Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 16:54, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы – определение чем же является местный бюджет, его роль в бюджетной системе РФ. Цель предопределила следующие задачи исследования: - дать определение понятия экономической основы местного бюджета; - выявить обозначение местного бюджета и его сущность; - определить общую характеристику доходов и расходов;
Актуальность темы
исследования. В настоящее время
отрабатывается законодательный
механизм перераспределения компетенции
между федеральным и территориальным
уровнями государственной власти, органами
местного самоуправления.
Существует серьезное отставание теоретических
и практических разработок в
области государственных финансов
применительно к условиям современной
России.
Каждое муниципальное образование
имеет собственный бюджет и право на получение
в процессе осуществления бюджетного
регулирования средств из федерального
бюджета и средств из бюджета субъекта
Российской Федерации в соответствии
с Федеральным законом и законами субъекта
Российской Федерации.
Важная роль в реформировании
бюджетных отношений отводится
местным бюджетам. Местные бюджеты принято
считать низовым звеном бюджетной системы
РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом
бюджетной системы, не укрепив которой,
нельзя кардинально улучшить
бюджетные взаимоотношения
в соответствии с функциями, возлагаемыми
на каждый уровень государственной власти.
К компетенции местных органов власти,
наиболее тесно связанных с
населением, относится решение многих
вопросов: социальной защиты населения,
жилья, здравоохранения, образования,
транспорта, коммунального хозяйства,
экологии. Для финансирования данных расходов
местным органам самоуправления необходим
достаточный уровень доходных источников
местных бюджетов.
Одним из основных принципов
построения и функционирования
бюджетной системы РФ является
принцип самостоятельности бюджетов.
Данный принцип предусматривает,
что расходы каждого бюджета
должны покрываться его доходами.
Однако, анализ бюджетов на местном уровне
свидетельствует о том, что принципы самостоятельности
не получают достаточного практического
подтверждения. Недостаток собственных
средств местных бюджетов
для финансирования деятельности органов
местного самоуправления компенсируется
значительными объемами дотаций, субвенций
и других видов финансовой помощи местным
бюджетам.
Учитывая важность местных
бюджетов в жизни регионов РФ ра, роль
органов местного самоуправления в формировании
и использовании этих средств.
Анализируя степень различных
тем, следует отметить, что проблемы местного
бюджета являлись предметом исследования
таких авторов как: Выдрин И.В., Кокотов
А.Н., Кулушева М.А., Кутафин О.Е., Малько
А.В.
Цель курсовой работы – определение чем же
является местный бюджет, его роль в бюджетной
системе РФ.
Цель предопределила
следующие задачи исследования:
- дать определение
понятия экономической основы местного
бюджета;
- выявить
обозначение местного бюджета
и его сущность;
- определить
общую характеристику доходов
и расходов;
Объектом исследования выступают общественные
отношения в сфере регламентации местных
бюджетов.
Предметом исследования являются местный
бюджет и его правовое регулирование.
Методологическая основа исследования
предоставлена общетеоретическими специализированными
методами
Структурно данная работа состоит
из введения, трех разделов, заключения,
списка использованных источников.
Общий объем курсовой работы
составляет: 29 страниц.
1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Реальность и эффективность
местного самоуправления определяется,
прежде всего, материально-финансовыми
ресурсами, имеющимися в распоряжении
муниципальных образований и составляющими
в своей совокупности финансово-экономические
основы местного самоуправления.
Понятие экономической основы
местного самоуправления закреплено в
статье 49 Федерального Закона «Об общих
принципах организации местного самоуправления».
Экономическую основу местного самоуправления
составляют находящееся в муниципальной
собственности имущество, средства местных
бюджетов, а также имущественные права
муниципальных образований.1
К пониманию экономической
основы существует 2 подхода:
1) в объективном смысле:
как институт муниципального
права, экономическая основа представляет
собой совокупность норм, закрепляющих
и регулирующих общественные
отношения, связанные с формированием
и использованием муниципальной
собственности, местных бюджетов
и иных местных финансов в
интересах населения местного
самоуправления.
