Государственный (муниципальный) долг и проблемы его погашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики, механизма самовоспроизводства долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации

Содержание работы

Введение 4
1 Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1 Экономическая сущность государственного долга России 6
1.2 Механизм роста государственного долга 9
2 Характеристика современного состояния государственного долга России 15
2.1 Современное состояние внешнего долга Российской Федерации 15
2.2 Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации 25
3 Пути оптимизации государственного долга России 31
3.1 Методы управления государственным долгом 31
3.2 Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного долга России 34
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  Н.П. ОГАРЕВА»

 

 

 

Факультет экономический

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) ДОЛГ

И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПОГАШЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

Автор курсовой работы  Е.В. Туровец

Специальность                                               080105-65 финансы и кредит

Обозначение курсовой работы                   КР-02069964-080105-65-23-09 

Руководитель работы

преподаватель                                                                       С.С. Артемьева

 

 

 

Оценка ______________

 

 

 

 

 

 

 

Саранск 2009

ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  Н.П. ОГАРЕВА»

 

 

 

Факультет экономический

Кафедра финансов и кредита

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

Студент Екатерина Владимировна Туровец, группа 214

1 Тема Государственный  (муниципальный) долг и проблемы  его погашения

2 Срок представления  работы к защите ______________

3 Содержание курсовой  работы

3.1 Теоретические аспекты  государственного долга

3.2 Исследование 

3.3 Направления совершенствования

 

 

 

 

 

 

Руководитель работы                                                               С.С. Артемьева

Задание принял к исполнению  ______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

стр

Введение           4

1 Сущность государственного  долга как экономической категории 6

1.1 Экономическая сущность  государственного долга России 6

1.2 Механизм роста государственного  долга  9

2 Характеристика современного  состояния государственного долга  России 15

2.1 Современное состояние  внешнего долга Российской Федерации 15

2.2 Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации 25

3 Пути оптимизации  государственного долга России 31

3.1 Методы управления  государственным долгом  31

3.2 Предложения к выработке  стратегии по оптимизации государственного  долга России  34      

Заключение 38

Список используемой литературы 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопрос о государственных  долгах связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Участие это в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и стабильного уровня цен.

Необходимость государственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действие закона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной прибыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в состоянии разрешать макроэкономические проблемы. Напротив, механизм распределения ресурсов, основанный на стихийном внутриотраслевом и межотраслевом переливе капитала, приводит к нарушению макроэкономического равновесия, к несоответствию между совокупным спросом и совокупным предложением.

Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги  правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.

Поэтому очевидно, что нарастание внутреннего долга  менее опасно для национальной экономики  по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг  при погашении внутреннего долга  не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.

В экономической литературе тема государственного долга России является дискуссионной. Единой методики оценки долгового бремени и его влияния на экономику Российской Федерации не существует; предложения по оптимизации величины внешней и внутренней задолженности также различны. Здесь следует отметить, что точные суммы перечислений по обслуживанию и погашению внешнего долга России недоступны даже в Минфине, так как разными долгами занимаются различные подразделения и информацию никто официально не сводит.

Очевидно, что именно несогласованность оценок и экономических  воззрений авторов позволяет разрабатывать новые рекомендации по совершенствованию управления государственным долгом.

Формирование методологии  изучения нерешенных вопросов по этой теме позволит отойти от формального  подхода к изучению государственного долга, сводящемуся только к сопоставлению данных о его размере, создаст возможность результативного использования полученных выводов в процессе управления экономикой.

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики, механизма самовоспроизводства долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации.

1 Сущность государственного долга как экономической категории

1.1 Экономическая  сущность государственного долга России

 

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство привлекает к  покрытию своих расходов свободные  финансовые ресурсы хозяйственных структур и населения. Главным способом их получения является государственный кредит. Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Государственный кредит, как и любой другой вид кредита, характеризуется возвратностью, срочностью и платностью предоставляемых взаймы средств. Однако государственный кредит отличает ряд особенностей: привлекаемые кредитные ресурсы направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита; источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают текущие бюджетные поступления; источниками средств для кредитования являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, предназначенные для текущего потребления.

Целесообразность использования  государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам – все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В систему госкредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставленным иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию  государственного долга. Государственный долг, таким образом, - это величина задолженности (внутренней и внешней) государства своим кредиторам.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. К первому относится вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства; ко второму – расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Следует различать государственный долг и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Так, различают государственный  долг субъекта Российской Федерации, который представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, и муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования. Они обеспечиваются всем имуществом, находящимся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Основной при анализе  государственного долга является разбивка его на внутренний и внешний. Однако в настоящее время вопросы  четкие критерии такого деления отсутствуют.

С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки в иностранной валюте. Но по существу под внешними займами следует понимать те, которые находятся в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может попасть в руки иностранцев и обратно. Этот вывод можно подтвердить оценкой ситуации, сложившейся с заимствованиями на рынке ГКО-ОФЗ. Изначально этот рынок ориентирован на работу с внутренними инвесторами и до середины 1996 г. присутствие нерезидентов на нем было незначительным. С 15 августа 1996 г. были сняты многие ограничения на деятельность иностранных инвесторов, и их доля на рынке возросла. Полагая, что рынок ГКО-ОФЗ – это рублевый внутренний рынок, правительство и Банк России делали все для более широкого привлечения на него средств из иностранных источников. Но когда в период финансового кризиса нерезиденты стали активно сбрасывать российские ценные бумаги, для расчетов потребовалось значительное количество иностранной валюты, что и привело к приостановке выполнения своих обязательств государством.

В целом в последнее  время четко просматривается  тенденция на закрепление в качестве признака классификации долга на внутренний и внешний источника заимствований – внутренний или внешний кредитор.

Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

- государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

- договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

- переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Любые долговые обязательства  Российской Федерации погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

1.2 Механизм роста государственного долга

 

Государственный долг является непосредственным итогом дефицитов  бюджета и представляет собой  сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов  за вычетом имевшихся за это время  положительных сальдо бюджета.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Структурно любой бюджет включает в себя две части: доходы субъекта и его расходы. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Информация о работе Государственный (муниципальный) долг и проблемы его погашения