Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:52, контрольная работа
Бюджет – важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры её развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Бюджет есть неотъемлемый признак государства, он вместе с налогами обеспечивает реализацию суверенитета путём создания финансовой основы для деятельности государства. В настоящее время бюджет необходим каждому государству для удовлетворения государственных и общественных потребностей в денежных средствах.
3.1. Перечислите функции бюджета, раскройте их содержание……………………3
3.2. Перечислите участников бюджетного процесса и назовите их полномочия…..7
Список использованных источников…………………………………………………15
В ходе осуществления отдельных стадий бюджетного процесса реализуются права Республики Беларусь и местных представительных и исполнительных органов. На каждой стадии бюджетного процесса разрешаются проблемы, которые не могут быть решены в другое время. Так. Бюджетное регулирование и способы его осуществления рассматриваются при составлении проектов бюджетов, а их окончательное утверждение – при принятии бюджетов. Здесь мы видим неразрывную связь между материальными и процессуальными нормами бюджетного права, а круг субъектов материальных и процессуальных бюджетных правоотношений один и тот же. В соответствии с бюджетным законодательством Республики Беларусь единственным субъектом бюджетного права является государство в лице его государственных органов представительной и исполнительной власти. Поскольку мы утверждаем, что в бюджетном процессе реализуются полномочия субъектов бюджетного права, поэтому они выступают в одном лице, то есть субъекты бюджетного права являются и субъектами бюджетного процесса.
Понятие «бюджетные права» в юридической литературе применяется для обозначения правового статуса субъекта, участвующего в бюджетной деятельности государства. Характерной особенностью правоспособности субъектов бюджетного права является то, что права субъектов одновременно являются и их обязанностями. Слияние прав и обязанностей определяется понятием «бюджетные полномочия». Эти полномочия отражают неразрывность прав и обязанностей субъектов бюджетного права. Бюджетные права представляют собой полномочия (компетенцию) различных субъектов бюджетного права ( бюджетного процесса).
Бюджетные права Республики Беларусь реализуются через полномочия Президента, Национального собрания, Совета Министров, Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам.
Основные полномочия Республики Беларусь состоят из совокупности следующих прав:
1) регулирование путём законодательной деятельности бюджетных отношений, установленных Конституцией Республики Беларусь, а так же право определять в пределах ведения основы государственной политики в области экономического, социально-культурного, экологического и национального развития. В этой связи Республика Беларусь устанавливает основы бюджетного устройства и бюджетной системы, обеспечивает доходную часть бюджетов, и порядок исполнения расходной части. В этих рамках принимаются законы и иные правовые акты (декреты, указы Президента, постановления Совета Министров и др.).
2) право на свой
бюджет, каковым является
3) право на составление
проекта республиканского
4) право на установление
источников доходной части
5) право разграничивать бюджетные доходы и расходы бюджетов между республиканским бюджетом и местными бюджетами, то есть устанавливать постоянно закреплённые источники доходов бюджетов и регулирующие источники, а также порядок финансирования государственных учреждений.
6) право на бюджетное
регулирование путём передачи п
7) право образовывать
в республиканском бюджете
8) право иметь резервные фонды на покрытие за их счёт непредвиденных расходов и целевые фонды.
9) право на передвижение бюджетных средств из одного раздела бюджета в другой, а также увеличение расходной части или уменьшение доходной части бюджетов областей и города Минска с последующей полной компенсацией.
10) право на установление
единой бюджетной отчётности
по бюджетам всех уровней и
по единой бюджетной
11) право осуществления
финансового контроля за
12) право аккумулировать непосредственно в республиканском бюджете отдельные виды налогов и неналоговых платежей.
13) право принимать
решение о создании совместных
с другими государствами
Местные
Советы наделены почти теми
же полномочиями в области
бюджета, что и Республика
1) право на свой собственный бюджет.
