Правотворчество. Законотворческий процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:45, реферат

Описание работы

Правотворчество – это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Оно выступает в качестве одной из форм государственной деятельности, в частности, правовой.

Файлы: 1 файл

pravotvorchestvo.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Основные  требования, предъявляемые к форме  готовящихся проектов нормативных правовых актов, следующие:

1) логическая  последовательность изложения, связь  между собой нормативных предписаний, помещаемых в правовом акте;

2) отсутствие  противоречий внутри нормативного правового акта, а также во всей системе законодательства в целом;

3) максимальная  краткость и компактность изложения норм права при глубине и всесторонности отражения их содержания;

4) ясность,  простота и доступность языка нормативных правовых актов;

5) точность  и определенность формулировок  и терминов, употребляемых в законодательстве;

6) сокращение  до минимума количества актов  по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им, укрупнение правовых актов;

7) четкое разграничение  между нормативными и ненормативными  предписаниями, постоянными и временными нормами.

Особо стоит  остановится на некоторых используемых юридических конструкциях:

  1. Преюдиция (не путать с прецедентом!) – обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором суда по какому-либо делу.

  1. Правовая аксиома – положение, принимаемое в юриспруденции за истину и не требующее доказательств (все, что не запрещено законом, разрешено, никто не может быть судим дважды за одно и то же преступление).

  1. Презумпция – предположение, признаваемое достоверным, пока не будет доказано обратное (презумпция невиновности).

  1. Фикция – юридический прием, заключающийся в объявлении существующим фактически несуществующий факт, который приобретает общеобязательный характер для субъектов права (объявление умершим человека, о котором ничего неизвестно в течение 5 лет, пропавшим без вести – 6мес. и др.).

Необходимой предпосылкой высокой культуры правотворчества  является выявление и тщательное изучение всего предшествующего законодательства по вопросам, составляющим содержание проектируемого акта. Новый акт вливается в общую систему права и оказывает на предшествующее законодательство существенное влияние. Одновременно должна быть официально определена судьба актов, которые по-иному регулируют тот же вопрос, отменены устаревшие, утратившие свое значение акты.

Самая удачная  форма внесения изменений в нормативные правовые акты - оформление новой редакции изменяемого предписания и помещение его непосредственно в текст акта вместо старой редакции. Дополнения также должны вноситься в сам текст дополняемого акта. Нормативные правовые акты снабжаются официальными реквизитами, такими, как указание места издания, даты, наименования (вида) нормативного правового акта, его заголовка, подписей официальных лиц, а для ряда актов - и порядкового номера издания. Без таких реквизитов не может быть нормативного правового акта как официального документа.

Крупные законодательные  акты делятся на абзацы, пункты, статьи, главы и разделы. Некоторые из них снабжаются преамбулами, приложениями, переходными положениями, определениями употребляемых в них терминов. Точность и лаконичность, строгость стиля - характерные черты языка нормативных правовых актов. Для законодательного текста не свойственны эмоциональная окрашенность, вольная литературная обработка, употребление эпитетов, гипербол и т.д. Очень важно единство употребления терминов в законодательстве. Один и тот же термин должен последовательно применяться во всем тексте акта при обозначении одного и того же понятия. Это правило необходимо соблюдать и при внесении в нормативные правовые акты изменений и дополнений. Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность, направленная на упорядочение всего массива нормативно-правовых актов, с целью преодоления противоречий между ними и сделать их более доступными для потребителя.

Систематизация  нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер.

Помимо указанной  выше первичной формы, существует несколько видов систематизации: инкорпорация, консолидация и кодификация. 

