Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 16:29, реферат
Поэтому необходимо установить, какую роль для бюджетной системы России играют целевые бюджетные фонды, и на каком этапе находится процесс реформирования бюджетной системы России. Также мной были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение целевым бюджетным фондам, установить их особенности и задачи.
2. Определить назначение целевых бюджетных фондов и их роль в бюджетной системе РФ.
3. Установить, в чём заключается отличие целевых бюджетных фондов от внебюджетных фондов.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Основы целевых бюджетных фондов денежных средств…………………..5
1.1 Понятие целевых бюджетных фондов, их особенности и задачи.
Источники формирования целевых бюджетных фондов……………....5
1.2 Назначение целевых бюджетных фондов…………………………...9
1.3 Основные отличия целевых бюджетных фондов от внебюджетных фондов……………………………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………
Введение…………………………………………………………
1.Основы целевых бюджетных фондов денежных средств…………………..5
1.1 Понятие целевых бюджетных фондов, их особенности и задачи.
Источники формирования целевых бюджетных фондов……………....5
1.2 Назначение целевых бюджетных фондов…………………………...9
1.3 Основные отличия целевых
бюджетных фондов от
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Реформы, происходящие в России, не обошли стороной и её бюджетную систему – основу функционирования любого государства. Вопросы формирования и распределения бюджетов различных уровней – это главные вопросы в процессе государственного управления. Ни одно государство не сможет функционировать без бюджета.
Существует множество методов планирования и финансирования доходов и расходов бюджетов и выбор этих методов определяет многое в качестве функционирования бюджетной системы в целом. Как правило, на начальном этапе существования бюджетная система государства устанавливает целевые налоги, формирует целевые бюджетные фонды, но эти методы идут в разрез с общепринятыми принципами функционирования бюджетных систем, в частности, с принципом общего покрытия расходов бюджета. То есть, не рекомендуется устанавливать целевые налоги, которые поступают исключительно на определённые расходы, так как такой подход ведёт к множественности налогов, что наблюдалось в России в начале 90-х годов XX века.
Естественно, если к каждой расходной статье бюджета привязать самостоятельный налог (например, налог на содержание пожарных, налог на содержание милиции, налог на содержании Президента и т.д.), то их число будет слишком большим. Налогоплательщик должен уплачивать в бюджет несколько основных налогов, которые устанавливаются не по расходному принципу, а по объекту обложения (например, налог на доходы организаций и физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на имущество и т.д.).
Таким образом, бюджетная
система РФ стала постепенно отказываться
от целевых налогов. Теперь основные
бюджетные расходы
Но тем не менее, современная бюджетная система России продолжает использовать целевые бюджетные фонды, источниками формирования которых продолжают оставаться специальные налоги. Это своего рода исключения из правил. Именно поэтому тема нашей работы «Целевые бюджетные фонды, их виды, назначения и сущность» является актуальной. Поэтому необходимо установить, какую роль для бюджетной системы России играют целевые бюджетные фонды, и на каком этапе находится процесс реформирования бюджетной системы России. Также мной были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение целевым бюджетным фондам, установить их особенности и задачи.
2. Определить назначение целевых бюджетных фондов и их роль в бюджетной системе РФ.
3. Установить, в чём заключается
отличие целевых бюджетных
Методологическую основу работы составляют нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетный процесс в России, в частности, по вопросам функционирования целевых бюджетных фондов. Кроме этого, была изучена теоретическая литература по вопросу исследования. Полный перечень используемых источников приведён в конце работы.
1.Основы целевых бюджетных фондов денежных средств
1.1. Понятия и виды целевых бюджетных фондов, их особенности, задачи. Источники формирования целевых бюджетных фондов
Целевые бюджетные фонды – один из элементов бюджетной системы; создаются в бюджетах для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов.
«Правовые основы целевых бюджетных фондов заложены в ст. 17 Бюджетного кодекса РФ. Здесь же даётся правовое определение целевому бюджетному фонду:
Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда»1.
«В силу статьи 118 Гражданского кодекса РФ, фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей»2.
Гражданский кодекс РФ фонды выделяет в качестве юридических лиц. Исходя из этого, можно выделить следующие характерные признаки фондов:
а) фонды относятся к некоммерческим организациям;
б) фонды не являются членскими организациями;
в) фонды могут учреждаться как физическими, так и (или) юридическими лицами;
г) фонды создаются на основе добровольных имущественных взносов;
д) фонды должны осуществлять социальные, благотворительные, культурные и иные общественно полезные цели.
