Местный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определение чем же является местный бюджет, его роль в бюджетной системе РФ.
Цель предопределила следующие задачи исследования:
- дать определение понятия экономической основы местного бюджета;
- выявить обозначение местного бюджета и его сущность;
- определить общую характеристику доходов и расходов;

Файлы: 1 файл

Курсовая ММЕСТНЫЙ БЮЖЕТ.docx

— 39.35 Кб (Скачать файл)

- бюджеты городских и  сельских поселений.10

Структура местного бюджета. В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ структура бюджетной системы состоит из:

- федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов Российской Федерации;

- бюджетов субъектов РФ  и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- местных бюджетов, в том  числе: бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов, бюджетов  внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга, бюджетов городских и сельских  поселений.

Как и бюджет любого уровня бюджетной системы Российской Федерации, местный бюджет состоит из двух основных частей: доходной и расходной.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.11

Таким образом можно сделать вывод: местные бюджеты являются фундаментом финансовой системы РФ и играют важную роль в развитии муниципального образования и уровне жизни населения. Поэтому восполнить недостающие пробелы в формировании ресурсного потенциала муниципальных образований можно лишь за счет изменения не только количественных, но и качественных факторов, влияющих на развитие территории. Таким образом, местные органы власти должны обеспечить комплексное развитие территории, различных сфер экономики. 

 

 

 

 

 

 

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТЕЙ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

 

 

3.1 Формирование  доходов местных бюджетов

 

Подробная характеристика доходов бюджетов всех уровней содержится в Бюджетном кодексе Российской Федерации, по видам, а также по каждому уровню бюджетной системы. Отношения по доходам бюджетов регулируются нормами бюджетного и налогового права. В Бюджетном кодексе содержатся лишь некоторые нормы, определяющие режим поступления налогов в бюджеты. Основной объем положений, регулирующих налоговый механизм государства, содержится в Налоговом кодексе РФ и других нормативных актах налогового законодательства.

Все доходы бюджетов в зависимости от источников формирования и способов поступления классифицируются на:

- налоговые;

- неналоговые; 

- безвозмездные перечисления.

Отдельный правовой режим имеют доходы в виде остатка денежных средств на конец предыдущего года.

В категорию налоговых доходов включаются все налоги, поступление которых предусмотрено налоговым законодательством федерального, регионального и местного уровней, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства. В настоящее время налоговые доходы составляют более 80% общих поступлений в бюджеты всех уровней.

Неналоговые доходы подразделяются на следующие группы:

— доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

—доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Эти доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет в полном объеме. Доходы, полученные от использования режима приватизации имущества, подлежат перечислению в бюджет в соответствии с нормативами и в порядке, определенными законодательством о приватизации;

— доходы от платных услуг, оказываемых как самими органами власти, так и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении. В эту же группу доходов Бюджетный кодекс включил средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям. Бюджетный кодекс допускает применение других принудительных изъятий в пользу бюджета;

— доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, которые могут быть получены из бюджета другого уровня. Согласно ст. 44 БК РФ финансовая помощь между бюджетами в форме дотаций, субвенций, субсидий либо иной форме безвозвратной и безвозмездной передачи денег подлежит учету в доходах бюджета — получателя средств.

Допускается поступление и иных неналоговых доходов. Например, безвозмездные перечисления в бюджет от физических и юридических лиц, международных организаций и др.

К категории безвозмездных перечислений относятся средства, получаемые бюджетами из вышестоящего уровня в режиме взаимных расчетов после утверждения закона о бюджете. Под взаимными расчетами понимается передача денег в качестве компенсации дополнительных расходов при передаче другому бюджету полномочий, а также в случае изменения бюджетного и налогового законодательств.12

Формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой помощи). В доходной части местного бюджета отдельно выделяются доходы, необходимые для исполнения собственных полномочий, а также доходы, необходимые для обеспечения исполнения делегированных законом полномочий органов исполнительной власти.13

Собственные доходы бюджетов — это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации (ст. 47 БК РФ). В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 55 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. к собственным доходам местных бюджетов относятся следующие средства:

- Средства самообложения  граждан (более подробно регламентируются  ст. 56).

- Доходы от местных  налогов и сборов (ст. 57).

- Доходы от региональных  налогов и сборов (ст. 58).

- Доходы от федеральных  налогов и сборов (ст. 59).

