Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:45, реферат
Прогнозирование – это предвидение, которое базируется на специальном научном исследовании. Поисковый прогноз – это определение возможного положения явления в будущем; нормативный – определение путей и сроков достижения возможного положения явления, которое принято за цель. Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать и предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то другому аспекту.
Прогнозирование необходимо, потому что точное предвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решения.
Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.
Введение
1. Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики
2. Методы бюджетного планирования и прогнозирования, применяемые в России
3. Совершенствование методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании
Заключение
Список использованных источников
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ"
Кафедра финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Бюджетное планирование и прогнозирование
Тема: Методы бюджетного планирования и прогнозирования
Казань 2010
Содержание
Введение
1. Методы бюджетного
2. Методы бюджетного
3. Совершенствование методов,
используемых в бюджетном
Заключение
Список использованных источников
Введение
Для того чтобы управлять
будущим, человечество создало определенные
механизмы, которые в экономической
науке называются – прогнозирование,
макроэкономическое планирование и
экономическое
Прогнозирование – это
предвидение, которое базируется на
специальном научном
Прогнозирование необходимо, потому что точное предвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решения.
Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.
В странах с развитой рыночной
моделью экономики
В настоящее время следует отметить непрерывно растущую потребность в прогнозах.
Теория прогнозирования
и планирования экономики базируется
на экономической теории. Если последняя
изучает глубинные процессы экономического
развития, устанавливает их суть, движущие
силы для любых общественно-
Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов бюджетного планирования и прогнозирования.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть методы бюджетного планирования и прогнозирования, и их характеристики;
- изучить, какие методы бюджетного планирования и прогнозирования применяются в России;
- выявить направления совершенствования методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании.
1. Методы бюджетного
Бюджетное планирование осуществляется
в несколько этапов: составление
проектов бюджетов финансовыми органами
разных уровней; рассмотрение проектов
бюджетов в исполнительных органах
власти; рассмотрение проектов бюджетов
и утверждение бюджетов в законодательных
и представительных органах государственной
власти разных уровней и в органах
местного самоуправления; поквартальное
распределение финансовыми
Бюджетное прогнозирование
(от англ. budgetary forecasting) – это обоснованное,
опирающееся на реальные расчеты
предположение о направлениях развития
бюджета, возможных состояниях его
доходов и расходов в будущем,
путях и сроках достижения этих состояний.
Это неотъемлемая часть бюджетного
процесса, база бюджетного планирования.
Прогноз строится на тщательном изучении
информации о состоянии бюджета
на данный момент; определении в
соответствии с выявленными закономерностями
разных вариантов достижения предполагаемых
бюджетных показателей; нахождении
в результате анализа наилучшего
варианта развития бюджетных отношений.
Прогнозирование бюджета
К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования и прогнозирования относят:
- Индексный метод (от достигнутого);
- Нормативный метод;
- Балансовый метод;
- Бюджетирования ориентированного на результат;
- Программно - целевой метод;
- Метод экспертного прогнозирования;
- Метод экстраполяции;
- Метод моделирования;
- Метод экономического анализа.
Традиционным методом бюджетного планирования и прогнозирования является постатейное (нормативное) бюджетирование, когда в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией ведомства детально обосновывают статьи расходов. При использовании данного метода основной акцент делается на анализе затрат и целевом использовании средств. Бюджетополучатели составляют сметы своих планируемых расходов, которые анализируются и корректируются распорядителями бюджетных средств, а затем передаются на согласование в правительство. В случае, если общая сумма сметных заявок превышает величину запланированных бюджетных доходов, то выявляются приоритетные затраты, а по остальным проводится сокращение расходов.
Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
- денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
- нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
- нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).
Серьезный минус нормативного метода бюджетирования заключается в том, что не анализируется эффективность, а, следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в целом.
Индексный метод основан на использовании разнообразных индексов, отражающих динамику цен, динамику уровня жизни населения, реальных доходов населения. В настоящее время в бюджетном планировании достаточно хорошо применяются индексы дефляторы. Специфика индексного метода состоит в том, что в индексе количественно несравнимые величины приводятся к некоторому общему единству, делающему их сравнимыми, соизмеримыми. Например, применение индексного метода при прогнозировании числа получателей бюджетных услуг заключается в приведении количества получателей бюджетных услуг в настоящем к будущему моменту времени при помощи индексов, характеризующих изменение в будущем каких-либо условий по сравнению с настоящими условиями. Такой метод выражается в следующей формуле [10, с.113]:
С(t+1) = С(t) * I, (1.1)
где С - прогноз числа получателей бюджетной услуги на
(t+1) - следующий период времени;
(t) - момент времени t
I - индекс изменения
Для повышения точности расчетов рекомендуется увеличить число учитываемых факторов, а также определять их значимость.
Использование балансового
метода позволяет увязать финансовые
ресурсы органов
С помощью балансового
метода реализуется принцип
Бюджетирования, ориентированное на результат (БОР) – система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.
Так, бюджетное планирование,
ориентированное на результат, является
одним из элементов системы
БОР представляет собой механизм планирования бюджетных расходов и подготовки проекта бюджета, при котором:
¾ Определяются и формулируются цели, которые должны быть достигнуты в результате расходования бюджетных средств;
¾ Определяется система показателей, по которой будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей;
¾ Распорядителям и получателям бюджетных средств предоставляется большая свобода в принятии решений по наиболее эффективной структуре расходов;
¾ Повышается ответственность распорядителей бюджетных средств за достижение поставленных целей путём внедрения системы мониторинга и оценки эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень выполнения принятых обязательств;
¾ Оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение результатов.
Программно-целевой метод – представляет собой системное планирование, выделение бюджетных средств на реализацию установленных законом или иным правовым актом целевых программ. Целевая программа – это комплексный документ, целью которого является решение приоритетной на данный момент задачи. ЦП подразделяются на:
¾ Программы развития отраслей ("Модернизация транспортной системы развития РФ в 2002-2012 гг.);
¾ Программы развития регионов ("Юг России", "Социально-экономическое развитие РТ");
¾ Программы решения социальных задач ("Старшее поколение").
Программно-целевой метод
расходов, во-первых, способствует соблюдению
единого подхода к
По сравнению с другими
методами программно-целевой метод
(ПЦМ) является относительно новым и
недостаточно разработанным. Широкое
распространение он получил только
в последние годы, хотя был известен
давно и впервые использовался
еще при разработке плана Государственной
комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО).
ПЦМ тесно связан с нормативным,
балансовым и экономико-математическими
методами и предполагает разработку
плана начиная с оценки конечных
потребностей исходя из целей развития
экономики при дальнейшем поиске
и определении эффективных
Информация о работе Методы бюджетного планирования и прогнозирования