Контрольная работа по «Бюджетное право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 22:52, контрольная работа

Описание работы

Бюджет – важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры её развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Бюджет есть неотъемлемый признак государства, он вместе с налогами обеспечивает реализацию суверенитета путём создания финансовой основы для деятельности государства. В настоящее время бюджет необходим каждому государству для удовлетворения государственных и общественных потребностей в денежных средствах.

Содержание работы

3.1. Перечислите функции бюджета, раскройте их содержание……………………3
3.2. Перечислите участников бюджетного процесса и назовите их полномочия…..7
Список использованных источников…………………………………………………15

Файлы: 1 файл

бюджетное право.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

В ходе осуществления отдельных стадий бюджетного процесса реализуются права Республики Беларусь и местных представительных и исполнительных органов. На каждой стадии бюджетного процесса разрешаются проблемы, которые не могут быть решены в другое время. Так. Бюджетное регулирование и способы его осуществления рассматриваются при составлении проектов бюджетов, а их окончательное утверждение – при принятии бюджетов. Здесь мы видим неразрывную связь между материальными и процессуальными нормами бюджетного права, а круг субъектов материальных и процессуальных бюджетных правоотношений  один и тот же. В соответствии с бюджетным законодательством Республики Беларусь единственным субъектом бюджетного права является государство в лице его государственных органов представительной и исполнительной власти. Поскольку мы утверждаем, что в бюджетном процессе реализуются полномочия субъектов бюджетного права, поэтому они выступают в одном лице, то  есть  субъекты бюджетного права являются и субъектами бюджетного процесса.

Понятие «бюджетные права» в юридической литературе применяется для обозначения правового статуса субъекта, участвующего в бюджетной деятельности государства. Характерной  особенностью правоспособности субъектов бюджетного права является то, что права субъектов одновременно являются и их обязанностями. Слияние прав и обязанностей определяется понятием «бюджетные полномочия». Эти полномочия отражают неразрывность прав и обязанностей субъектов бюджетного права. Бюджетные права представляют собой полномочия (компетенцию) различных субъектов бюджетного права ( бюджетного процесса).

Бюджетные права Республики Беларусь реализуются через полномочия Президента, Национального собрания, Совета Министров, Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам.

Основные полномочия  Республики Беларусь состоят из совокупности следующих прав:

1) регулирование путём законодательной деятельности бюджетных отношений, установленных Конституцией Республики Беларусь, а так же право определять в пределах ведения основы государственной политики в области экономического, социально-культурного, экологического и национального развития. В этой связи Республика Беларусь устанавливает основы бюджетного устройства и бюджетной системы, обеспечивает доходную часть бюджетов, и порядок исполнения расходной части. В этих рамках принимаются законы и иные правовые акты (декреты, указы Президента, постановления Совета Министров и др.).

2) право на свой  бюджет, каковым является республиканский  бюджет. Он служит финансовой  базой реализации всех мероприятий  республиканского значения, который  обеспечивает суверенитет и независимость  нашей страны.

3) право на составление  проекта республиканского бюджета,  его рассмотрение и обсуждение, исполнение, а также на составление  и утверждение отчёта об исполнении  республиканского бюджета.

4) право на установление  источников доходной части республиканского и местных бюджетов, а также право определять компетенцию местных Советов по установлению дополнительных источников доходной части местных бюджетов на подведомственной им территории.

5) право разграничивать  бюджетные доходы и расходы  бюджетов между республиканским бюджетом и местными бюджетами, то есть устанавливать постоянно закреплённые источники доходов бюджетов и регулирующие источники, а также порядок финансирования государственных учреждений.

6) право на бюджетное  регулирование путём передачи при принятии закона о бюджете на текущий год постоянно закреплённых источников дохода за республиканским бюджетом в бюджеты областей и города Минска, а также выделения из республиканского бюджета последним определённых денежных сумм в виде дотаций, субвенций и других видов оказания помощи.

7) право образовывать  в республиканском бюджете оборотную  кассовую наличность в размере,  необходимом для покрытия временных  кассовых разрывов, возникающих  в связи с несовпадением сроков поступления денежных средств в бюджет и их расходованием.

8) право иметь резервные  фонды на покрытие за их  счёт непредвиденных расходов  и целевые фонды.

9) право на передвижение  бюджетных средств из одного  раздела бюджета в другой, а  также увеличение  расходной части  или уменьшение доходной части бюджетов областей и города Минска с последующей полной компенсацией.

10) право на установление  единой бюджетной отчётности  по бюджетам всех уровней и  по единой бюджетной классификации.

11) право осуществления  финансового контроля за бюджетной  деятельностью местных Советов депутатов всех уровней.

12) право аккумулировать непосредственно в республиканском бюджете отдельные виды налогов и неналоговых платежей.

13) право принимать  решение о создании совместных  с другими государствами бюджетов  и других международных денежных фондов.

     Местные  Советы наделены почти теми  же полномочиями в области  бюджета, что и Республика Беларусь, однако в значительно меньшем  объёме. Все местные Советы, начиная  от сельских до областных, наделены  бюджетными правами. Большое значение этих прав состоит в том, что с их помощью создаётся финансовая база, которая обеспечивает функционирование органов самоуправления и местного управления для выполнения ими задач и функций, возложенных на них Конституцией Республики Беларусь и текущим законодательством. Правовой основой бюджетной деятельности местных Советов является Конституция Республики Беларусь, закон «О местном управлении и самоуправлении в РБ», Бюджетный кодекс Республики Беларусь, а также акты Президента, Совета Министров и других государственных органов. Законодательство Республики Беларусь исходит из того, что все полномочия местных Советов равнозначны по своему назначению, но ограничены объёмом этих полномочий, которые распространяются только на территорию конкретного местного Совета. Полномочия реализуются соответствующими органами местного самоуправления и управления и представляют собой совокупность следующих правил:

1) право на свой  собственный бюджет.