Инкорпорация - эта такая деятельность по систематизации, когда нормативные правовые акты обобщаются в различные сборники. Критерии, по которым в них подбирается материал, могут быть различными: предмет регулирования (труд, семья, молодежь), хронология, когда акты располагаются соответственно времени их принятия и т.п. Особенность инкорпорации как формы систематизации в том, что при создании инкорпорированных сборников, нормативные правовые акты могут подвергаться только поверхностной обработке, содержание их изменяться не может. Вместе с тем, допускается публикация в извлечениях, или если в текст нормативного правового акта внесена поправка отдельным актом, то в публикуемый текст можно включить эту поправку, указав в ссылке на ее официальный источник.

Инкорпорация  может быть официальной и неофициальной. Неофициальной инкорпорацией могут заниматься любые субъекты, результат этой деятельности не является обязательной для потребителя, т.е. на эти сборники нельзя ссылаться как на официальные источники (например, каждый студент-юрист в процессе подготовки к занятиям пользуется хрестоматиями по истории государства и права, по истории политических и правовых учений, по праву отдельных государств). В некоторых случаях инкорпорация может носить официальный характер, например, принятие законодательным органом Свода законов, или официозный - инкорпорация проведена неправотворческим государственным органом (например, Министерством юстиции РФ).

Инкорпорация  также может быть:

  • генеральной, которая затрагивает все действующее законодательство (например, собрание законодательства Российской Федерации);

  • частичной, затрагивающей лишь определенную группу нормативных актов (напр., «Собрание актов Президента РФ»);

  • предметной, располагающей законы по отраслевому принципу;

  • хронологической, в которой правовые акты независимо от отраслевой принадлежности располагаются в порядке их принятия.

Разновидностью  инкорпорации является консолидация. В этом случае происходит объединение множества нормативных правовых актов, связанных общим предметом регулирования, в единый укрупненный акт. При этом объединенные акты утрачивают юридическую силу, а вместо них действует новый акт, который имеет собственные реквизиты. Консолидация имеет целью устранить множественность нормативных актов и содержащихся в них повторов. В процессе консолидации допускается унификация терминов и выравнивание стиля, устраняются противоречия. Этот вид систематизации является, как правило, этапом в переходе от инкорпорации к кодификации.

Высшим уровнем  систематизации является кодификация - она носит только официальный характер.

Кодификация – это форма систематизации, представляющая собой коренную переработку действующего законодательства правотворческим органом государства путем издания нового кодифицированного акта.

В отличие  от инкорпорации, кодификация осуществляется достаточно редко, она проводится тогда, когда возникает потребность в существенном обновлении или изменении в правовом регулировании больших сфер общественных отношений. Суть кодификации заключается в разработке и официальном принятии сводного, единого акта, регулирующего большую обособленную сферу общественных отношений, с принятием этого акта отменяется вся масса нормативных актов, которые ранее действовали в этой сфере. Такой акт принимается только законодательным органом государства. Одним из классических примеров кодификации, известных истории, издание кодекса законов Юстиниана. С переходом России на путь демократического развития, к рыночной экономике возникла потребность в принципиальном изменении регулирования общественных отношений. Начался новый этап кодификации российского права. Приняты две части Гражданского кодекса, Уголовный кодекс, готовятся к принятию такие кодексы как Уголовно-процессуальный, Налоговый и т.д.

Виды кодификации:

  • всеобщая кодификация – переработке подвергается значительная часть законодательства;

  • отраслевая кодификация – систематизация затрагивает конкретную отрасль (уголовное право - УК РФ, гражданское право - ГК РФ);

  • специальная кодификация основывается на объединении норм, регулирующих положения отдельного института права (Лесной кодекс, Водный кодекс);

  • комплексная кодификация отталкивается от объединения норм различных отраслей права (например, экологическое законодательство или таможенное законодательство).

В свое время  еще  Р.З. Лившиц указывал, что принятие кодификационного акта или нескольких актов завершает процесс образования отрасли. А.С. Пиголкин подчеркивал, что генеральной линией совершенствования российского законодательства в будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его всеобщей кодификации, то есть создание «Кодекса законов» Российской Федерации (кодекса кодексов).


Информация о работе Правотворчество. Законотворческий процесс