2) право выделять в
качестве основной части
3) составлять проект
своего бюджета, обсуждать и
утверждать его, а также
4) осуществлять нормотворческую
деятельность в области бюджета
5) право на получение источников дохода.
6) право на получение
необходимых финансовых
7) на бюджетное регулирование в отношении нижестоящих бюджетов (кроме первичного звена).
8) право на самостоятельное расходование средств, в пределах нормативов расходования бюджетных средств на одного человека в пределах всей республики.
9) право образовывать в местных бюджетах оборотную кассовую наличность, резервные и целевые фонды в пределах объёма их бюджетных средств.
10) создавать на договорных
основах внебюджетные целевые
фонды, объединять средства
11) устанавливать дополнительные
источники доходов местного
12) право на возмещение расходов, связанных с принятием вышестоящими государственными органами решений об увеличении расходов, связанных с принятием вышестоящими государственными органами решений об увеличении расходов или уменьшении доходов местного бюджета.
13) право на осуществление
финансового контроля в
К полномочиям органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за:
- исполнением доходных
и расходных частей
- своевременностью и полнотой поступления доходов, целевым и эффективным расходованием средств республиканского бюджета и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- соблюдением других
норм бюджетного
Национальный банк представляет в Министерство финансов информацию, необходимую для подготовки проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год.
Министерство финансов и местные финансовые органы непосредственно составляют проект республиканского бюджета и местных бюджетов на предстоящий финансовый год. Министерство финансов на основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей и города Минска составляет проект консолидированного бюджета Республики Беларусь.
Распорядители бюджетных средств:
- разрабатывают план своей деятельности в соответствии с функциями и задачами, определенными законодательством, исходя из необходимости достижения установленных результатов за счёт бюджетных средств на основании их эффективного расходования;
- разрабатывают на
основании плана деятельности
расчёт необходимых
- обеспечивают управление
бюджетными назначениями и
- утверждают бюджетные сметы получателей бюджетных средств;
- осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств получателями, своевременным возвратом излишне полученных бюджетных средств и представлением отчётности.
Распорядители средств республиканского бюджета и местных бюджетов составляют и представляют соответственно в Министерство финансов или местный финансовый орган бухгалтерскую отчётность в составе и порядке, определённых Министерством финансов, а также сводную бюджетную смету.
Распорядители средств
республиканского бюджета и местных
бюджетов выступают в суде соответственно от имени Республики
Беларусь, административно-
- о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) распорядителя бюджетных средств;
- по предъявляемым
в порядке субсидиарной
Получатели бюджетных средств имеют право на:
- использование бюджетных средств, в соответствии с утверждённой бюджетной росписью;
- своевременное доведение
уведомлений о бюджетных
Получатели бюджетных средств обязаны:
- своевременно представлять документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
- эффективно использовать
бюджетные средства в
- своевременно и в
полном объёме возвращать
- своевременно и в
полном объёме вносить
- своевременно представлять
бухгалтерскую отчётность и
- возвращать неиспользованные бюджетные средства в соответствующий бюджет;
- принимать бюджетные
обязательства только в
- в случае уменьшения распорядителем бюджетных средств размера ранее доведённых бюджетных ассигнований, приводящего к невозможности исполнения принятых бюджетных обязательств, вытекающих из заключённых договоров, принять меры по корректировке указанных договоров по суммам, срокам и условиям выполнения.
Бюджетные организации в соответствии с закрепленными за ними функциями и задачами:
- разрабатывают план своей деятельности, бюджетную смету, увязанную с этим планом в части бюджетных средств;
- обеспечивают исполнение бюджета по выделенным бюджетным средствам;
- составляют и представляют
распорядителю бюджетных
- бюджетные организации
(за исключением
- по внебюджетным средствам бюджетные организации составляют смету доходов и расходов внебюджетных средств;
- бюджетные организации
не имеют права осуществлять
заимствования в любой форме
и предоставлять за счёт
Список использованных источников.