Направления совершенствования технологии формирования, рассмотрения и утверждения областного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Однако одна только разработка эффективного бюджетного процесса не принесет долгосрочного положительного результата, необходимо так же создать систему планирования и мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов на основе индикаторов, как качественных, так и количественных, в отношении бюджетов всех уровней.
Эффективная система бюджетного процесса, по мнению автора, должна обеспечивать стимулы повышать качество предоставляемых бюджетных услуг, а так же эффективно управлять общественными финансами с учетом нужд и запросов местного населения. Такие технологии, как бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), и сбалансированная системы показателей могут помочь справиться с поставленными задачами.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы организации бюджетного процесса………………………………...4
1.1.Осонвные принципы и задачи бюджетного процесса…………………………………….4
2.Направления совершенствования технологии формирования, рассмотрения и утверждения областного бюджета…………………………………………………………….17
2.1.Эффективность бюджетного процесса как источник экономического роста…………..17
Практическая часть…………………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

«Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность субъектов  бюджетной политики по формированию и эффективному использованию в  соответствии с целями и задачами социально-экономического развития федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов, начиная с момента разработки соответствующих нормативных правовых актов до момента утверждения отчета об исполнении».

Поскольку в предлагаемой формулировке не перечислены все этапы бюджетного процесса, целесообразно дополнить законодательство нормой, определяющей перечень этих этапов:

«Бюджетный процесс состоит  из следующих этапов:

- определение целей и задач  социально-экономической политики на соответствующий финансовый год;

- формирование проекта бюджета  в соответствии с целями и  задачами социально-экономической  политики;

- рассмотрение и утверждение  проекта нормативного правового  акта о бюджете соответствующим  законодательным (представительным) органом;

- исполнение бюджета;

- рассмотрение и утверждение  отчета об исполнении бюджета  соответствующим законодательным  органом».

Авторское уточнение дефиниции  «бюджетный процесс» состоит в следующем:

1. Вместо официально используемого  термина «участники бюджетного процесса» предложен термин «субъекты бюджетной политики». С точки зрения автора, субъектами бюджетной политики, помимо участников бюджетного процесса, которые определены действующей редакцией Бюджетного кодекса РФ, должны являться:

- независимые специалисты, привлекаемые для экспертизы обоснованности и объективности параметров проектов бюджетов, отчетов об исполнении бюджетов, макроэкономических параметров, используемых в качестве основы для формирования бюджетов, оценки влияния принимаемых нормативных правовых актов на состояние экономики и социальной сферы;

- граждане и представители юридических  лиц, а также их ассоциаций, организаций или групп, интересы  которых затрагиваются или могут  быть затронуты в процессе  формирования и использования бюджетов различных уровней.

Использование термина «субъекты  бюджетной политики» позволяет, с одной стороны, не ограничивать участие в бюджетном процессе только органами государственной власти и местного самоуправления и должно способствовать повышению рациональности бюджетных решений, а с другой стороны, упорядочивает процесс участия представителей общественности в бюджетных процедурах. Для упрощения и систематизации организации участия представителей общественности в бюджетном процессе, а также в целях нивелирования лоббирования со стороны групп «специальных интересов» целесообразно предоставить соответствующие полномочия специальным органам, активно создающимся сейчас на всех уровнях государственного управления - общественным палатам. На различных этапах бюджетного процесса могут быть выбраны различные уровни общественного участия, выбор уровня зависит от множества обстоятельств.

2. В предложенной формулировке  указывается, что основной конечной  целью бюджетного процесса является  не сам факт составления и  исполнения бюджетного плана, а использование финансовых ресурсов для достижения поставленных целей социально-экономического развития.

3. Предлагаемое определение бюджетного  процесса более точно использует  термин «бюджет», т.к. не ограничивает  его роль только функциями «бюджетного плана», но отдает должное бюджету как отношениям между различными субъектами бюджетной политики, складывающимся в процессе формирования и использования бюджетного фонда.

4.Как и большинство «неофициальных»  трактовок понятия «бюджетный процесс», предложенное автором исследования определение не конкретизирует, на каком именно этапе должен осуществляться контроль, поскольку он, в соответствии с основами управления, является неотъемлемой частью любого этапа бюджетного процесса.

