Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:45, реферат
Описание работы
Правотворчество – это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой.
Основные
требования, предъявляемые к форме
готовящихся проектов нормативных правовых актов,
следующие:
1) логическая
последовательность изложения, связь
между собой нормативных предписаний, помещаемых
в правовом акте;
2) отсутствие
противоречий внутри нормативного правового
акта, а также во всей системе законодательства
в целом;
3) максимальная
краткость и компактность изложения норм права
при глубине и всесторонности отражения
их содержания;
4) ясность,
простота и доступность языка нормативных правовых
актов;
5) точность
и определенность формулировок
и терминов, употребляемых в законодательстве;
6) сокращение
до минимума количества актов
по одному и тому же вопросу в интересах
лучшей обозримости нормативного материала,
облегчения пользования им, укрупнение
правовых актов;
7) четкое разграничение
между нормативными и ненормативными
предписаниями, постоянными и временными
нормами.
Особо стоит
остановится на некоторых используемых
юридических конструкциях:
Преюдиция (не путать с прецедентом!) – обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором суда по какому-либо делу.
Правовая аксиома – положение, принимаемое в юриспруденции за истину и не требующее доказательств (все, что не запрещено законом, разрешено, никто не может быть судим дважды за одно и то же преступление).
Презумпция – предположение, признаваемое достоверным, пока не будет доказано обратное (презумпция невиновности).
Фикция – юридический прием, заключающийся в объявлении существующим фактически несуществующий факт, который приобретает общеобязательный характер для субъектов права (объявление умершим человека, о котором ничего неизвестно в течение 5 лет, пропавшим без вести – 6мес. и др.).
Необходимой
предпосылкой высокой культуры правотворчества
является выявление и тщательное
изучение всего предшествующего законодательства
по вопросам, составляющим содержание
проектируемого акта. Новый акт вливается
в общую систему права и оказывает на предшествующее
законодательство существенное влияние.
Одновременно должна быть официально
определена судьба актов, которые по-иному
регулируют тот же вопрос, отменены устаревшие,
утратившие свое значение акты.
Самая удачная
форма внесения изменений в нормативные правовые акты
- оформление новой редакции изменяемого
предписания и помещение его непосредственно
в текст акта вместо старой редакции. Дополнения
также должны вноситься в сам текст дополняемого
акта. Нормативные правовые акты снабжаются
официальными реквизитами, такими, как
указание места издания, даты, наименования
(вида) нормативного правового акта, его
заголовка, подписей официальных лиц,
а для ряда актов - и порядкового номера
издания. Без таких реквизитов не может
быть нормативного правового акта как
официального документа.
Крупные законодательные
акты делятся на абзацы, пункты, статьи,
главы и разделы. Некоторые
из них снабжаются преамбулами, приложениями,
переходными положениями, определениями
употребляемых в них терминов. Точность
и лаконичность, строгость стиля - характерные
черты языка нормативных правовых актов.
Для законодательного текста не свойственны
эмоциональная окрашенность, вольная
литературная обработка, употребление
эпитетов, гипербол и т.д. Очень важно единство
употребления терминов в законодательстве.
Один и тот же термин должен последовательно
применяться во всем тексте акта при обозначении
одного и того же понятия. Это правило
необходимо соблюдать и при внесении в
нормативные правовые акты изменений
и дополнений. Систематизация нормативно-правовых
актов - деятельность, направленная на
упорядочение всего массива нормативно-правовых
актов, с целью преодоления противоречий
между ними и сделать их более доступными
для потребителя.
Систематизация
нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще на
стадии их опубликования в официальных
газетах, журналах или вестниках. В этих
изданиях они располагаются по определенной
системе (в зависимости от их юридической
силы, от органа их принявшего, их юридической
природы - нормативные - ненормативные
и т.д.), каждому акту присваивается свой
номер.
Помимо указанной
выше первичной формы, существует несколько видов систематизации:
инкорпорация, консолидация и кодификация.
