Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 16:54, курсовая работа
Описание работы
Цель курсовой работы – определение чем же является местный бюджет, его роль в бюджетной системе РФ. Цель предопределила следующие задачи исследования: - дать определение понятия экономической основы местного бюджета; - выявить обозначение местного бюджета и его сущность; - определить общую характеристику доходов и расходов;
Структура местного бюджета.
В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса
РФ структура бюджетной системы состоит
из:
- федерального бюджета
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации;
- бюджетов субъектов РФ
и бюджетов территориальных государственных
внебюджетных фондов;
- местных бюджетов, в том
числе: бюджетов муниципальных районов,
бюджетов городских округов, бюджетов
внутригородских муниципальных
образований городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга,
бюджетов городских и сельских
поселений.
Как и бюджет любого уровня
бюджетной системы Российской Федерации,
местный бюджет состоит из двух основных
частей: доходной и расходной.
В качестве составной части
бюджетов городских и сельских поселений
могут быть предусмотрены сметы доходов
и расходов отдельных населенных пунктов,
других территорий, не являющихся муниципальными
образованиями. Порядок составления, утверждения
и исполнения указанных смет определяется
органами местного самоуправления соответствующих
поселений самостоятельно с соблюдением
требований, установленных Бюджетным
кодексом Российской Федерации.11
Таким образом можно сделать
вывод: местные бюджеты являются фундаментом
финансовой системы РФ и играют важную
роль в развитии муниципального образования
и уровне жизни населения. Поэтому восполнить
недостающие пробелы в формировании ресурсного
потенциала муниципальных образований
можно лишь за счет изменения не только
количественных, но и качественных факторов,
влияющих на развитие территории. Таким
образом, местные органы власти должны
обеспечить комплексное развитие территории,
различных сфер экономики.
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТЕЙ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
3.1 Формирование
доходов местных бюджетов
Подробная характеристика доходов
бюджетов всех уровней содержится в Бюджетном
кодексе Российской Федерации, по видам,
а также по каждому уровню бюджетной системы.
Отношения по доходам бюджетов регулируются
нормами бюджетного и налогового права.
В Бюджетном кодексе содержатся лишь некоторые
нормы, определяющие режим поступления
налогов в бюджеты. Основной объем положений,
регулирующих налоговый механизм государства,
содержится в Налоговом кодексе РФ и других
нормативных актах налогового законодательства.
Все доходы бюджетов в зависимости
от источников формирования и способов
поступления классифицируются на:
- налоговые;
- неналоговые;
- безвозмездные перечисления.
Отдельный правовой режим имеют
доходы в виде остатка денежных средств
на конец предыдущего года.
В категорию налоговых доходов
включаются все налоги, поступление которых
предусмотрено налоговым законодательством
федерального, регионального и местного
уровней, а также пени и штрафы, взимаемые
за нарушения налогового законодательства.
В настоящее время налоговые доходы составляют
более 80% общих поступлений в бюджеты всех
уровней.
Неналоговые доходы подразделяются
на следующие группы:
— доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
или муниципальной собственности;
—доходы от продажи или иного
возмездного отчуждения имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности. Эти доходы подлежат зачислению
в соответствующий бюджет в полном объеме.
Доходы, полученные от использования режима
приватизации имущества, подлежат перечислению
в бюджет в соответствии с нормативами
и в порядке, определенными законодательством
о приватизации;
— доходы от платных услуг,
оказываемых как самими органами власти,
так и бюджетными учреждениями, находящимися
в их ведении. В эту же группу доходов Бюджетный
кодекс включил средства, полученные в
результате применения мер гражданско-правовой,
административной и уголовной ответственности,
в том числе штрафы, конфискации, компенсации,
а также средства, полученные в возмещение
вреда, причиненного Российской Федерации,
субъектам РФ, муниципальным образованиям.
Бюджетный кодекс допускает применение
других принудительных изъятий в пользу
бюджета;
— доходы в виде финансовой
помощи и бюджетных ссуд, которые могут
быть получены из бюджета другого уровня.
Согласно ст. 44 БК РФ финансовая помощь
между бюджетами в форме дотаций, субвенций,
субсидий либо иной форме безвозвратной
и безвозмездной передачи денег подлежит
учету в доходах бюджета — получателя
средств.
Допускается поступление и
иных неналоговых доходов. Например, безвозмездные
перечисления в бюджет от физических и
юридических лиц, международных организаций
и др.