Все эти признаки относятся
и к целевым бюджетным фондам
РФ, с учётом того, что их учредителями
выступают государственные
Основным признаком фонда
также следует считать
Классификация фондов может осуществляться по различным признакам. Например, фонды можно различать в зависимости от того, кто является их учредителями. Здесь можно выделить:
1. частные фонды, учрежденные одним физическим лицом или членами одной семьи;
2. корпоративные фонды,
учрежденные одним или
3. общественные фонды,
учрежденные физическими
4. государственные фонды,
созданные решением
5. муниципальные фонды,
созданные представительным
Что касается целевых бюджетных фондов, то они относятся только к четвёртой и пятой группам.
Деятельность некоторых фондов регулируется специальным законодательством. Так, правовой статус и деятельность негосударственных пенсионных фондов определяется Федеральным законом от 07.05.98 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Целевые бюджетные фонды создаются на федеральном уровне в силу федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год. Положения об этих фондах устанавливаются Правительством Российской Федерации. Возможно создание аналогичных фондов на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.
В качестве источников формирования целевых бюджетных фондов рассматривают специальные налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, казначейские векселя и т.д. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Помимо этого, одной из особенностей целевых бюджетных фондов является то, что на них не распространяется принцип общего покрытия расходов, устанавливаемый в статье 35 Бюджетного кодекса РФ. В силу данного принципа, все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. То есть, расходы целевых бюджетных фондов носят целевой характер. Доходы целевых бюджетных фондов учитываются в составе доходов бюджетов обособленно по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Расходы и доходы целевых бюджетных фондов включаются в состав показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте закона (решения) о бюджете на предстоящий финансовый год. Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.
Необходимо отметить, что бюджетная система Российской Федерации находится в стадии реформирования, что обуславливает постоянную её изменчивость, в том числе и по целевым бюджетным фондам. Законодатель не пришёл к какому-то единообразию в данном вопросе, но тем не менее, прослеживается чёткая тенденция к отказу от функционирования целевых бюджетных фондов и переходу к программно-целевому методу бюджетного планирования и финансирования, суть которого будет раскрыта далее.
1.2. Назначение целевых бюджетных фондов
Из определения, данного целевым бюджетным фондам выше, можно заключить о том, что целевые бюджетные фонды имеют целевое назначение, то есть, их расходование направлено на достижение определённых экономических, социальных, благотворительных, культурных и иных общественно полезных целей. Для того чтобы лучше понять суть вопроса, необходимо рассмотреть примеры функционирования некоторых целевых бюджетных фондов РФ.
Среди функционирующих целевых бюджетных фондов за последние 10 лет, можно выделить (по состоянию на 1 января 2005 года все целевые бюджетные фонды упразднены):
1. Федеральный дорожный
фонд Российской Федерации (
2. Федеральный экологический
фонд Российской Федерации (
3. Федеральный фонд Министерства
Российской Федерации по
4. Государственный фонд борьбы с преступностью (упразднён с 1 января 2001 года);
5. Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии (упразднён с 1 января 2005 года);
6. Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы (упразднён с 1 января 2001 года);
7. Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов (упразднён с 1 января 2001 года);
8. Фонд по охране озера Байкал (упразднён с 1 января 2001 года);
9. Другие целевые бюджетные фонды.
Чтобы понять чем была вызвана необходимость образования перечисленных выше целевых бюджетных фондов, рассмотрим основы деятельности некоторых целевых бюджетных фондов.
Федеральный экологический фонд Российской Федерации
Федеральный экологический
фонд Российской Федерации был образован
на основании Закона РСФСР от 19 декабря
1991 г. N 2060-1 «Об охране окружающей природной
среды» для решения неотложных природоохранных
задач, восстановления потерь в окружающей
природной среде, компенсации причиненного
вреда и других природоохранных
задач. Федеральный экологический
фонд Российской Федерации являлся
самостоятельным
Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Фонд образован в соответствии
со статьей 60 Федерального закона «О федеральном
бюджете на 1997 год». Средства фонда
направлялись на финансирование осуществляемых
для федеральных нужд мероприятий
по воспроизводству минерально-
Информация о работе Основы целевых бюджетных фондов денежных средств