Государственный (муниципальный) долг и проблемы его погашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики, механизма самовоспроизводства долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации

Содержание работы

Введение 4
1 Сущность государственного долга как экономической категории 6
1.1 Экономическая сущность государственного долга России 6
1.2 Механизм роста государственного долга 9
2 Характеристика современного состояния государственного долга России 15
2.1 Современное состояние внешнего долга Российской Федерации 15
2.2 Современное состояние внутреннего долга Российской Федерации 25
3 Пути оптимизации государственного долга России 31
3.1 Методы управления государственным долгом 31
3.2 Предложения к выработке стратегии по оптимизации государственного долга России 34
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

Потенциальный трансфер определяется исключительно желанием страны обслуживать собственные  обязательства, что зависит от издержек дефолта и политических соображений. При этом проблема «долгового навеса»  возникает в случае, если ожидаемый дисконтированный поток будущих трансферов меньше, чем совокупный долг страны.

Наличие «долгового навеса»  может негативно сказаться на мотивации страны-заемщика к выплате  долгов. В этом случае частичное  списание долга оказывается для  кредиторов более предпочтительной стратегией по сравнению с предоставлением дополнительных займов в надежде на их будущее возмещение.

Если обязательства  страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, внешний долг выступает в качестве пропорционального налога, так как дополнительные доходы государства направляются не собственным гражданам, а кредиторам. При этом правительство становится менее заинтересовано проводить жесткую экономическую политику, предусматривающую непопулярные меры, а избыточный «долговой навес» негативно отражается на благосостоянии граждан из-за увеличения налогового бремени и снижения инвестиционной активности.

 

3.2 Предложения  к выработке стратегии по оптимизации  государственного долга России

 

При обсуждении проблемы оптимизации государственного долга России ведущими экономистами страны предлагается несколько путей ее решения. Очевидно, что анализ возможных вариантов для целей принятия решения должен учитывать не только экономические, но и политические последствия тех или иных действий в отношении суверенного долга.

Возможности России по погашению  долгов имеют два главных ограничения: первичный профицит федерального бюджета и положительное сальдо по текущим операциям.

Если возможностей по сокращению долгового бремени  России более не представится, то при фиксированной динамике темпов инфляции у правительства РФ будет единственная возможность рассчитываться по долгам – использовать золотовалютные резервы. Причем в настоящее время, после потери в ходе кризиса значительной части золотовалютных резервов, перед органами денежно-кредитного регулирования стоит задача их постепенного восстановления и накопления.

При этом варианте погашения  долга вполне возможно, что при  оттоке последних с темпом 2-3 млрд. долл. в год уже через несколько лет Россия вновь будет вынуждена отказаться от своих обязательств.

Кроме того, поскольку  выплата внешних долгов за счет валютных резервов влечет за собой быстрый  рост денежной базы, перед Центробанком встает задача стерилизации эмитированной рублевой массы. Средствами стерилизации могут выступать: привлечение депозитов коммерческих банков, эмитирование собственных облигаций, увеличение резервных ставок. Рост денежной базы пропорционально сальдо по текущим операциям приведет к необходимости «пирамидального» расширения рынка государственных обязательств и облигаций Центробанка, и эмитированная рублевая масса не попадет в реальный сектор.

Поэтому сокращение размеров государственного долга необходимо. Согласно рекомендациям ряда экономистов, политика в сфере государственных заимствований, нацеленная на сокращение долгов должна реализоваться в трех направлениях: мобилизация внутренних ресурсов, рыночное управление долгом и переговоры с внешними кредиторами о снижении долгового бремени.

Первая и  обязательная задача – ревизия всех внутренних источников поступления или экономии валютных средств, усиление контроля за вывозом капитала. В ряде статей, посвященных методам мобилизации внутренних резервов сокращения государственного долга предлагаются следующие задачи:

  • бороться с коррупцией и сокращать абсолютные характеристики «бегства капитала»;
  • содействовать ускорению темпов накопления национального капитала, поскольку внешние займы ведут к экономической зависимости от кредиторов;
  • стимулировать экономический рост, усиливая роль государства в инвестиционном процессе и обновлении основного капитала.

