Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:38, контрольная работа
В России проведение торгов долгое время было крайне ограничено в силу господства административно-командной экономики и резкого ограничения сферы товарно-денежных отношений. Реформирование экономики Российской Федерации вызвало быстрое развитие аукционной деятельности во всех ее видах. Это связано с осуществлением широкомасштабной приватизации, проводившейся в разных формах, в том числе и через торги. Наиболее показательным является укрепление системы заключения договоров на аукционах в рамках крупнейших предприятий. Фактически ни одна из крупных корпоративных структур, таких как РАО ЕЭС России, Газпром, Транснефть и им подобных, не обходится без использования торгов для приобретения товаров, работ и услуг, в сфере государственного управления также очевидна тенденция к использованию института аукциона с целью оптимизации государственных расходов.
Введение 3
1. Основные источники правового регулирования организации
и проведения торгов 4
2. Общие правила организации и проведения торгов 9
3. Нарушение правил проведения торгов и их правовые последствия 15
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Пункт 3 ст.448 устанавливает правила, касающиеся отказа от проведения аукциона и последствий такого отказа. Организатор открытого аукциона, сделавший извещение, по общему правилу может отказаться от его проведения в любое время, но не позднее, чем за 3 дня до даты проведения аукциона.
Вместе с тем в законе или в извещении о проведении открытого аукциона могут быть установлены иные сроки (более короткие или более длительные), в течение которых организатор открытого аукциона может отказаться от проведения торгов, не неся никакой ответственности в связи со своим отказом. Между тем организатор аукциона может сделать извещение о том, что торги являются безотзывными.
В случае если организатор открытого аукциона отказался от его проведения «с нарушением указанных сроков», то он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
Организатор же закрытого аукциона не вправе отозвать сделанное им извещение о проведении торгов. Но если организатор всё же отзовет извещение о проведении закрытого аукциона, то он всегда обязан возместить участникам реальный ущерб. Под реальным ущербом не следует понимать упущенную выгоду.
Для участия в аукционе заинтересованному лицу необходимо направить организатору заявку на участие в торгах (с указанием в ней заранее определенной организатором информации) и иные необходимые документы (например, выписку из единого государственного реестра юридических лиц).7
Также, участнику необходимо внести задаток в заранее установленном организатором размере, сроках и порядке. Такая обязанность возлагается на участников торгов для того, чтобы снизить риски участия в торгах недобросовестных участников и обеспечить исполнение тех обязательств, которые возникают в результате проведения торгов. Если впоследствии торги по какой-либо причине не состоятся, задаток подлежит возврату. Кроме того, задаток возвращается лицу, которое участвовало в торгах, но не выиграло их. Таким образом, задаток не возвращается, если лицо внесло задаток, но не участвовало в проведенных торгах (диспозитивная норма, на усмотрение организатора). В законе ничего не говорится о сроках возвращения задатка. В связи с этим подлежат применению правила ст. 314 ГК РФ. При заключении соответствующего договора с лицом, выигравшем торги, сумма ранее внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.
Лицу, направившему заявку и необходимые документы на участие в аукционе, может быть отказано в участии в торгах только в определенных законом случаях, например, когда:
1) нарушены сроки подачи заявки;
2) лицом не внесен задаток, либо он внесен с нарушением сроков, установленных организатором;
3) заявка на участие в торгах подана лицом, которое в соответствии с законодательством не имеет права приобретать соответствующее имущество, являющееся предметом торга;
4) не предоставлены все необходимые документы для участия в торгах (их перечень может быть отдельно установлен в законе или извещении о проведении торгов), либо предоставлены недостоверные сведения и др.
При этом следует учитывать, что лицо, которому отказано в участии в торгах может обжаловать такой отказ в суде.
Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Подписание протокола не освобождает стороны от обязанности дальнейшего оформления своих договорных обязательств (ст. ст. 163, 164 ГК РФ). Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
В заключение данного параграфа хотелось бы отметить, что техника проведения аукционов по различным товарам имеет свои специфические особенности, определяемые в первую очередь характером товара. Однако сам порядок проведения аукционов примерно аналогичен.
В их проведении различают четыре стадии:
- принятие решения о проведении торгов;
- в случае необходимости заключение договора со специализированной организацией;
- публикация извещения о проведении торгов;
- формирование аукционной комиссии;
- подготовка к аукциону (прием заявок и прилагаемых к ним документов, заключение договоров о задатке (в случае необходимости), оформление протокола об итогах рассмотрения заявок);
- проведение самой процедуры торгов, в том числе оформление протокола результатов торгов;
- заключение договора.
3. Нарушение правил проведения аукционов и их правовые последствия
В соответствии со ст. 449 ГК РФ торги, произведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Под правилами, установленными законом, понимаются императивные нормы, касающиеся проведения торгов, которые установлены в ГК РФ и других законах, в подлежащих случаях, в частности, если закон охватывается смыслом п. 6 ст. 447 ГК.
Из формулировки п. 1 следует вывод о том, что сделки, нарушающие правила, установленные законом в отношении проведения торгов, нужно считать не ничтожными, а оспоримыми сделками.