2) в субъективном смысле:
экономическая основа – совокупность
взаимосвязанных муниципальных
и иных объектов, в также финансовых
и иных ресурсов, составляющих
потенциал, который используется
для получения доходов и удовлетворения
потребностей местного населения.
Укрепление и развития финансово-экономических
основ местного самоуправления оказывает
влияние на экономическое и финансовое
положение в стране в целом. Но при этом
следует учитывать, что финансовая и экономическая
самостоятельность муниципальных образований
во многом обусловлена состоянием экономики
нашего общества, его финансов.
Наличие собственной экономической
основы дает возможность муниципальным
образованиям эффективно использовать
принадлежащее им имущество. Муниципальный
бюджет должен служить укреплению экономической
самостоятельности муниципального образования,
активизации его хозяйственной деятельности,
позволяет развивать инфраструктуру на
подведомственной территории, выявлять
и использовать резервы финансовых ресурсов.
А категория имущественных прав муниципальных
образований, включенная в понятие экономической
основы местного самоуправления Федеральным
законом 2003 г., предполагает (в рамках закона)
их участие в хозяйственном обороте, выпуск
ценных бумаг, привлечение объектов государственной
и иных форм собственности для решения
задач местного самоуправления.
В качестве общих принципов
экономических основ местного самоуправления
можно рассматривать положения Европейской
хартии местного самоуправления (ст. 9):
1) органы местного
самоуправления имеют право в
рамках национальной экономической
политики на обладание достаточными
собственными финансовыми средствами,
которыми они могут свободно
распоряжаться при осуществлении
своих функций;
2) финансовые средства
органов должны быть соразмерны
предоставляемым им конституцией
или законом полномочиям;
3) часть финансовых средств
органов местного самоуправления
должны поступать от местных
налогов и сборов, ставки которых
органы местного самоуправления
вправе устанавливать в пределах,
установленных законом;
4) финансовые системы,
на которых основываются средства
местного самоуправления, должны
быть достаточно разнообразными
и гибкими;
5) защита более слабых
муниципальных образований, для
чего вводятся процедуры финансового
выравнивания.2
Эти принципы конкретизированы
в национальном законодательстве, в частности
в Законе 2003 года:
1) принцип достаточности
ресурсов. Для обеспечения минимальных
потребностей муниципального образования
вводится понятие «выравнивание
уровня бюджетной обеспеченности»;
2) принцип использования
ресурсов подведомственной органу
власти территории;
3) принцип инфраструктурной
целостности;
4) принцип содействия
органов государственной власти
развитию экономических основ
местного самоуправления.3
Важным принципом является
признание и защита муниципальной собственности
государством.
Таким образом можно сделать
вывод, что принципы, как основополагающие
начала ничего общего не имеют с основами
местного самоуправления, которые представляют
собой совокупность общественных отношений.
Экономическая основа составляет
фундамент муниципальной власти. От состояния
экономической основы зависит состояние
самой публичной власти, ее реальная способность
решать задачи местного значения.
2. МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ
КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1. Понятие
и сущность местных бюджетов
Статья 52 Федерального закона
2003 г. "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" устанавливает, что каждое
муниципальное образование имеет собственный
бюджет. При этом бюджет муниципального
района и свод бюджетов поселений, входящих
в состав муниципального района, составляют
консолидированный бюджет муниципального
района. В качестве составной части бюджетов
поселений могут быть предусмотрены сметы
доходов и расходов отдельных населенных
пунктов, не являющихся поселениями. Порядок
разработки, утверждения и исполнения
указанных смет определяется органами
местного самоуправления соответствующих
поселений самостоятельно.4
Местные бюджеты – один из главных
каналов доведения до населения конечных
результатов производства. Через них общественные
фонды потребления распределяются между
отдельными группами населения, из них
финансируется развитие отраслей производственной
сферы. Местный бюджет – ϶ᴛᴏ третий
уровень бюджетной системы РФ.5
Местный бюджет — это централизованный
фонд финансовых ресурсов отдельного
муниципального образования, формирование,
утверждение и исполнение, а также контроль
за исполнением которой осуществляются
органом местного самоуправления самостоятельно.
Местный бюджет относится к категории
«публичные финансы».