Второе направление  деятельности – рыночное управление внешним долгом. За годы реформ в результате ряда реструктуризаций задолженность бывшего СССР переоформлена в активно торгуемый рыночный инструмент с развитой депозитарно-расчетной системой, более трети вновь возникшего российского долга также относятся к традиционным рыночным активам – еврооблигациям. Доля рыночных инструментов в совокупном объеме внешнего долга на сегодняшний день превышает 40%. Пока эта новая специфика российского долга не достаточно учитывается в подходах и методах управления им.

Третьей задачей государства  является упорядочение отношений с  внешними кредиторами и установление новых графиков платежей по долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств. В принципе, именно в этом и состояла основная цель политики, проводимой в последние годы правительством РФ в области управления внешней задолженностью.

Необходимой предпосылкой обеспечения благоприятных условий урегулирования внешнего долга является создание убедительной программы действий, ориентированной на продолжение рыночных реформ в России, улучшение инвестиционного климата, укрепление демократических институтов. Реализация программы должна содействовать восстановлению платежеспособности страны на базе возобновления экономического роста как условия укрепления доверия кредиторов и инвесторов.

Программа должна состоять из двух ключевых частей:

  1. перспективный бюджет, в котором на период как минимум три года предусматривался бы первичный профицит не менее 3-4% ВВП. Такой бюджет демонстрировал бы твердое намерение правительства рассчитываться по долгам;
  2. план структурных реформ, включающий меры по улучшению инвестиционного климата, реструктуризации предприятий, а также реформы в социальной сфере, которые позволили бы повысить эффективность использования инвестируемых средств, уменьшить обязательства государства и тем самым создать реальные предпосылки для снижения налогов и повышения деловой активности.

В связи с тем, что российским правительством применяется практика рефинансирования задолженности, следует выработать также общие подходы к построению оптимальной политики заимствований, которая позволяла бы в дальнейшем осуществлять выплаты по долгу без существенных нагрузок на имеющиеся ресурсы.

В отношении регулирования  внешнего долга большинство авторов  статей и монографий сходятся в том, что возможно использовать только финансово-технические  методы управления государственным  долгом, поскольку нет времени и условий для использования бюджетно-экспортного метода. В первую очередь следует сократить объемы текущих платежей по обслуживанию долга, поэтому остро стоит проблема уменьшения советского долга.

Можно использовать множество  технологий уменьшения бремени внешней задолженности, но при этом без реструктуризации не обойтись. Отсрочка необходима, чтобы за это время создать и укрепить доходную базу бюджета путем оживления производства. Поднять производство невозможно без снижения налогов, что для МВФ выглядит странным при столь низкой их собираемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных операций в сфере  государственного кредита. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Государственный долг может быть представлен также как общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов.

Превышение расходов государственного бюджета над его  доходами составляет бюджетный дефицит. Если же доходы государства превышают его расходы, то их разница составляет положительное сальдо бюджета, или профицит. Абсолютный размер дефицита и долга связан с масштабом экономики той или иной страны, поэтому для описания бюджетно-налоговой ситуации используются относительные величины – отношение бюджетного дефицита и государственного долга к объему ВВП. Эти показатели существенно различаются в разных странах и в разные периоды времени.

Существует три основных способа финансирования дефицита бюджета  в экономике рыночного типа: монетизация  дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Кроме того, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета.

Все меньшую значимость имеет деление государственного долга на внутренний и внешний. Взаимосвязь и взаимозависимость внешнего и внутреннего долга предопределяется общностью назначения привлекаемых государством заимствований.

Основная цель политики, проводимой в настоящий момент правительством РФ в области управления внешней задолженностью, состоит в упорядочении отношений с внешними кредиторами бывшего СССР и установлении новых графиков платежей по его долгам с учетом реальных возможностей обслуживания этих обязательств.

