Правовые аспекты увольнения в связи с выходом на пенсию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Несовершенство действующей системы пенсионного обеспечения опять порождает необходимость ее реформирования. Согласно данным СМИ обновленная пенсионная реформа берет свое начало в 2014 г. Особый интерес представляет рассмотрение отечественного опыта организации и правового регулирования системы пенсионного обеспечения, выявление закономерностей этапов становления, выявление положительных и отрицательных сторон. Защита нетрудоспособных слоев населения – важное направление политики социального государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……...…………………………………………………….……..3
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ......................................................................................................................5
ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПЕНСИЙ………………………………………………12
ГЛАВА III. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ…………………………………………………………………………..20
3.1. Пенсия по старости ……………………………………………………..21
3.2. Пенсия по инвалидности…………..……………………………………23
3.3. Пенсия по случаю потери кормильца………………………………….25
ГЛАВА IV. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ…………………………………………………………………………..28
ГЛАВА V. НАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ……………………………………………………………………..32
ГЛАВА VI. НАЗНАЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПЕНСИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ………………………………………………………….36
6.1. Пенсия за выслугу лет……………………………………………………38
6.2. Пенсия по инвалидности…………………………………………….….44
6.3. Пенсия по случаю потере кормильца……………………………….…48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…………………….51
БИБЛИОГРАФИЯ………………..…………

Файлы: 1 файл

выход на пенсию.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

Идея главы Минфина нашла поддержку и у президента Владимира Путина, и у главы правительства Дмитрия Медведева.

Необходимость сокращения бюджетных расходов на 5 % была отмечена и в ходе состоявшегося 12 сентября заседания Правительства. При этом премьер-министр отметил и то, что по некоторым статьям расходы могут сократиться и более, чем на 5 %.

Обнуление накопительной части пенсионных накоплений «молчунов», по имеющимся расчетам, позволит сэкономить 102 млрд рублей в следующем году, 116 млрд – в 2015 и 133 млрд в 2016.

Представители Пенсионного фонда РФ отмечают, что обнуление накопительной части пенсий граждан, не изъявивших желания ей распоряжаться, уже учтено в проекте бюджета фонда на период 2014-2016 гг. Однако пока решение о пенсионной реформе принято только на политическом уровне, оно получит форму законопроекта тогда, когда будут решены некоторые технические вопросы.

Законопроект «О страховых пенсиях» проходил межведомственные согласования в июле. Тогда Андрей Исаев, возглавляющий комитет Госдумы по труду и социальной политике, заявлял о том, что со стороны парламентариев было предложение обсудить инициативу увеличения доли отчислений «молчунов» в солидарную пенсионную систему с 4 до всех 6 %.

Известно, что сейчас обсуждается вопрос о сроках, которые будут предоставлены «молчунам» для того, чтобы перевести свои накопления в НПФ или УК. Министерство труда предлагает установить срок до конца 2014 года. С 1 января выплаты на накопительную часть пенсии будут автоматически снижены до 2 %, однако, вероятно, до конца будущего года граждане еще смогут сделать свой выбор и передать право управления частью своей пенсии одному из Негосударственных пенсионных фондов или УК. Кроме того, всё еще есть надежда на то, что возможность перехода для работающих граждан будет продлена и на более долгие сроки.

Государство должно защищать своих граждан от негативных социальных последствий рыночной экономики, от социальных рисков, связанных с потерей работы, дохода и трудоспособности. Современные европейские страны с рыночной экономикой уже создали адекватную систему социальной защиты населения, главным элементом которой является социальное страхование.

Страхование касается социально всех слоев и в том числе его стареющей части - пенсионеров. Речь идет о формировании иной системы пенсионного обеспечения, соответствующей новым экономическим условиям3.