К категории безвозмездных
перечислений относятся средства, получаемые
бюджетами из вышестоящего уровня в режиме
взаимных расчетов после утверждения
закона о бюджете. Под взаимными расчетами
понимается передача денег в качестве
компенсации дополнительных расходов
при передаче другому бюджету полномочий,
а также в случае изменения бюджетного
и налогового законодательств.12
Формирование доходов местных
бюджетов осуществляется в соответствии
с бюджетным законодательством Российской
Федерации, законодательством о налогах
и сборах и законодательством об иных
обязательных платежах. Доходная часть
местных бюджетов состоит из собственных
доходов и поступлений от регулирующих
доходов, она также может включать финансовую
помощь в различных формах (дотации, субвенции,
средства фонда финансовой помощи). В доходной
части местного бюджета отдельно выделяются
доходы, необходимые для исполнения собственных
полномочий, а также доходы, необходимые
для обеспечения исполнения делегированных
законом полномочий органов исполнительной
власти.13
Собственные доходы бюджетов
— это виды доходов, закрепленные на постоянной
основе полностью или частично за соответствующими
бюджетами законодательством Российской
Федерации (ст. 47 БК РФ). В соответствии
с ч. 1 и 2 ст. 55 Федерального закона «Об
общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
от 2003 г. к собственным доходам местных
бюджетов относятся следующие средства:
- Средства самообложения
граждан (более подробно регламентируются
ст. 56).
- Доходы от местных
налогов и сборов (ст. 57).
- Доходы от региональных
налогов и сборов (ст. 58).
- Доходы от федеральных
налогов и сборов (ст. 59).
- Безвозмездные перечисления
из бюджетов других уровней, включая
дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности муниципальных образований
(ст. 60 и 61), иные средства финансовой
помощи из бюджетов других
уровней (ст. 62), и другие безвозмездные
перечисления6В соответствии с
ныне действующим законодательством
о местном самоуправлении финансовая
помощь отнесена к категории
собственных доходов местных
бюджетов, что не верно сточки
зрения бюджетного законодательства
РФ..
- Доходы от имущества,
находящегося в муниципальной
собственности.
- Часть прибыли муниципальных
предприятий, остающейся после уплаты
налогов и сборов и осуществления
иных обязательных платежей, в размерах,
устанавливаемых нормативными правовыми
актами представительных органов муниципального
образования, и часть доходов от оказания
органами местного самоуправления и муниципальными
учреждениями платных услуг, остающаяся
после уплаты налогов и сборов.
- Штрафы, установление которых
в соответствии с федеральным
законом отнесено к компетенции
органов местного самоуправления;
- Добровольные пожертвования.
- Иные поступления в
соответствии с федеральными
законами, законами субъектов РФ
и решениями органов местного
самоуправления (например, суммы конфискаций,
компенсаций и иные средства,
взимаемые в принудительном порядке
в доход бюджетов).
- В состав собственных доходов
бюджетов муниципальных районов, в представительные
органы которых входят главы муниципальных
образований и депутаты представительных
органов муниципальных образований, входящих
в состав муниципального района, включаются
субвенции, предоставляемые из бюджетов
поселений, входящих в состав муниципального
района, на решение вопросов местного
значения межмуниципального характера.14
Состав собственных доходов
местных бюджетов может быть изменен федеральным
законом только в случае изменения установленного
нормами Федерального закона 2003 г. перечня
вопросов местного значения и (или) изменения
системы налогов и сборов Российской Федерации.
Федеральный закон, предусматривающий
изменение состава собственных доходов
местных бюджетов, вступает в силу с начала
очередного финансового года, но не ранее
чем через три месяца после его принятия.
Как уже говорилось, в доходы
местных бюджетов зачисляются также субвенции,
предоставляемые на осуществление органами
местного самоуправления отдельных государственных
полномочий, переданных им федеральными
законами и законами субъектов РФ.15
Регулирующие доходы — это
доходы, поступающие в режиме федеральных
и региональных налогов и иных платежей,
по которым в законодательном порядке
на долговременной основе (не менее чем
на три года) устанавливаются нормативы
отчислений (в процентах) в бюджеты нижестоящего
уровня (ст. 48 БК РФ). В виде регулирующих
источников выступают налоговые доходы,
передаваемые из федерального бюджета.