В отношении внутреннего  долга стратегия федерального правительства  состоит в реструктуризации задолженности в сторону повышения доли среднесрочных обязательств, снижения доходности государственных ценных бумаг при сохранении их привлекательности.

Существует большое  количество методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.

Технические же методы –  краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей. Родионова В.М. выделяет следующие основные финансово-технические методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочку погашения и аннулирование займов.

В плане оптимизации  внешнего долга именно реструктуризация, по мнению большинства экономистов, является оптимальным инструментом.

Вообще существует несколько  вариантов решения проблемы внешнего долга России. Однако главная задача, особенно учитывая более отдаленную перспективу, заключается в мобилизации собственных усилий по подъему российской экономики. Речь идет о реализации политики, направленной на увеличение государственных доходов и сокращение его расходов в целом, расширение и диверсификацию экспортного потенциала, рационализацию импорта, повышение эффективности использования внешних кредитов и т.п.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Бескова И.А. Управление государственным долгом. // Финансы. – 2005. - № 7. – С. 61 – 62.

3. Внешний долг и внешние заимствования. // www.euro.4-6.htm

4. Златкис Б.И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках. // Финансы. – 2006. - № 7. – С. 10 – 15.

5. Корчагин А., Казаков А., Щербина Н. Внешние долги России – между Лондоном и Парижем. // Рынок ценных бумаг. – 2002. - № 11 (170). – С. 16 – 17.

6. Курьеров В.Г. Иностранные инвестиции и внешний долг РФ. // ЭКО. – 2000. - № 8. – С. 33 – 41.

7. Митрофанова Э., Назаренко Б., Кузьменко А. Обслуживание задолженности РФ Лондонскому клубу кредиторов в цифрах. // Рынок ценных бумаг. – 2004. - № 11 (170). – С. 10 – 15.

8. Мицек С.А. Что способствует и что мешает инвестициям в России? // Финансы и кредит. – 2003. - № 3 (63). – С. 2 – 6.

9. Моисеев А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. // Проблемы прогнозирования. – 2007. - № 4. - С. 99 – 107.

10. Орусов Д.В. Факторный анализ причин инфляционного процесса в российской экономике. // Финансы и кредит. – 2002. - № 3 (63). – С. 7 – 15.

11. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 г. // Деньги и кредит. – 2006. - № 2. – С. 3 – 43.

12. Рыбалко Г.П. Зарубежный опыт управления государственным долгом. // Финансы. – 2000. - № 6. – С. 55 – 58.

13. Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. // Аудитор. – 2003. - № 8. – С. 25 – 31.

14. Саркисянц А. Характеристика основных показателей внешнего долга России и других стран. // Аудитор. – 2000. - № 6.- С. 35 – 44.

15. Саркисянц А.Г. Геополитика мирового долга. // Финансы и кредит. – 2001. - № 7 (67). – С. 59 – 69.

16. Саркисянц А.Г. Мировой рынок капиталов и система его регулирования. // Финансы и кредит. – 2000. - № 5 (65). – С. 30-40.

17. Саркисянц А.Г. Политика внешнего заимствования: Россия и другие страны. // Финансы и кредит. – 2004. - № 6 (66). – С. 50 – 53.

18. Трофимов Г. Внешний долг и денежно-кредитная политика. // Вопросы экономики. – 2000. – № 6. - С. 18 – 30.

19. Хейфец Б.А. Внешний долг и американский ленд-лиз. // Финансы. – 2000. - № 9. – С. 59 – 61.

20. Шепелев С.В. Вопросы оптимизации текущего платежного баланса РФ. // Внешнеэкономический бюллетень. – 2007. - № 7. – С. 21 – 31.

21. Шовиков С.Н., Килячков А.А. Финансовый рынок в конце 1999 – начале 2000 года. // Финансы и кредит. – 2005. – № 2 (62). – С. 33 – 39.

22. Шуркалин А. Внешний долг: перспективы реструктуризации и обслуживания. // Финансовый бизнес. – 2006. – № 6. – С. 19 – 22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Государственный (муниципальный) долг и проблемы его погашения