2) право выделять в  качестве основной части местного  бюджета сметы доходов и расходов городских районов, не имеющих собственных бюджетов.

3) составлять проект  своего бюджета, обсуждать и  утверждать его, а также составлять  отчёт об исполнении и утверждать  его. 

4) осуществлять нормотворческую  деятельность в области бюджета. При этом, чем выше звено Совета, тем больше у него полномочий на нормотворчество.

5) право на получение  источников дохода.

6) право на получение  необходимых финансовых ресурсов  при возложении на местный  бюджет задачи государственной  важности.

7) на бюджетное регулирование в отношении нижестоящих бюджетов (кроме первичного звена).

8) право на самостоятельное  расходование средств, в пределах нормативов расходования бюджетных средств на одного человека в пределах всей республики.

9) право образовывать  в местных бюджетах оборотную кассовую наличность, резервные и целевые фонды в пределах объёма их бюджетных средств.

10) создавать на договорных  основах внебюджетные целевые  фонды, объединять средства одного  местного бюджета с другим  или с денежными средствами  предприятий, организаций, учреждений и объединений для финансирования объектов экономического и социально-культурного назначения.

11) устанавливать дополнительные  источники доходов местного бюджета  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

12) право на возмещение расходов, связанных с принятием вышестоящими государственными органами решений об увеличении расходов, связанных с принятием вышестоящими государственными органами решений об увеличении расходов или уменьшении доходов местного бюджета.

13) право на осуществление  финансового контроля в области  бюджетной деятельности за нижестоящими  местными Советами.

      К полномочиям органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за:

- исполнением доходных  и расходных частей республиканского  и местных бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

- своевременностью и  полнотой поступления доходов, целевым и эффективным расходованием средств республиканского бюджета и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- соблюдением других  норм бюджетного законодательства.

    Национальный банк представляет в Министерство финансов информацию, необходимую для подготовки проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год.

     Министерство финансов и местные финансовые органы непосредственно составляют проект республиканского бюджета и местных бюджетов на предстоящий финансовый год. Министерство финансов на основе проектов республиканского бюджета и бюджетов областей и города Минска составляет проект консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Распорядители бюджетных  средств:

- разрабатывают план своей деятельности в соответствии с функциями и задачами, определенными законодательством, исходя из необходимости достижения установленных результатов за счёт бюджетных средств на основании их эффективного расходования;

- разрабатывают на  основании плана деятельности  расчёт необходимых ассигнований  к проекту бюджета на очередной финансовый год, проект бюджетной сметы;

- обеспечивают управление  бюджетными назначениями и исполнение  соответствующей части бюджета;

- утверждают бюджетные  сметы получателей бюджетных средств;

- осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств получателями, своевременным возвратом излишне полученных бюджетных средств и представлением отчётности.

Распорядители средств  республиканского бюджета и местных  бюджетов составляют и представляют соответственно в Министерство финансов или местный финансовый орган бухгалтерскую отчётность в составе и порядке, определённых Министерством финансов, а также сводную бюджетную смету.

Распорядители средств  республиканского бюджета и местных  бюджетов выступают в суде соответственно от имени Республики Беларусь, административно-территориальной единицы в качестве представителя ответчика по искам к Республике Беларусь, административно-территориальной единице:

- о возмещении вреда,  причиненного физическому или  юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) распорядителя бюджетных средств;

- по предъявляемым  в порядке субсидиарной ответственности  денежным обязательствам подведомственных  бюджетных организаций.

     Получатели  бюджетных средств имеют право  на:

- использование бюджетных средств, в соответствии с утверждённой бюджетной росписью;

- своевременное доведение  уведомлений о бюджетных ассигнованиях.

Получатели бюджетных  средств обязаны:

- своевременно представлять документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

- эффективно использовать  бюджетные средства в соответствии  с их целевым назначением;

- своевременно и в  полном объёме возвращать бюджетные  средства, предоставленные на возвратной  основе;

- своевременно и в  полном объёме вносить проценты  за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

- своевременно представлять  бухгалтерскую отчётность и иные  сведения об использовании бюджетных  средств, в составе и порядке,  определённых Министерством финансов;

- возвращать неиспользованные бюджетные средства в соответствующий бюджет;

- принимать бюджетные  обязательства только в пределах  предусмотренных бюджетных ассигнований, уменьшенных на сумму незаконченных  расчётов, сложившихся на 1 января  текущего финансового года;

- в случае уменьшения распорядителем бюджетных средств размера ранее доведённых бюджетных ассигнований, приводящего к невозможности исполнения принятых бюджетных обязательств, вытекающих из заключённых договоров, принять меры по корректировке указанных договоров по суммам, срокам и условиям выполнения.

Бюджетные организации  в соответствии с закрепленными  за ними функциями и задачами:

- разрабатывают план  своей деятельности, бюджетную смету,  увязанную с этим планом в  части бюджетных средств;

- обеспечивают исполнение  бюджета по выделенным бюджетным средствам;

- составляют и представляют  распорядителю бюджетных средств  бухгалтерскую отчетность;

- бюджетные организации  (за исключением государственных  органов, если иное не установлено  Президентом Республики Беларусь) могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, либо поскольку она необходима для выполнения государственных значимых задач;

- по внебюджетным средствам  бюджетные организации составляют смету доходов и расходов внебюджетных средств;

- бюджетные организации  не имеют права осуществлять  заимствования в любой форме  и предоставлять за счёт бюджетных  средств займы организациям и  физическим лицам.

 

 

 

 

 

                              Список использованных источников.

Информация о работе Контрольная работа по «Бюджетное право»