Существовавшая ранее государственная система пенсионного обеспечения, при всех ее достоинствах, сегодня не способна поддерживать нетрудоспособную часть населения страны. Старая, распределительная, система, полностью строилась на принципе солидарности – то есть работники содержали пенсионеров. В общих чертах это выглядело так: советские предприятия отчисляли на пенсионные цели определенный процент от фонда оплаты труда. Государство, добавив необходимую часть из бюджета, полностью расходовало эти средства на выплату текущих пенсий. Все это в той или иной степени отражается на качестве пенсионного обеспечения граждан, минимизируя их возможности и увеличивая их риски. Именно этот факт дает основание для рассмотрения системы пенсионного обеспечения как одного из приоритетных направлений государственной политики в области социальной защиты населения.

Таким образом, пенсионное обеспечение является одной из острейших социальных проблем и требуют своего совершенствования в соответствии с рыночными преобразованиями. Основное значение в формировании новой системы пенсионного обеспечения отводится Пенсионному фонду РФ и его территориальным органам, которые составляющим единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации4.

Реформирование общественно-экономического строя в России, глубинные изменения отношений собственности и системы хозяйствования затрагивают весь спектр социально-экономических отношений в обществе. Трансформация экономической природы хозяйствования с неизбежностью меняет экономическую природу пенсионной системы как общественного института, неразрывно связанного с внутренними механизмами развития экономических основ общества, который появляется на определенном историческом этапе рыночной экономики и в дальнейшем прогрессирует как его неотъемлемая часть. Пришедшие на смену плановой организации экономики рыночные механизмы частного предпринимательства требуют создания, становления и развития рыночных форм пенсионного обеспечения. Постановка и решение этой задачи предполагают исследование как внутренних механизмов поступательного движения пенсионной системы, так и путей эффективного реформирования ее экономических основ5.

Вышеизложенное говорит о необходимости исследования закономерностей эволюционного движения общественно-экономической системы защиты нетрудоспособного населения, которое возможно лишь на основе глубокого и всестороннего изучения богатого отечественного опыта построения и выявления историко-экономических закономерностей ее развития6.

Исследование пенсионного вопроса обнаруживает возрастающий круг экономических, методологических, теоретических проблем, анализ которых невозможен без изучения истории этого вопроса, так как сущность любого общественного процесса, явления можно выявить, изучив генезис и закономерности его исторического развития. Поэтому речь идет о комплексном, системном исследовании пенсионных проблем, которые смыкаются с социальными, демографическими, правовыми, организационно-управленческими процессами, деятельностью многочисленных государственных ведомств и научных учреждений.

В самом общем виде пенсионная система предстала перед нами как неотъемлемый элемент экономической системы общества, как определенный общественно-экономический институт.

 

ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПЕНСИЙ

 

Начиная с 90-х годов, пенсионное законодательство РФ постоянно реформируется. Значительные изменения произошли, например, в 2002 году, когда для формирования пенсий стали использовать элементы накопительного принципа, а не только распределительную систему.

Действующее законодательство предусматривает достаточно широкий спектр возможностей увеличения выплат после выхода на пенсию для работающих граждан. Одним из самых простых и доступных способов является разумное использование инвестиционной, накопительной составляющей отчислений. Получить максимальную выгоду от этой части накоплений можно, передав права управления ей в негосударственный пенсионный фонд. Однако в этом случае важно правильно выбрать НПФ, обратив особенное внимание на сбалансированность инвестиционной политики фонда, его надежность, историю деятельности, гарантии, а также, конечно, на показатели доходности.

В настоящее время, основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок назначения, и исчисления трудовых пенсий является Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Наряду с названным законом в систему пенсионного законодательства входят Законы "Об основах обязательного социального страхования", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации.

В соответствии со ст.5 ФЗ «О трудовых пенсиях», лицам, имеющим право на трудовую пенсию, могут быть установлены следующие виды пенсий по старости и по инвалидности, которые состоят из базовой, страховой и накопительной частей, а также по случаю потери кормильца, состоящей из базовой и страховой частей.

Периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись лицами, имеющими право на трудовую пенсию, за пределами территории России, включаются в трудовой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или ее международными договорами, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии со ст.29 Федерального закона №167-ФЗ и подтверждаются документом территориального органа ПФР об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или ее международным договорами.