- Безвозмездные перечисления  из бюджетов других уровней, включая  дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности муниципальных образований (ст. 60 и 61), иные средства финансовой  помощи из бюджетов других  уровней (ст. 62), и другие безвозмездные  перечисления6В соответствии с  ныне действующим законодательством  о местном самоуправлении финансовая  помощь отнесена к категории  собственных доходов местных  бюджетов, что не верно сточки  зрения бюджетного законодательства  РФ..

- Доходы от имущества, находящегося в муниципальной  собственности.

- Часть прибыли муниципальных  предприятий, остающейся после уплаты  налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов.

- Штрафы, установление которых  в соответствии с федеральным  законом отнесено к компетенции  органов местного самоуправления;

- Добровольные пожертвования.

- Иные поступления в  соответствии с федеральными  законами, законами субъектов РФ  и решениями органов местного  самоуправления (например, суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, взимаемые в принудительном порядке  в доход бюджетов).

- В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в представительные органы которых входят главы муниципальных образований и депутаты представительных органов муниципальных образований, входящих в состав муниципального района, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.14

Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного нормами Федерального закона 2003 г. перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации. Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.

Как уже говорилось, в доходы местных бюджетов зачисляются также субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ.15

Регулирующие доходы — это доходы, поступающие в режиме федеральных и региональных налогов и иных платежей, по которым в законодательном порядке на долговременной основе (не менее чем на три года) устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты нижестоящего уровня (ст. 48 БК РФ). В виде регулирующих источников выступают налоговые доходы, передаваемые из федерального бюджета. Иными словами, не все доходы федерального бюджета поступают на покрытие его собственных расходов. Часть их в соответствии с нормативами, предусмотренными федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления», подлежит передаче в качестве регулирующих доходов или иных режимов в бюджеты нижестоящего уровня.16

В доходы местных бюджетов поступают и ассигнования на финансирование отдельных государственных полномочий, которые обязаны передавать федеральные и региональные органы власти в случае делегирования муниципалитетам полномочий органов государства, а также при возложении на органы местного самоуправления обязанностей по исполнению федеральных и региональных законов.

Наряду с регулирующими доходами, в бюджеты нижестоящих уровней передаются:

      - дотации  — бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня на  безвозмездной и безвозвратной  основах для покрытия текущих  расходов;

      - субвенции  — бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня или  юридическому лицу на безвозмездной  и безвозвратной основах на  осуществление определенных целевых  расходов;

        - субсидии  — бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы Российской Федерации, физическому  или юридическому лицу на условиях  долевого финансирования целевых  расходов.

Федеральный закон 2003 г. и Бюджетный кодекс РФ категорию муниципальных внебюджетных фондов не предусматривают.17

Таким образом, доходы бюджета каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и ежегодно утверждаемыми законами о бюджете в части установления нормативов отчислений от регулируемых доходов в бюджет нижестоящего территориального уровня, прямой финансовой помощи в различных формах, других доходных источников.

3.2. Расходы местных  бюджетов

 

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.18

Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Так в соответствии со ст. 69 к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

1) оказание муниципальных  услуг (выполнение работ), в том  числе ассигнования на оплату  муниципальных контрактов на  поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных  нужд;

2) социальное обеспечение  населения;

3) предоставление бюджетных  инвестиций юридическим лицам, не  являющимся муниципальными учреждениями;

4) предоставление субсидий  юридическим лицам (за исключением  субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям  товаров, работ, услуг;

5) предоставление межбюджетных  трансфертов;

6) предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений  субъектам международного права;

7) обслуживание государственного (муниципального) долга;

8) исполнение судебных  актов по искам к Российской  Федерации, субъектам Российской  Федерации, муниципальным образованиям  о возмещении вреда, причиненного  гражданину или юридическому  лицу в результате незаконных  действий (бездействия) органов местного  самоуправления либо должностных  лиц этих органов.19

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

- содержание органов местного  самоуправления;

- формирование муниципальной  собственности и управление ею;

- организация, содержание  и развитие учреждений образования, культуры, физической культуры и  спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся  в муниципальной собственности  или в ведении органов местного  самоуправления;

- содержание муниципальных  органов охраны общественного  порядка;

- организация, содержание  и развитие муниципального жилищно-коммунального  хозяйства;

- муниципальное дорожное  строительство и содержание дорог  местного значения;

- благоустройство и озеленение  территорий муниципальных образований;

- организация утилизации  и переработки бытовых отходов;

- содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных  органов;

- организация транспортного  обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной  собственности;

- обеспечение противопожарной  безопасности;

- охрана окружающей среды  на территории муниципальных  образований;

- реализация целевых программ, принимаемых органами местного  самоуправления;

Информация о работе Местный бюджет