Местный бюджет составляется
на один финансовый год, который соответствует
календарному году и длится с 1 января
по 31 декабря. Для составления и исполнения
бюджетов используется устанавливаемая
федеральным законом бюджетная классификация,
которая представляет собой группировку
доходов и расходов бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской Федерации,
а также источников финансирования дефицитов
этих бюджетов. 6
Следует выделить , что местный
бюджет:
1. это юридический документ,
который разрабатывается, обсуждается,
а затем принимается в установленном
законом порядке.
2. представляет собой
план расходов и доходов муниципального
образования на определенный
период (финансовый год).
3. это целостный фонд
финансовых средств, необходимых
для решения вопросов местного
значения.
Экономическая сущность местных
бюджетов проявляется в их назначении.
Местные бюджеты выполняют следующие
функции:
- формируют денежные фонды,
кᴏᴛᴏᴩые будут финансовым обеспечением
деятельности местных органов власти;
- распределяют и используют
данные фонды между отраслями
хозяйства;
- контролируют финансово-хозяйственную
деятельность предприятий, учреждений,
кᴏᴛᴏᴩые подведомственны данным органам
власти.7
Основная задача местного бюджета
для любого муниципального образования
- финансовая поддержка сохранения признаков
муниципального образования в процессе
осуществления местного самоуправления.
Бюджет муниципального образования
(местный бюджет) предназначен для исполнения
расходных обязательств муниципального
образования. Использование органами
местного самоуправления иных форм образования
и расходования денежных средств для исполнения
расходных обязательств муниципальных
образований не допускается. В местных
бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией
Российской Федерации раздельно предусматриваются
средства, направляемые на исполнение
расходных обязательств муниципальных
образований, возникающих в связи с осуществлением
органами местного самоуправления полномочий
по вопросам местного значения, и расходных
обязательств муниципальных образований,
исполняемых за счет субвенций из других
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации для осуществления отдельных
государственных полномочий.
Бюджет муниципального района
(районный бюджет) и свод бюджетов городских
и сельских поселений, входящих в состав
муниципального района (без учета межбюджетных
трансфертов между этими бюджетами), образуют
консолидированный бюджет муниципального
района.8
В соответствии со ст. 9 Бюджетного
кодекса РФ органы местного самоуправления
могут осуществлять, в частности, следующие
бюджетные полномочия:
- установление порядка
составления и рассмотрения проекта
местного бюджета, утверждения и
исполнения местного бюджета, осуществления
контроля за его исполнением и утверждения
отчета об исполнении местного бюджета;
- составление и рассмотрение
проекта местного бюджета, утверждение
и исполнение местного бюджета,
осуществление контроля за его
исполнением, составление и утверждение
отчета об исполнении местного
бюджета;
- установление и исполнение
расходных обязательств муниципального
образования;
- определение порядка
предоставления межбюджетных трансфертов
из местных бюджетов, предоставление
межбюджетных трансфертов из
местных бюджетов;
- осуществление муниципальных
заимствований, предоставление муниципальных
гарантий, предоставление бюджетных
кредитов, управление муниципальным
долгом и управление муниципальными
активами;
- установление, детализация
и определение порядка применения
бюджетной классификации Российской
Федерации в части, относящейся
к местному бюджету;
- в случае и порядке,
предусмотренных Бюджетным кодексом
РФ и иными федеральными законами,
установление ответственности за
нарушение муниципальных правовых
актов по вопросам регулирования
бюджетных правоотношений;
- установление порядка
составления, утверждения и исполнения
смет доходов и расходов отдельных
населенных пунктов, других территорий,
не являющихся муниципальными
образованиями, входящих в состав
территории поселения.9
2.2. Структура местных
бюджетов
В первую очередь мы должны
определить структуру бюджетной системы
Российской Федерации.
К бюджетам бюджетной системы
Российской Федерации относятся:
- федеральный бюджет и
бюджеты государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов Российской
Федерации и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
-местные бюджеты, в том
числе:
- бюджеты муниципальных
районов, бюджеты городских округов,
бюджеты внутригородских муниципальных
образований городов федерального
значения Москвы, Санкт-Петербурга
и Севастополя;