Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:32, доклад
Межбюджетные отношения – это отношения, которые возникают между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, которые связаны с формированием и исполнением соответствующих бюджетов (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).
Межбюджетные
отношения – это отношения, которые
возникают между органами государственной
власти РФ, органами государственной
власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления, которые связаны
с формированием и исполнением
соответствующих бюджетов (ст. 6 Бюджетного
кодекса РФ).
Межбюджетные
отношения основаны на следующих
принципах:
распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы РФ;
разграничение регулирующих доходов по определенным уровням бюджетной системы РФ;
равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ;
выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.
Для совершенствования
межбюджетных отношений необходимо:
оказывать поддержку
субъектам Федерации таким
сделать схему группировки территорий по экономическим районам.
Доходную часть
территориальных бюджетов составляют
закрепленные и регулирующие доходы,
дотации и субвенции, а также
кредитные ресурсы.
Межбюджетные отношения - совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.
Статья 6 БК РФ определяет межбюджетные отношения как «взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса». Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.
Цель межбюджетных отношений - создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.
Межбюджетные
отношения основываются на следующих
принципах:
- распределения и закрепления расходов
бюджетов по определенным уровням бюджетной
системы РФ;
- разграничения (закрепления) на постоянной
основе и распределения по временным нормативам
регулирующих доходов по уровням бюджетной
системы РФ;
- равенства бюджетных прав субъектов
РФ, равенства бюджетных прав муниципальных
образований;
- выравнивания уровней минимальной бюджетной
обеспеченности субъектов РФ, муниципальных
образований;
- равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях
с федеральным бюджетом, равенства местных
бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами
субъектов РФ.
Финансовые
ресурсы, необходимые для осуществления
отдельных государственных
Межбюджетные
трансферты из федерального бюджета бюджетам
других уровней бюджетной системы РФ предоставляются
в форме:
• дотаций на выравнивание уровня минимальной
бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
• субсидий бюджетам субъектов РФ;
• субвенций бюджетам субъектов РФ;
• иных межбюджетных трансфертов бюджетам
субъектов РФ;
• межбюджетных трансфертов бюджетам
государственных внебюджетных фондов.
Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджет-ной системы на безвозмездной и безвозвратной основах на покрытие расчетных минимально необходимых текущих расходов без определения конкретных направлений расходов по их видам, при недостаточности у них собственных доходов и отчислений от регулирующих налогов.
Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов. По сравнению с дотациями субсидии являются более гибкой формой и могут использоваться в регулировании инвестиционной бюджетной деятельности местных органов власти.
Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах с указанием конкретной цели и на определенный срок. В случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не по назначению соответствующие средства субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены.
Бюджетная ссуда - сумма, выделяемая из бюджетов одного уровня в другой на возврат-ной основе. Она может выделяться на покрытие кассовых разрывов в связи с сезонным характером осуществления расходов либо поступления доходов. Ссуда предоставляется на срок до шести месяцев на безвозмездных или возмездных условиях с погашением не позднее чем до конца текущего года и оформляется соглашением. Если данная ссуда не погашается до конца года, то остаток ее рассматривается как средства, участвовавшие в бюджетном регулировании истекшего года.
Бюджетный
кредит - это сумма денежных средств,
выделяемых бюджету другого уровня
на возвратной и возмездной основах.
Бюджетный кредит как форма выравнивания
используется значительно реже, чем другие
формы. Для выравнивания бюджетной несбалансированности
в составе бюджетов формируются специальные
фонды , средства которых (трансферты)
распределяются на основе единой методики
и формализованных критериев. Начиная
с 2008 г. в составе федерального бюджета
образуются три фонда межбюджетных трансфертов:
1) Федеральный фонд финансовой поддержки
субъектов РФ (регионов) образуется в составе
федерального бюджета непосредственно
в целях выравнивания бюджетной обеспеченности
субъектов РФ. Трансферты фонда распределяются
таким образом, чтобы повысилась бюджетная
обеспеченность регионов с удельными
(в расчете на душу населения) налоговыми
ресурсами ниже среднероссийского уровня,
гарантировав наименее развитым территориям
минимальный уровень бюджетной обеспеченности.
