Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 11:45, реферат
Прогнозирование – это предвидение, которое базируется на специальном научном исследовании. Поисковый прогноз – это определение возможного положения явления в будущем; нормативный – определение путей и сроков достижения возможного положения явления, которое принято за цель. Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать и предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то другому аспекту.
Прогнозирование необходимо, потому что точное предвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решения.
Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.
Введение
1. Методы бюджетного планирования и прогнозирования и их характеристики
2. Методы бюджетного планирования и прогнозирования, применяемые в России
3. Совершенствование методов, используемых в бюджетном планировании и прогнозировании
Заключение
Список использованных источников
В России программный подход к планированию приходит на смену составлению бюджета "от достигнутого" и отличается главным образом методами планирования бюджетных расходов – способами расчета объема бюджетных ассигнований для исполнения расходных обязательств [13, с.67].
Программный подход к формированию расходов бюджета позволяет при оценке финансовых ресурсов, необходимых для реализации принятого решения (бюджетной программы), применять различные методы бюджетного планирования, обусловленные спецификой планируемых расходов: нормативный, предметно-целевой, балансовый, метод коэффициентов, метод экономического анализа и другие.
В России бюджеты ведомств
составляются на основе метода постатейного
распределения бюджетных
Главным достоинством данного
метода является то, что целевая
программа способствует соблюдению
единого подхода к
Согласно информации Минэкономразвития России за последние пять лет произошел существенный рост расходов федерального бюджета, распределенных по целевым программам; к 2010 г. предполагается по программному принципу распределять до 70 % бюджетных ассигнований (Таблица 3.1).
Таблица 3.1. Доля средств федерального бюджета, распределённого по программному принципу
Год |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Доля программных расходов, % |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
Применение того или иного
из рассмотренных методов
Таким образом, применение указанных выше методов бюджетного планирования повышает обоснованность и эффективность расходов бюджетов при расчете бюджетных ассигнований.
3. Совершенствование методов,
используемых в бюджетном
Внедрение БОР в практику управления общественными финансами, как правило, сопровождается переходом на многолетнее (среднесрочное) планирование: планирование деятельности учреждения и выделение бюджетных средств на ее реализацию осуществляется не на один год, а на несколько лет вперед, обычно на три года. Причины перехода на многолетнее планирование заключаются в следующем:
- для достижения некоторых запланированных результатов требуется финансирование не только из текущего бюджета, но и из бюджетов будущих периодов;
- измеримый эффект от реализации ряда программ не может быть выявлен в течение одного финансового года (например, при оценке эффективности реализации программы по лечению наркомании потребуется время, чтобы выявить процент успешно вылеченных пациентов) [7, с. 3-12].
Успех внедрения данного
метода зависит от эффективной взаимоувязки
концепций бюджетной и
Первые годы внедрения
БОР в практику бюджетного планирования
на федеральном уровне выявили определенные
недостатки и пробелы как в
действующей нормативно-
1) В первую очередь
необходимо, на наш взгляд, перейти
от существующей структуры "
Далее для обеспечения
прозрачности вклада деятельности отдельных
СБП в достижение целей правительства
РФ каждому СБП необходимо выбрать
из трехуровневой системы целей
правительства те, которые соответствуют
направлениям его деятельности в
течение планового периода
Затем определяются тактические
задачи СБП, отражающие объем государственных
услуг, который СБП намеревается
реализовать в течение
После формулирования своих
тактических задач каждый СБП
должен разработать план мероприятий,
определив основные этапы достижения
целей и, главное, организационные
структуры (подведомственные агентства
и службы, департаменты министерств),
отвечающие за осуществление каждой
конкретной цели или задачи. Эти
отдельные однородные услуги или
схожие виды деятельности, ориентированные
на решение конкретных задач, объединяются
в целевые программы. Программой,
таким образом, может называться
специфический вид
2) В целях создания
действенной системы
Под прямым результатом в этом случае будем понимать объем предоставляемых государством товаров и услуг. К примеру, показателями непосредственных результатов являются такие, как количество учеников, которым предоставлены образовательные услуги по заданной программе; количество пролеченных в соответствии с установленными стандартами пациентов и т.п.
Показатели же конечных результатов отражают достижение социальных результатов в виде определенного уровня удовлетворения общественных потребностей (например, повышение качества образования, снижение смертности от отдельных заболеваний, снижение уровня преступности, повышение безопасности дорожного движения и т.п.).
Очевидно, что достижение
конечных результатов и есть цель
государственной социально-
Измерение результатов деятельности
получателей бюджетных средств
наиболее целесообразно осуществлять
на основе показателей прямых результатов
(хотя из этого правила могут быть
исключения). В то же время главные
распорядители бюджетных
Для повышения объективности оценки деятельности СБП необходимо рассчитывать конечные результаты в чистом виде, т.е. без учета воздействия внешних факторов (макроэкономическая коңюнктура, вклад других министерств и т.п.), для чего должна быть разработана соответствующая методика оценки.
Следует обратить внимание на то, что в настоящее время СБП, участвующие в эксперименте, предпринимают активные попытки вовлечения в процесс внедрения БОР основной части бюджетной сети, т.е. нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. При этом деятельность значительного числа СБП, в первую очередь тех, которые организуют предоставление государственных услуг, было бы логично оценивать по показателям деятельности подведомственной бюджетной сети. Это требует разработки концепции реформирования бюджетного процесса на внутриведомственном уровне, включая механизмы трансформации целей и задач СБП в цели и задачи получателей бюджетных средств. Естественно, что в каждом конкретном случае возникают свои особенности, которые, впрочем, не меняют существа дела. Более того, БОР не является неким устоявшимся, раз и навсегда определенным комплексом методов и приемов управления государственными расходами, поэтому адаптация его под различные условия хозяйствования и уровни власти вполне возможна.
Таким образом, через систему применяемых показателей БОР в перспективе должен стать не просто новым методом планирования и инструментом анализа исполнения бюджета, а действенным механизмом, позволяющим увидеть за выявленными отклонениями то, что можно улучшить.
Помимо совершенствования
процедур подготовки докладов СБП или
сводного доклада правительства
РФ принципиально важным остается вопрос
о повышении эффективности
Представляется логичным,
чтобы контроль за использованием министерствами
и ведомствами бюджетных
В пользу необходимости
Совершенствовать процедуру
мониторинга результативности бюджетных
расходов необходимо путем как повышения
уровня подготовки персонала и степени
проработанности целевых
Наряду с государственным контролем необходимо укреплять меры общественного контроля за объемом и качеством предоставляемых услуг, расширять практику создания наблюдательных советов при бюджетных учреждениях, усиливать роль общества потребителей в данном процессе.
На втором уровне контроль
за результативностью деятельности
самих СБП должен осуществляться
Правительственной комиссией по
повышению результативности бюджетных
расходов. Такой контроль необходимо
реализовывать в процессе рассмотрения
комиссией разделов докладов главных
распорядителей бюджетных средств,
посвященных результатам их деятельности
в отчетном периоде, а также отчетов
о результатах реализации межведомственных
и ведомственных целевых
И, наконец, законченность
системы мониторинга
Информация о работе Методы бюджетного планирования и прогнозирования