Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:52, контрольная работа
Бюджет – важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры её развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Бюджет есть неотъемлемый признак государства, он вместе с налогами обеспечивает реализацию суверенитета путём создания финансовой основы для деятельности государства. В настоящее время бюджет необходим каждому государству для удовлетворения государственных и общественных потребностей в денежных средствах.
3.1. Перечислите функции бюджета, раскройте их содержание……………………3
3.2. Перечислите участников бюджетного процесса и назовите их полномочия…..7
Список использованных источников…………………………………………………15
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гродненский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра государственного, трудового и сельскохозяйственного права.
Контрольная работа
По дисциплине «бюджетное право»
3.1. Перечислите функции бюджета, раскройте их содержание……………………3
3.2. Перечислите участников
бюджетного процесса и
Список использованных
источников…………………………………………………
1. Перечислите функции бюджета, раскройте их содержание.
Бюджет – важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры её развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Бюджет есть неотъемлемый признак государства, он вместе с налогами обеспечивает реализацию суверенитета путём создания финансовой основы для деятельности государства. В настоящее время бюджет необходим каждому государству для удовлетворения государственных и общественных потребностей в денежных средствах.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Республики Беларусь в бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.
Местные бюджеты делятся на:
- бюджеты первичного
уровня (сельские, поселковые, городские
(городов районного подчинения)
- бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
- бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет города Минска). [2, 14с.]
Республиканский и местные бюджеты составляют центральное звено финансовой системы Республики Беларусь. Они взаимодействуют со всеми остальными звеньями финансовой системы нашей республики и обеспечивают развитие самых различных сфер государства и общества. Бюджет выступает в качестве главного инструмента финансово-кредитной политики нашего государства. Об этом свидетельствует часть 2 статьи 132 Конституции Республики Беларусь: «На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика». [1, 44с.]
С помощью денежных средств
бюджетов в республике создаются возможности для обеспечения
равномерного развития экономики и культуры
на всей территории страны, целевого направления
развития отдельных её регионов. Бюджеты
являются мощным орудием управления в
распоряжении, как самого государства,
так и территориально-
Таким образом, сконцентрировав в бюджетной системе часть национального дохода, государство имеет возможность направлять денежные средства на строго целевое их расходование в соответствии с требованиями текущего момента на экономические и социальные программы, обеспечение безопасности и порядка страны, её обороноспособности.
Бюджет формирует финансовую
базу функционирования нашего государства
и местных административно-
Сущность бюджета как
экономической категории
- распределительную (
- контрольную,
- фискальную.
Содержание распределительной функции бюджета характеризуется процессами распределения и перераспределения финансовых ресурсов не только между различными уровнями государственной власти, но и между разными подразделениями общественного производства. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Содержание этой функции реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства.
Распределительная роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики.
Контрольная функция
бюджета заключается в том, что
бюджет объективно через качественно-
Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнения государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач. С другой стороны, необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определённого уровня экономической активности.
В материальном смысле бюджет представляет централизованный денежный фонд, который формируется на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной власти. Материальное содержание бюджета имеет сложную организационную структуру и находится в постоянной динамике: изменяется объём аккумулируемых денежных средств, виды доходов и расходов. Материальное содержание бюджета динамично, так как постоянно изменяется объём средств, которые в нём концентрируются.
Как правовой акт бюджет
– это основной финансовый план
образования, распределения и использования
централизованного денежного фонда государственного
или административно-
Как политический институт бюджет обеспечивает воспроизведение существующих отношений и является важнейшим фактором реализации демократических традиций. Бюджеты развитых стран выражают их политическую и социально-экономическую сущность. Реализовать цели любой политической партии или парламентской фракции невозможно без достижения приоритетов в государственном финансировании, подчинения своему контролю процесса утверждения главного финансового плана страны. В связи с этим ведётся острая политическая борьба в парламенте, иных органах государственной власти при рассмотрении и утверждении бюджета.
Главное значение бюджета состоит в том, что через него происходит мобилизация финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов. Именно наличие бюджета как главного централизованного фонда страны должно исключить формирование различных параллельных денежных фондов государства, которые могут привести как к нарушению процесса эффективного образования и использования финансовых ресурсов в национальной экономике, так и к узурпации управленческих решений по вопросам распределения денежных средств.
Бюджет, являясь формой
образования и расходования денежных
средств для обеспечения
Республика и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в своё распоряжение определённую часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определённые цели в зависимости от разграничения функций между органами управления. Через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета, и эффективность использования его расходной части. Так выполняется контрольная функция этого звена финансовой системы.
Бюджет – основной
финансовый план формирования и использования денежных
средств, для обеспечения функций государственных
органов. Роль бюджета выражается в том,
что он формирует финансовую базу функционирования
нашего государства и местных административно-
2. Перечислите
участников бюджетного
Бюджетный процесс - это установленный правовыми нормами процесс деятельности государства в лице его органов по составлению и рассмотрению проектов бюджетов и внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.
Бюджетный процесс включает четыре стадии:
- составление проекта бюджета;
- рассмотрение и утверждение бюджета;
- исполнение бюджета;
- составление, рассмотрение и утверждение отчёта о бюджете. [ 8, с.204 ]
Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок не подлежит изменению. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объём национального дохода государства. По-разному распределяются государственные средства, в зависимости от решаемых государством в данный период задач. На каждой стадии решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время. Все стадии бюджетного процесса строго регламентированы процессуальными нормами бюджетного права, призванными обеспечить чёткое бюджетное планирование и соблюдение бюджетной дисциплины. Стадии бюджетного процесса следуют в вышеуказанной последовательности и данный порядок изменению не подлежит.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Республики Беларусь участниками бюджетного процесса являются:
- Президент Республики Беларусь;
- Парламент Республики Беларусь;
- Правительство Республики Беларусь;
- местные Советы депутатов;
- местные исполнительные и
- органы Комитета
- Национальный банк Республики Беларусь;
- иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;
- распорядители и получатели бюджетных средств;
- банки, иные организации и физические лица, участвующие в бюджетном процессе.[2, c.102]
Стадии составления и