Порядок
(методика) расчета дотаций определяется
Правительством РФ. Согласно методике,
минимальный уровень расчетной
бюджетной обеспеченности определяется
как средний уровень расчетной
бюджетной обеспеченности до распределения
дотаций по субъектам РФ, не входящим в
число 10 субъектов РФ, имеющих самый высокий
уровень бюджетной обеспеченности, и 10
субъектов РФ, имеющих самый низкий уровень
обеспеченности. Объем дотаций на очередной
финансовый год не может быть менее общего
объема дотаций, утвержденных на текущий
финансовый год. Получателями трансфертов
из ФФФПР ежегодно являются большинство
субъектов РФ – примерно 90 % от их общего
количества.
2) Федеральный фонд софинансирования
расходов создан для предоставления ниже-стоящим
бюджетам субсидий для долевого участия
в финансировании приоритетных расходов
вне зависимости от их характера (включая
бюджетные инвестиции в объекты региональной
и муниципальной собственности). Данный
фонд объединил в себе средства действовавших
в 2001-2007 гг федеральных фондов софинансирования
социальных расходов и регионального
развития, что позволило повысить в рамках
единой методологии прозрачность и объективность
распределения субсидий с учетом бюджетной
обеспеченности регионов.
Например,
на 2008-2010 гг в федеральном бюджете запланированы
субсидии на:
- выплату ежемесячного пособия на ребенка;
- поддержку сельскохозяйственного производства;
- оплату жилого помещения и коммунальных
услуг малоимущим гражданам.
3) Федеральный фонд компенсаций. Был создан
в 2001 г. и предназначен для полного целевого
финансирования так называемых федеральных
мандатов - расходных обязательств, возложенных
на региональные бюджеты федеральными
законами (например, “О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей”, “О
ветеранах” “О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации” “О донорстве
и крови”). Распределение субвенций из
фонда производится между всеми без исключения
субъектами РФ вне зависимости от их уровня
бюджетной обеспеченности, пропорционально
численности соответствующих категорий
населения (с учетом в не-обходимых случаях
коэффициента удорожания бюджетных услуг).
Межбюджетные
трансферты местным бюджетам из бюджета
субъекта РФ в основном предоставляются
через фонды, назначение и методическое
обеспечение которых аналогично федеральному
уровню.
1.1. Сущность и принципы межбюджетных отношений
Распределительная
(распределение ВНП) и контрольная
функция обуславливает сущность
бюджета как экономической
Государственный бюджет страны - основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Бюджетная система государства, представляющая собой совокупность всех видов бюджетов, призвана играть важнейшую роль в реализации финансовой политики государства, цели которой зависят от его экономической политики. [14, с.74]
Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организацию и принципы ее построения принято называть бюджетным устройством.
Бюджетное устройство любой страны определяется формой государственно-правового устройства государства. Государственное устройство является элементом формы государства.
По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Поэтому в стране должен выполняться принцип бюджетного федерализма. В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон - федеральных и региональных уровней власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы
Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст.10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1) федерального
бюджета и бюджетов
2) бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местных бюджетов, в том числе:
бюджеты муниципальных
районов, бюджеты городских округов,
бюджеты внутригородских
бюджеты городских и сельских поселений. [1, ст.10]
Свод бюджетов
всех уровней бюджетной системы
на соответствующий год
Рис.1.1. Свод бюджетов
всех уровней бюджетной системы РФ
Характер взаимодействия
бюджетов различных уровней между
собой, его нормативно-правовое закрепление,
уровень централизации и
Межбюджетные отношения -- это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государствен-ной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма состоит в обеспечении гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни.
Хз Для централизованной бюджетной системы характерна высокая степень концентрации налоговых и иных поступлений в федеральном бюджете, средства которого в ходе так называемого межбюджетного выравнивания перераспределяются между нижестоящими бюджетами путем предоставления им разнообразных субсидий. Такая система позволяет мобилизовывать и целенаправленно использовать значительные бюджетные средства прежде всего в общегосударственных интересах. Но при этом остается слишком мало возможностей для учета фактических потребностей отдельных территорий (субъектов федерации и муниципальных образований) и обеспечения их заинтересованности в расширении собственных доходов потенциалов.