Об этом свидетельствует применение глагола «мочь». Следовательно, торги, проведенные с нарушением требований закона, относятся к категории оспоримых сделок. Для их оспаривания предусмотрен годичный срок исковой давности (п. 2 ст. 181 ГК).
Особняком стоят торги, проведенные и проводимые в ходе приватизации: в соответствии со ст. 217 ГК они могут признаваться - в соответствии с подлежащими применению законами - ничтожными сделками.
Ст. 449 ГК РФ не определяет круг заинтересованных лиц, которые вправе подавать в суд иски о признании торгов недействительными.
Статьей 166 ГК РФ установлено, что требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом, требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в ГК РФ. Таким образом, иск о признании торгов недействительными вправе предъявить не любое заинтересованное лицо, а лишь лицо, чьи права и охраняемые законом интересы затронуты проведенными торгами.
Согласно ст. 449 ГК РФ единственным основанием для признания торгов недействительными является нарушение правил, установленных законом. Однако Высший Арбитражный Суд РФ полагает, что нарушения, допущенные в порядке исполнительного производства, не касающиеся правил проведения торгов, также могут быть положены в обоснование удовлетворения исковых требований о признании торгов недействительными, несмотря на то, что такого основания признания торгов недействительными законодательство не содержит.8
Таким образом, судебная практика знает случаи, когда торги признавались недействительными ввиду нарушений, допущенных судебным приставом при обращении взыскания на арестованное имущество, а не специализированной организацией при проведении аукционов. Например, признание незаконным акта ареста имущества должника повлекло признание арбитражным судом торгов по продаже данного имущества недействительными.
В п. 2 ст.449 установлено, что если торги признаны недействительными, то это обстоятельство автоматически влечет недействительность заключенного по результатам торгов договора.
Данная норма является императивной, следовательно, исключает необходимость вынесения повторного решения о недействительности договора. Сделки, совершаемые в ходе проведения торгов, и договор, заключаемый по результатам их проведения, рассматриваются как единый юридический состав. Недействительность части этого состава влечет недействительность завершающего торги договора.
Аукцион, в котором участвовал только один участник, признается несостоявшимся.
Здесь следует отметить, что для государственных заказчиков, в отличие от субъектов коммерческих структур, предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований законодательства. Нарушение процедур размещения заказа грозит санкциями со стороны органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, прокуратуры, других органов, наделенных соответствующими полномочиями, а также штрафом в размере от 30 до 50 тыс. руб., который грозит всем членам соответствующей аукционной комиссии, подписавшим неправомочный документ.
Если нарушение было совершено вне компетенции комиссии, то штраф налагается на ответственное лицо, оформлявшее и утверждавшее документы, либо на государственного или муниципального служащего, отвечающего за размещение заказа.
В этой связи государственным заказчикам, размещая заказ, надлежит, прежде всего, учитывать, что установленные Федеральным законом № 94 нормы носят императивный характер, и нарушение прямо предусмотренных в данном законе положений обернется наступлением административной ответственности.
Заключение
В юридической и экономической литературе имеются различные определения аукциона. Они во многом схожи и отличаются лишь словесной формой выражения. Общие черты существующих определений аукциона можно свести к следующему: аукцион - это форма организации торговли (публичной продажи, продажи с публичного торга), осуществляемая по заранее установленным правилам, с предварительной выставкой товара, при которой имущество приобретает покупатель, предложивший наивысшую цену.
Несмотря на то, что в России аукционы появились намного позже, чем в Европе, сегодня данный вид торгов является привычным и поэтому, достаточно прочно закрепился в деловом обороте.
Анализируя весь спектр нормативно-правовых актов, предусматривающих процедуру торгов, аукционы можно условно разделить на шесть разновидностей:
- продажа кредитором имущества, находящегося в залоге, по согласованию с должником;
- продажа имущества в рамках исполнительного производства;
- аукционы, проводимые в ходе внешнего управления и конкурсного производства;
- продажа на торгах государственного и муниципального имущества и предоставляемых государством льгот;
- размещение заказа путем проведения аукциона
- иные экзотические виды аукционов.
Правовому регулированию торгов в форме аукциона, которые по своей юридической природе представляют собой несколько растянутый во времени способ заключения договора купли-продажи имущества, посвящено всего три статьи Гражданского кодекса РФ (ст.ст. 447-449). Несмотря на это статьи 446, 447 и 449 ГК РФ достаточно полно регламентируют порядок заключения договоров на торгах. Более подробное нормативное регламентирование торгов содержится в законодательстве о государственных закупках, о несостоятельности (банкротстве), об исполнительном производстве (публичные торги).
Список использованной литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая, третья и четвертая: текст в ред. от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г. N 145-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г. N 144-ФЗ)// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 20 июля 2012 г. N 122-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 (ред. от 29.12.2008) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Об утверждении Правил проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, отнесенными к объектам рыболовства [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 602// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Информация о работе Нарушение правил проведения торгов и их правовые последствия