Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:30, дипломная работа
Таджикистан, после объявления государственной независимости, верно определил основной вектор развития своих национальных интересов в международной политике, который вкупе с географическим расположением, геополитическим положением и экономическими интересами страны, учитывал также такие факторы, как общечеловеческие ценности, культурно-исторические связи и общность интересов.
Изначальное понимание этих составляющих способствовал в дальнейшем формированию чёткой внешнеполитической линии, выразившейся в объявленной руководством страны политике «открытых дверей».
Видений ………………………………………………………………………………………............... 2-10
Глава 1. Развитий международных отношений…………………………... 11-12
1.1 Международные валютные отношения и валютная система. Понятие, сущность,
объекты, субъекты валютных отношений и валютной системы Р. Таджикистана…......…………...... 12-14
1.2 Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование……………………………..... 15-20
1.3 Теории регулирования валютного курса ................................................................ 21-24
Глава 2. Эволюция мировой валютной системы: как фактор развития международных валютно-финансовых отношений
2.1 Этапы и закономерности развития валютной системы …………………………………………….... 24-27
2.2 Валютная политика и ее формы .................................................................................. 27-30
2.3 Международные валютно-финансовые отношения в условиях мирового кризиса ……...... 30-32
Глава 3. Актуальность темы исследования. В Республике Таджикистан (далее - РТ), как и в других государствах, финансовый контроль оказывает определяющее влияние на эффективность управления государственными финансами............................................................. 32-35
3.1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Понятие и содержание государственного финансового контроля…………………………... 36-40
3.2 Принципы государственного финансового контроля....................................................... 41-47
3.3 Модели, виды и формы государственного финансового контроля……………………..... 47-53
Глава 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
4.1 Организация и правовое регулирование независимого (внешнего) и внутреннего финансового контроля в Республике Таджикистан……………………………………………………………. 53-60
4.2 Перспективы развития государственного финансового контроля в Республике Таджикистан....
……………………………………………………………………………………………………... 60-68
Заключения……………………………………………………………………………………... 69-70
Список источников, литературы и сайтов.…………………………............................
Примером государства
с федеративной формой устройства,
где существует децентрализованная
система органов
Примером унитарного государства, где также существует децентрализованная система финансового контроля, может послужить Франция. В отличие от ФРГ, во Франции существует частичная зависимость региональных счетных палат от Счетной палаты Франции, так как в законодательстве этой страны закреплено право контроля за принимаемыми региональными счетными палатами решениями со стороны Счетной палаты Франции.
Существование контрольных
органов на местах позволяет улучшить
эффективность использования
Как отмечает А. Н. Козырин, деятельность органа финансового контроля должна опираться на нормативно-правовую базу, в которой четко определяются порядок формирования органа, его статус, полномочия по проведению контрольных мероприятий, взаимодействие с другими государственными органами и т. д. Более того, необходимым условием функционирования финансового контроля должна являться четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности: постоянное и точное определение ее границ, методов и форм, а для современных реалий данный тезис можно дополнить словами «в любых изменяющихся условиях - социально-экономических, политических, законодательных, а также при реформах системных институтов государства».
В юридической литературе вопрос о соотношении понятий «вид», «форма» и «методы» финансового контроля остается дискуссионным. В то же время в большинстве работ эти понятия представлены в различных смысловых сочетаниях, но фактически используются как равнозначные. А. А. Ялбулганов отмечает, что «… в различных классификациях финансового контроля не всегда оправданно выделяются типы финансового контроля с точки зрения таких категорий, как "вид" и "форма"».
По мнению Е. Ю. Грачевой,
вид - это составная часть, выражающая
(частично) содержание целого и в
то же время отличающаяся от других
частей конкретными носителями контрольных
функций (субъектами), объектами контроля,
что в свою очередь предопределяет
и отличия в методах
В своем диссертационном
исследовании Е. Ю. Грачева пишет, что
под формой контроля понимаются отдельные
стороны проявления содержания контроля
в зависимости от времени совершения
контрольных действий. Формами финансового
контроля являются предварительный, текущий
и последующий контроль. Далее
автор, проводя классификацию
Д. А. Смирнов предварительный, текущий и последующий контроль относит к видам финансового контроля.
Напротив, авторы учебного пособия «Финансовое право России: альбом схем» предварительный, текущий и последующий контроль относят не к видам, а к формам контроля. На наш взгляд, в части разграничения понятий «виды», «формы» и «методы» финансового контроля наиболее правильной является позиция именно этих ученых.
Таким образом, основными формами финансового контроля является предварительный, текущий и последующий контроль. Данные формы контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Предварительный контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, а также обсуждения кредитных и кассовых заявок. По сути, предварительный финансовый контроль носит профилактический характер.
Об эффективности
Текущий финансовый контроль проводится в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в процессе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.
Последующий контроль проводится
в ходе рассмотрения и утверждения
отчетов об исполнении бюджетов. Следует
отметить, что законодательство РТ
не предусматривает
Государственный финансовый
контроль как особый вид финансовой
деятельности государства реализуется
посредством специфических
А. В. Телепнева отмечает,
что применение конкретного метода
зависит от ряда факторов: от правового
положения и особенности форм
деятельности органов, осуществляющих
контроль, от объекта и цели контроля,
от оснований возникновения
К методам финансового контроля относятся ревизия, проверка, анализ, обследование, наблюдение, мониторинг.