Особо следует отметить, что в трудовой стаж включаются период получения пособия по государственному социальному страхованию при временной нетрудоспособности, независимо от уплаты за этот период обязательных платежей, и периоды ежегодно оплачиваемых отпусков, в том числе дополнительных. Кроме того, работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности учитывается в календарном порядке с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем году составляла полный год.

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии7.

Порядок подсчета страхового стажа определен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555.

Сохраняется в действующем законодательстве и понятие трудового стажа (Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ). Трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Главой II ФЗ «О трудовых пенсиях» предусмотрены условия назначения трудовой пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

Пенсионный возраст, как и до принятия этого Закона, сохранился и по общему правилу составляет для мужчин - 60 лет, а для женщин - 55 лет. Однако ст.27 и 28 Закона предусмотрена возможность досрочного назначения трудовой пенсии отдельным категориям граждан и лицам, работающим на определенных видах работ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством России или ее международным договором.

Одним из базисных институтов социального обеспечения - пенсия за выслугу лет. Именно исследование правовых основ пенсии за выслугу лет и является объектом нашего исследования.

О намерении государства ввести для государственных служащих пенсии за выслугу лет впервые говорилось в ст. 19 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».

 Данная статья закрепляла, что  государственный служащий имеет  право на получение пенсии  за выслугу лет, назначенной в  соответствии с федеральным законом, который в то время так и  не был принят8.

До принятия соответствующего федерального закона пенсионное обеспечение указанных лиц регулировалось Указом Президента РФ от 16.08.95 №854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы". Согласно названному указу этим категориям граждан устанавливалась ежемесячная доплата к государственной пенсии. Федеральным государственным служащим доплата устанавливалась при наличии 12,5 лет стажа государственной службы у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55% месячного денежного содержания федерального государственного служащего. Размер доплаты увеличивался на 3% месячного денежного содержания за каждый полный год выслуги свыше установленной, при этом сумма пенсии и доплаты не могла составлять более 80% месячного денежного содержания указанных лиц.

Иные условия предусматривались для лиц, замещавших государственные должности. Они имели право на ежемесячную доплату к государственной пенсии независимо от продолжительности стажа государственной службы. При этом размер ежемесячной доплаты определялся им с таким расчетом, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 80% месячного денежного содержания указанных лиц.

Указом Президента РФ от 15 июня 1999 г. N 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих" устанавливается, что право на ежемесячную доплату к государственной пенсии имеют лица, замещавшие государственные должности РФ на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий в связи с их виновными действиями.

Пакет законов, касающихся формирования накопительных пенсий, инвестирования накоплений, их сохранности и порядка выплат, подписан президентом РФ.

Новая пенсионная формула для страховой пенсии вступит в силу с 1 января 2015 года. Накопительная же продолжит формироваться тоже с 2015 года, но уже в новых условиях.

Согласно документам, меняется порядок взимания пенсионных взносов - той части, которая идет на накопление. Теперь работник сам вправе выбирать: дать распоряжение Пенсионному фонду и обнулить накопительный тариф (тогда все взносы в полном объеме пойдут на формирование страховой пенсии) или остаться в накопительной системе.

В таком случае на накопительной счет будущего пенсионера по-прежнему будет перечисляться 6%, а взносы в страховую часть уменьшатся на эту же долю. Но такой "перерасчет" произойдет только через год: в течение 2014 года все взносы будут направляться в страховую часть пенсионной системы.

Кроме того, в течение 2014 года негосударственные пенсионные фонды (НПФ) должны пройти санацию в Центробанке, подтвердив свою финансовую состоятельность лицензией. Также в течение года НПФ предстоит поменять организационно-правовой формат - их обязали акционироваться.

Если НПФ в течение 2014 года пройдет процедуру и будет включен ЦБ в реестр гарантии сохранности пенсионных накоплений, и, второе условие, он изменит свою форму с негосударственной, некоммерческой на акционерную, то в этом случае вновь начнутся перечисления работодателей за всех застрахованных в этом НПФ граждан.

Информация о работе Правовые аспекты увольнения в связи с выходом на пенсию