Инкорпорация - эта такая деятельность
по систематизации, когда нормативные
правовые акты обобщаются в различные
сборники. Критерии, по которым в них подбирается
материал, могут быть различными: предмет
регулирования (труд, семья, молодежь),
хронология, когда акты располагаются
соответственно времени их принятия и
т.п. Особенность инкорпорации как формы
систематизации в том, что при создании
инкорпорированных сборников, нормативные
правовые акты могут подвергаться только
поверхностной обработке, содержание
их изменяться не может. Вместе с тем, допускается
публикация в извлечениях, или если в текст
нормативного правового акта внесена
поправка отдельным актом, то в публикуемый
текст можно включить эту поправку, указав
в ссылке на ее официальный источник.
Инкорпорация
может быть официальной и
неофициальной. Неофициальной инкорпорацией
могут заниматься любые субъекты, результат
этой деятельности не является обязательной
для потребителя, т.е. на эти сборники нельзя
ссылаться как на официальные источники
(например, каждый студент-юрист в процессе
подготовки к занятиям пользуется хрестоматиями
по истории государства и права, по истории
политических и правовых учений, по праву
отдельных государств). В некоторых случаях
инкорпорация может носить официальный
характер, например, принятие законодательным
органом Свода законов, или официозный
- инкорпорация проведена неправотворческим
государственным органом (например, Министерством
юстиции РФ).
Инкорпорация
также может быть:
генеральной, которая затрагивает все действующее законодательство (например, собрание законодательства Российской Федерации);
частичной, затрагивающей лишь определенную группу нормативных актов (напр., «Собрание актов Президента РФ»);
предметной, располагающей законы по отраслевому принципу;
хронологической, в которой правовые акты независимо от отраслевой принадлежности располагаются в порядке их принятия.
Разновидностью
инкорпорации является консолидация. В этом случае происходит
объединение множества нормативных правовых
актов, связанных общим предметом регулирования,
в единый укрупненный акт. При этом объединенные
акты утрачивают юридическую силу, а вместо
них действует новый акт, который имеет
собственные реквизиты. Консолидация
имеет целью устранить множественность
нормативных актов и содержащихся в них
повторов. В процессе консолидации допускается
унификация терминов и выравнивание стиля,
устраняются противоречия. Этот вид систематизации
является, как правило, этапом в переходе
от инкорпорации к кодификации.
Высшим уровнем
систематизации является кодификация - она носит только официальный
характер.
Кодификация – это форма систематизации,
представляющая собой коренную переработку
действующего законодательства правотворческим
органом государства путем издания нового
кодифицированного акта.
В отличие
от инкорпорации, кодификация осуществляется достаточно
редко, она проводится тогда, когда возникает
потребность в существенном обновлении
или изменении в правовом регулировании
больших сфер общественных отношений.
Суть кодификации заключается в разработке
и официальном принятии сводного, единого
акта, регулирующего большую обособленную
сферу общественных отношений, с принятием
этого акта отменяется вся масса нормативных
актов, которые ранее действовали в этой
сфере. Такой акт принимается только законодательным
органом государства. Одним из классических
примеров кодификации, известных истории,
издание кодекса законов Юстиниана. С
переходом России на путь демократического
развития, к рыночной экономике возникла
потребность в принципиальном изменении
регулирования общественных отношений.
Начался новый этап кодификации российского
права. Приняты две части Гражданского
кодекса, Уголовный кодекс, готовятся
к принятию такие кодексы как Уголовно-процессуальный,
Налоговый и т.д.
Виды кодификации:
всеобщая кодификация – переработке подвергается значительная часть законодательства;
отраслевая кодификация – систематизация затрагивает конкретную отрасль (уголовное право - УК РФ, гражданское право - ГК РФ);
специальная кодификация основывается на объединении норм, регулирующих положения отдельного института права (Лесной кодекс, Водный кодекс);
комплексная кодификация отталкивается от объединения норм различных отраслей права (например, экологическое законодательство или таможенное законодательство).
В свое время
еще Р.З. Лившиц указывал, что принятие
кодификационного акта или нескольких актов завершает процесс
образования отрасли. А.С. Пиголкин подчеркивал,
что генеральной линией совершенствования
российского законодательства в будущем
следовало бы избрать курс на постепенное
осуществление его всеобщей кодификации,
то есть создание «Кодекса законов» Российской
Федерации (кодекса кодексов).