Основным методом финансового контроля выступает ревизия. Под ревизией понимается обследование чьей-нибудь деятельности для установления правильности и законности действий.
По мнению А. А. Ялбулганова, ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных с бюджетными средствами операций, финансово-хозяйственной деятельности подотчетного объекта, законности и правильности действий должностных лиц в финансовой сфере.
Следует отметить, что как
метод финансового контроля ревизия
осуществляется только на стадии последующего
контроля. Е. Ю. Грачева считает, что
ревизия - это наиболее действенная
форма (метод) последующего контроля. Ее
основная цель - изучить специальными
приемами документального и фактического
контроля экономическую эффективность
финансово-хозяйственной
В свою очередь ревизия классифицируется на определенные виды, что видно из нижеследующей схемы 1.
Схема 1 Классификация видов ревизии
По результатам проведенной
ревизии оформляется акт. Акт
подписывается руководителем
На основе составленного
акта принимаются меры по устранению
выявленных нарушений финансовой дисциплины,
возмещение причиненного материального
ущерба. Также разрабатываются
Если ревизия представляет
собой систему контрольных
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что в разных государствах организация финансового контроля имеет свои особенности. Однако, несмотря на все различия, можно выделить три основных вида государственного финансового контроля: административный, судебный и парламентский
Финансовый контроль, выступая особым видом деятельности государственных органов, осуществляется в определенных формах, методах и делится на виды.
Глава 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
4.1 Организация
и правовое регулирование
В 1963 г. постановлением Совета
Министров Таджикской ССР от 13 августа
1963 г. № 348 было образовано Контрольно-ревизионное
управление при Министерстве финансов
Таджикской ССР. Это Управление просуществовало
и после приобретения Республикой
Таджикистан государственной
После приобретения государственной независимости Правительство РТ начало реализовывать реформы, которые затронули и сферу управления государственными финансами и соответствующего контроля за ними. Так, в 1994 г. было образовано Главное государственное ревизионное управление и финансового контроля Министерства финансов РТ. Главное государственное ревизионное управление и финансового контроля являлось структурным подразделением Министерства финансов РТ, а государственные ревизионные управления и финансового контроля на местах являлись его структурными подразделениями.
Главное государственное ревизионное управление и финансового контроля Министерства финансов РТ и его структурные подразделения осуществляли контроль за исполнением государственного бюджета РТ министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями РТ, исполнительными комитетами областных, городских и районных Советов народных депутатов, другими учреждениями и организациями.
В 2001 г. Указом Президента РТ от 25 января 2001 г. № 456 было образовано Управление государственного финансового контроля при Президенте Республики Таджикистан. В этом же году Указом Президента РТ от 30 мая 2001 г. № 590 данное управление было преобразовано в Комитет государственного финансового контроля Республики Таджикистан.
Комитет являлся основным органом государственного финансового контроля РТ, обеспечивающим государственный контроль за эффективностью использования государственных средств и государственного имущества. В своей деятельности Комитет подчинялся и был подотчетен непосредственно Президенту РТ.
Своим указом от 10 января 2007 г. № 143 Президент РТ упразднил вышеназванный Комитет. Этим же указом было создано Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан.
В отличие от законодательства
РФ, где основы структуры органов
финансово-бюджетного контроля установлены
в БК РФ, законодательство РТ не устанавливает
структуру органов финансово-
БК РФ устанавливает следующую
структуру органов финансово-
финансовый контроль законодательных органов (представительных органов, представительных органов местного самоуправления);
финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления;
финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств (ведомственный финансовый контроль).
Однако нынешнюю систему
органов, в той или иной степени
осуществляющих государственный финансовый
контроль в Таджикистане, можно построить
на основании действующего законодательства
РТ. Система органов
Схема 2
Рассмотрим более подробно
вышеприведенную систему
В Таджикистане система государственного финансового контроля находится на стадии становления. Для построения надлежащей системы государственного финансового контроля - прозрачной, эффективной и без дублирования контрольных функций различных госорганов - безусловно, необходима соответствующая правовая база.
Всесторонняя правовая регламентация государственного финансового контроля выступает в качестве одного из основных факторов, влияющих на эффективность такого контроля.
Правовой фундамент, на котором в настоящее время базируется государственный финансовый контроль в РТ, состоит из Конституции РТ, международных правовых актов, признанных РТ, Закона РТ от 20 июня 2011 г. № 723 «О государственных финансах Республики Таджикистан», Закона РТ от 2 декабря 2002 г. № 66 «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан», Закона РТ от 21 июля 2010 г. № 626 «О финансовом управлении и внутреннем контроле в государственном секторе», Закона РТ от 21 июля 2010 г. № 631 «О внутреннем аудите в государственном секторе», Закона РТ от 20 марта 2008 г. № 374 «Об Агентстве по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан», постановлений Правительства РТ, инструкций Минфина РТ, а также иных нормативных правовых актов.
Информация о работе Международной финансовые отношения Республики Таджикистана