Таким образом, предложенное определение понятия «бюджетный процесс»:

- позволяет получать в ходе  формирования проекта бюджета  альтернативную информацию о  достоверности и обоснованности  планируемых расходов бюджета  от независимых экспертов, что  в соответствии с теорией общественного выбора должно способствовать повышению рациональности использования бюджетных ресурсов;

- допускает участие в бюджетном  процессе представителей общественности, что призвано способствовать  снижению уровня информационной  монополии «чиновников» и препятствовать необоснованному завышению бюджетных расходов;

- создает предпосылки для проведения  оценки направлений налогово-бюджетной  политики и распределения бюджетных  ресурсов, предлагаемых в проекте  нормативного акта о бюджете,  с точки зрения достижения целей социально-экономического развития соответствующей территории; - легитимизирует осуществление бюджетного контроля на всех этапах бюджетного процесса, а не только в ходе его исполнения, что соответствует основным принципу прозрачности бюджета и рекомендовано кодексом над лежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере.7

Проведенное исследование дает основания  для формирования концепции совершенствования  бюджетного процесса, в основу которой  положено определение новой роли регионального бюджета на современном этапе развития бюджетных отношений. Сейчас проект бюджета по своей природе является и прогнозным, и плановым документом. Прогнозным документом, поскольку определяет прогнозный объем средств, необходимых для реализации набора программ и финансирования определенных видов деятельности. С другой стороны, бюджет представляет собой плановый, управляющий документ, поскольку включение в него объемов расходов по каждому направлению или программе косвенно устанавливает, что именно эти программы и направления деятельности признаны необходимыми на планируемый финансовый год.

 

Практическая часть

 

Цели, задачи и мероприятия 

ведомственной целевой программы  Новосибирской области «Автоматизация исполнения бюджетов Новосибирской области» на 2010 – 2012 годы

 

в руб.

Задачи, требующие  
решения для     
достижения цели 

Показатель    

Единица  
измерения

Отчетный  
период 

Текущий 
период

Плановый    
период   

Ответственный 
исполнитель

Примечание/ 
срок     
реализации

2008

год

2009 год

2010

год 

2011

год

2012

год

Цель: Внедрение информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности  управления общественными финансами  Новосибирской области. Создание базы для дальнейшего реформирования и совершенствования бюджетного процесса в Новосибирской области.                                                 

Процентное соотношение  муниципальных районов Новосибирской  области, в которых осуществлена автоматизация процесса исполнения местных бюджетов.

%

-

43,3

63,3

83,3

100,0

x

 

Задача 1.1.

Разработка единой методики автоматизации исполнения бюджетов Новосибирской области.

Наличие единой методики автоматизации исполнения бюджета.

Шт.

-

-

1

-

-

x

 

Разработка и утверждение        единой методики автоматизации исполнения бюджетов Новосибирской области.

Количество        

Шт.

-

-

1

-

-

ГАУ НСО «Агентство ресурсного обеспечения»

 

Стоимость единицы 

Руб.

-

-

100000

-

-

 

Сумма затрат      

Руб.

-

-

100000

-

-

 

Итого затрат на решение  задачи 1.1     

        

-

-

100000

-

-

x

 

Задача 1.2.

Создание материально-технической  базы для внедрения современных  информационных методов управления общественными финансами.

Количество готовых  к эксплуатации серверных комплексов.

Комплект

-

13

19

25

30

x

 

Мероприятие 1.2.1.   

Приобретение серверного, сетевого и сопутствующего оборудования, лицензионной операционной системы.   

 

Количество        

Комплект

-

-

6

6

5

ГАУ НСО «Агентство ресурсного обеспечения»

 

Стоимость единицы 

Руб.

-

-

736500

736500

736500

 

Сумма затрат      

Руб.

-

-

4419000

4419000

3682500

 

Мероприятие 1.2.2.   

Монтаж системы и  пусконаладочные работы.   

 

 

 

Количество        

Комплект

-

-

6

6

5

 

Стоимость единицы 

Руб.

-

-

20000

20000

20000

 

Сумма затрат      

Руб.

-

-

120000

120000

100000

 

Итого затрат на решение  задачи 1.2 

            

-

-

4539000

4539000

3782500

   

Задача 1.3.

Внедрение автоматизированных методов управления общественными  финансами на основе специализированных программных комплексов и коммуникационных систем.

Количество готовых к эксплуатации программных комплексов автоматизации исполнения бюджетов.

Комплект

-

13

19

25

30

x

 

x

 

Мероприятие 1.3.1.   

Приобретение программных  комплексов   

Количество        

Комплект

-

-

6

6

5

ГАУ НСО «Агентство ресурсного обеспечения»

 

Стоимость единицы 

Руб.

-

-

4242500

4242500

4242500

 

Сумма затрат      

Руб.

-

-

25455000

25455000

21212500

 

Мероприятие 1.3.2. Установка, настройка и обучение работе в  программном комплексе.