Иными словами, не все доходы федерального
бюджета поступают на покрытие его собственных
расходов. Часть их в соответствии с нормативами,
предусмотренными федеральным законом
о федеральном бюджете на очередной год
и Федеральным законом «О финансовых основах
местного самоуправления», подлежит передаче
в качестве регулирующих доходов или иных
режимов в бюджеты нижестоящего уровня.16
В доходы местных бюджетов поступают
и ассигнования на финансирование отдельных
государственных полномочий, которые
обязаны передавать федеральные и региональные
органы власти в случае делегирования
муниципалитетам полномочий органов государства,
а также при возложении на органы местного
самоуправления обязанностей по исполнению
федеральных и региональных законов.
Наряду с регулирующими доходами,
в бюджеты нижестоящих уровней передаются:
- дотации
— бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня на
безвозмездной и безвозвратной
основах для покрытия текущих
расходов;
- субвенции
— бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня или
юридическому лицу на безвозмездной
и безвозвратной основах на
осуществление определенных целевых
расходов;
- субсидии
— бюджетные средства, предоставляемые
бюджету другого уровня бюджетной
системы Российской Федерации, физическому
или юридическому лицу на условиях
долевого финансирования целевых
расходов.
Федеральный закон 2003 г. и Бюджетный
кодекс РФ категорию муниципальных внебюджетных
фондов не предусматривают.17
Таким образом, доходы бюджета
каждого уровня формируются в соответствии
с налоговым законодательством Российской
Федерации и ежегодно утверждаемыми законами
о бюджете в части установления нормативов
отчислений от регулируемых доходов в
бюджет нижестоящего территориального
уровня, прямой финансовой помощи в различных
формах, других доходных источников.
3.2. Расходы местных
бюджетов
Формирование расходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации
осуществляется в соответствии с расходными
обязательствами, обусловленными установленным
законодательством Российской Федерации
разграничением полномочий федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления,
исполнение которых согласно законодательству
Российской Федерации, международным
и иным договорам и соглашениям должно
происходить в очередном финансовом году
(очередном финансовом году и плановом
периоде) за счет средств соответствующих
бюджетов.18
Расходы местных бюджетов осуществляются
в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Так в соответствии со ст. 69 к бюджетным
ассигнованиям относятся ассигнования
на:
1) оказание муниципальных
услуг (выполнение работ), в том
числе ассигнования на оплату
муниципальных контрактов на
поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг для муниципальных
нужд;
2) социальное обеспечение
населения;
3) предоставление бюджетных
инвестиций юридическим лицам, не
являющимся муниципальными учреждениями;
4) предоставление субсидий
юридическим лицам (за исключением
субсидий муниципальным учреждениям),
индивидуальным предпринимателям,
физическим лицам - производителям
товаров, работ, услуг;
5) предоставление межбюджетных
трансфертов;
6) предоставление платежей,
взносов, безвозмездных перечислений
субъектам международного права;
7) обслуживание государственного
(муниципального) долга;
8) исполнение судебных
актов по искам к Российской
Федерации, субъектам Российской
Федерации, муниципальным образованиям
о возмещении вреда, причиненного
гражданину или юридическому
лицу в результате незаконных
действий (бездействия) органов местного
самоуправления либо должностных
лиц этих органов.19
В соответствии с Бюджетным
кодексом РФ исключительно из местного
бюджета финансируются следующие функциональные
виды расходов:
- содержание органов местного
самоуправления;
- формирование муниципальной
собственности и управление ею;
- организация, содержание
и развитие учреждений образования,
культуры, физической культуры и
спорта, средств массовой коммуникации,
других учреждений, находящихся
в муниципальной собственности
или в ведении органов местного
самоуправления;
- содержание муниципальных
органов охраны общественного
порядка;
- организация, содержание
и развитие муниципального жилищно-коммунального
хозяйства;
- муниципальное дорожное
строительство и содержание дорог
местного значения;
- благоустройство и озеленение
территорий муниципальных образований;
- организация утилизации
и переработки бытовых отходов;
- содержание мест захоронения,
находящихся в ведении муниципальных
органов;
- организация транспортного
обслуживания населения и учреждений,
находящихся в муниципальной
собственности;
- обеспечение противопожарной
безопасности;
- охрана окружающей среды
на территории муниципальных
образований;
- реализация целевых программ,
принимаемых органами местного
самоуправления;