процесс

Файлы: 1 файл

макроэконимика.docx

— 34.51 Кб (Скачать файл)

Принцип полноты дополняет принцип единства и означает более детальную расшифровку  по каждой статье затрат и поступлений. Выполнение этого принципа позволяет вести контроль за отчетностью по исполненным расходам.

Принцип реальности или правдивости бюджета  предполагает правдивое отражение в бюджете финансовых операций, соответствие учрежденных бюджетных сумм их исполнению. Он направлен против фальсификации бюджетных средств.

Принцип гласности обязывает правительство  публиковать бюджет Появление присущих бюджету свойств, его использование  в качестве инструмента распределения и контроля находит своё отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.

Бюджетный механизм - это совокупность способов организации бюджетных отношений, применяемых обществом для решения  экономических и социальных задач. Это инструмент государственного регулирования экономики.

Использование бюджетного механизма для регулирования  экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными ресурсами. Маневрирование возможно потому, что в государственном бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, поэтому средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Существенное влияние на него сказывают задачи, решаемые обществом на том или ином этапе развития. Меняются задачи – должен изменяться и бюджетный механизм.

2.Бюджетная классификация.

Бюджеты всех уровней исполняются и формируются  согласно бюджетной классификации. Правильно построенная, она раскрывает классовый характер бюджета, позволяет  определить цели расходования бюджетных  средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства.

Бюджетная классификация – это единая международная  система функционального объединения доходов и расходов бюджета по однородным признакам; она обеспечивает возможность сравнения бюджетных данных разных бюджетов, даёт возможность определить характер регулирующих действий государства по формированию денежных средств и их использованием.

В мировой  практике используются различные виды классификаций расходов, такие как: ведомственная , предметная (отраслевая) , экономическая, смешанная (комбинированная) . Все перечисленные виды классификаций расходов являются классическими, хотя в последнее время в бюджетной практике возникли новые, такие как: целевая классификация, классификация по функциональным признакам, по финансовым признакам, по политическим признакам.

Доходы  государственного бюджета формируются  также согласно классификации. Существуют следующие виды классификации доходов: по источникам, по видам поступлений, юридическая, финансовая, экономическая.

Различные виды бюджетной классификации не дают достаточно ясную и полную картину финансовой политики, содержания бюджета. Этому способствует отсутствие единой системы бюджетных подразделений, громоздкость, раздутость бюджетных документов.

 

3.Государственные доходы.

Бюджетные доходы понятие более узкое, чем  доходы государства, которые включают помимо средств бюджета всех уровней  власти денежные средства внебюджетных фондов и прочие ресурсы.

Доходы  бюджета - экономические отношения, возникающие у государства с  предприятиями (объединениями) , учреждениями, организациями и гражданами в процессе формирования фондов денежных средств. Они необходимы для выполнения целей и задач государства.

Форма проявления этих экономических отношений различные  виды платежей предприятий, организаций  и населения в государственный  бюджет, а их материально-вещественное воплощение - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд, государственное устройство страны, экономические и социальные задачи, решаемые обществом, а также методы хозяйствования влияют на состав бюджетных доходов, форму мобилизации денежных средств в бюджет.

Основным  материальным источником формирования доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Основными методами, используемыми государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно, определяется экономической ситуацией в стране, степенью противоречий (политических, социальных) , состоянием финансов.

Налоги  – главный метод перераспределения  национального дохода. Их доля составляет до 90 процентов общей доходной части государственного бюджета.

Налоги, поступающие в соответствующие  бюджеты, называются закрепленными доходами. Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов.

К доходам  бюджета относят государственные  займы, к которым государство  прибегает в случае бюджетного дефицита. Погашение займов, выплата по ним  процентов осуществляется в значительной мере за счет дополнительных налоговых платежей либо выпускаемых займов.

Третий  метод самый непопулярный: к нему прибегают при чрезвычайных обстоятельствах, применяя эмиссию бумажных денег. Начинается инфляция, которая может привести к тяжелым социально-экономических последствиям.

Кроме национального  дохода, к источникам формирования доходов бюджета относят поступления: от внешнеэкономической деятельности, от эксплуатации государственной собственности (в условиях перехода к рынку и  от ее продажи) , от реализации облигаций государственных займов, и других ценных бумаг, от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги (проценты и дивиденды) .

 

4.Государственные расходы.

Так как  все общественное производство можно  разделить на две части, то и расходы  государственного бюджета подразделяются также на две части: одна связана  с развитием материального производства, совершенствованием его материальной структуры, другая используется на содержание и развитие непроизводственной сферы. Поэтому выделяются текущие и капитальные расходы. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств для покрытия затрат на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров гражданского и военного характера) .

Капитальные затраты – это денежные средства, вложенные в основной капитал  и прирост запасов. К ним относят  капиталовложения за счет бюджета в  различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты.

В соответствии с общественным назначением расходы  бюджета подразделяются на несколько наружных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов: направленные на финансирование: народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, науки, обороны, правоохранительных органов, органов государственной власти и управления, внешнеэкономической деятельности, создание резервных фондов, расходы по обслуживанию государственного долга, прочие расходы и выплаты.

Каждая  из вышеперечисленных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

Осуществление расходов бюджета достигается при  помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

Важную  роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют принципы финансирования, а именно: ·  Получения максимального эффекта при минимизации затрат.

Целевой характер использования бюджетных  ассигнований. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований.

Предоставление  бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей  и с учетом использования ранее  отпущенных средств.

Безвозвратность и бесплатность бюджетных ассигнований.

Бюджетное финансирование может выполняться  в двух формах. Первая форма –  это финансирование по системе “нетто-бюджет” . В этом случае бюджетные средства выделяются на ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом.

Вторая  форма – финансирование по системе  “брутто-бюджет” применяется для  предприятий, учреждений и организаций, полностью состоящих на бюджетном  финансировании. В этом случае бюджетные  ассигнования выделяются как на текущие, так и на капитальные расходы.

Важным  элементом бюджетного финансирования являются методы предоставления бюджетных средств. С их помощью финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют переброску средств в целях достижения наиболее лучших результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в распределении финансовых ресурсов.

При разработке бюджета используют системный анализ, экономические модели, электронно-вычислительную технику, которая позволила разрабатывать многовариантный бюджет.

Основой составления почти всех бюджетов в настоящее время является программно-целевой метод, так в Германии бюджет, составленный по этому методу, получил название “конъюнктурно-нейтрального бюджета” .

Новые методы составления бюджета широко применяются  во Франции под названием “рационализация  выбора бюджетных решений” , в Великобритании – “программного анализа и обзора” .

 

5.Бюджетный процесс.

Бюджетный процесс – регламентированный законодательством  порядок создания, рассмотрения, утверждения бюджетов, их исполнение и контроль за их исполнением, утверждение счетов об исполнении бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины.

Бюджетный процесс состоит из трех стадий:

I. Первая  стадия – планирование, составление  проекта бюджета, представляет  собой деятельность по разработке  плана документов (проекта бюджета) , либо принятием соответствующих правовых актов (Закон, Постановления, Решения сессии местного совета) .

II. Вторая  стадия – рассмотрение и утверждение,  начинается с момента предоставления проекта бюджета на рассмотрение в Верховный совет или местные советы и завершается принятием Закона о государственном бюджете либо решением сессии Местного совета на планируемых год.

III. Третья  стадия – исполнения и составления  отчета об исполнении начинается  с 1 января планируемого года  и завершается утверждением отчета  об исполнении бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственный бюджет Украины