Количество        

Комплект

-

-

6

6

5

 

Стоимость единицы 

Руб.

-

-

1090500

1090500

1090500

 

Сумма затрат      

Руб.

-

-

6543000

6543000

5452500

 

Итого затрат на решение  задачи 1.3              

   

31998000

31998000

26665000

x

 

Итого затрат на достижение цели 1               

   

36637000

36537000

30447500

x

 

Итого затрат по программе                       

   

36637000

36537000

30447500

x

 

 

 

 

Заключение

Во многих работах российских ученых предлагаются механизмы, направленные на совершенствование бюджетного процесса в части расходования бюджетных средств. Однако, большая часть этих предложений не находит понимания у органов государственной власти. Особенно часто остается без внимания нижний уровень бюджетной системы - муниципальный бюджет, что снижает эффективность бюджетных процессов.

Нерешенные вопросы в реформировании бюджетной системы в РФ, а именно несовершенство методического обеспечения  и отсутствие достаточной информационной базы для планирования местного бюджета,  недостаточность доходной базы местных бюджетов, высокая социальная нагрузка бюджетных расходов на муниципальном уровне и зависимость от региональных властей,  ограничивают самостоятельность муниципальных образований и мешают  переходу от управления затратным методом бюджетирования к управлению бюджетированием, ориентированным на результат.

Во многих развитых странах применение БОР на практике принесло положительные  результаты, вдохновившись их примером, другие страны, в том числе и  наша. так же приступили к реализации собственных программ реформирования в бюджетной сфере с учетом внутренних и внешних факторов. Однако в основном внедрение БОР происходило на федеральном уровне, мы же считаем, что целесообразным является его применение и на региональном и на муниципальном уровне. Реализация методов и подходов БОР на местном уровне государственной власти, может стать действенным инструментом по регулированию бюджетных взаимоотношений и повышению эффективности использования финансовых ресурсов. Особая роль муниципальных образований при этом обусловлена тем, что они могут более полно учитывать особенности социально-экономического и культурного развития местного сообщества, гибко реагируя на местные потребности населения.

Интеграция ССП в БОР охватывает те функции, которые повышают эффективность  использования бюджетных средств (за счет более оптимального и рационального использования ресурсов) и улучшают качество предоставляемых услуг. При этом применение БОР определяет самостоятельность органов местного самоуправления в выборе способов достижения поставленных целей, в пределах своих полномочий и выделенных бюджетных средств.  

Внедрение БОР в бюджетную практику на уровне муниципальных образований, по нашему мнению, позволит оптимизировать использование ограниченных ресурсов местного бюджета, повысит прозрачность бюджетного процесса и улучшит качество предоставляемых услуг. При этом ССП может помочь при выборе финансирования приоритетных программ развития при помощи целевых ориентиров развития муниципального образования. С точки зрения автора, программа бюджетирования, ориентированного на результат, должна давать четкое описание взаимосвязи выделяемых на мероприятия затрат с целями сбалансированной системы показателей муниципального образования. Составление сбалансированной системы показателей для каждого муниципального региона с учетом его аутентичных особенностей поможет увязать стратегию муниципального развития с бюджетным процессом, что создаст стимулы для повышения эффективности практики взимания налогов и расходования средств и поможет минимизировать существенные различия в социально-экономическом развитии разных регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  2. Анисимов С.А. Бюджетная политика.Ффинансист,2008,№1.
  3. Бюджет и бюджетная система:Учебное пособие/ВЗФЭИ-М.:Экономическое образование,2009
  4. Игудин А.Г. К бюджетным отношениям в субъектах федерации//Финансы №7,2008
  5. Лавров А.М.  Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты: международный опыт и российские перспективы //Финансы. 2009. №3.
  6. Официальный сайт Госкомстата РФ www.gks.ru
  7. Сайт «Бюджетная система Российской Федерации» www.budgetrf.ru
  8. Справочная система «Консультант-плюс»

 

 

 

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации

2 Бюджет и бюджетная система:Учебное пособие/ВЗФЭИ-М.:Экономическое образование,2009

3 Сайт «Бюджетная система Российской Федерации» www.budgetrf.ru

4 Официальный сайт Госкомстата РФ www.gks.ru

5 Лавров А.М.  Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты: международный опыт и российские перспективы //Финансы. 2009. №3.

6 Бюджет и бюджетная система:Учебное пособие/ВЗФЭИ-М.:Экономическое образование,2009

7 Игудин А.Г. К бюджетным отношениям в субъектах федерации//Финансы №7,2008




Информация о работе Направления совершенствования технологии формирования, рассмотрения и утверждения областного бюджета