Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 06:01, курсовая работа

Описание работы

Выбор темы для моей курсовой работы обусловлен её актуальностью, так как я считаю, что социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, поэтому проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3 – 5
Глава 1. Сущность социальной политики государства…………………...........6 – 26
1.1. Сущность, функции и методы социальной политики государства ………6 – 13
1.2. Основные направления социальной политики ……………………………13 – 24
Глава 2. Особенности социальной политики …………………………………..25 – 43
2.1. Приоритеты социальной политики ………………………….......................25 – 27
2.2. Социальные проблемы России ……………………………………….…….28 – 33
2.3 Стратегии возможного развития социальной политики…………………...34 – 43
Заключение………………………………………………………………………..44 – 45
Список используемой литературы………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.docx

— 58.58 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО Саратовский государственный  социально-экономический университет

Кафедра общей экономической  теории

Курсовая работа

по экономической теории

на тему:

«СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ:

ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ»

Выполнила:

студентка IV группы, I курса

Финансово-кредитного факультета

Данилова Анастасия Дмитриевна

Научный руководитель: Егорова  А.В.

Саратов 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3 – 5

Глава 1. Сущность социальной политики государства…………………...........6 – 26

1.1. Сущность, функции и  методы социальной политики государства  ………6 – 13

1.2. Основные направления  социальной политики ……………………………13 – 24

Глава 2. Особенности социальной политики …………………………………..25 – 43

2.1. Приоритеты социальной  политики ………………………….......................25 – 27

2.2. Социальные проблемы  России ……………………………………….…….28 – 33

2.3 Стратегии возможного  развития социальной политики…………………...34 – 43

Заключение………………………………………………………………………..44 – 45

Список используемой литературы………………………………………………46

Введение

Выбор темы для моей курсовой работы обусловлен её актуальностью, так  как я считаю, что социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, поэтому проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием  экономической и политической жизни  страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для  России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики. Процесс трансформации  патерналистской модели, которая  существовала в эпоху СССР, непростой, и прежде всего требует решения  вопрос о роли государства в новой  социальной политике, его функциях и взаимодействии с общественными  институтами.

Советская социальная модель характеризовалась главенствующей ролью государства в социальной сфере. В стране существовала система  государственного бесплатного здравоохранения, образования и социального обслуживания. В системе производственных отношений  партийно-государственный аппарат  осуществлял централизованный контроль над работодателями и профсоюзами. Социальная защита основывалась не на институте социального страхования, как в большинстве развитых стран, а на государственном социальном обеспечении. Считалось, что в плановой экономике социальные риски отсутствуют, а социальное страхование относится  к атрибутам исключительно рыночной экономики. Некоторые услуги недофинансировались (например, здравоохранение), а некоторые, наоборот, имели сверхсубсидирование (например, жилье).

Перемены в экономике, произошедшие после распада СССР, проявились и в социальной политике. Главное – системы государственных  бесплатных социальных услуг распались, а условия для создания новой  системы, к сожалению, не созданы. Это  объясняется тем, что социальная сфера в России в прошедший  период реформ не была приоритетной в  плане преобразований. При отсутствии целенаправленного воздействия  объектами социальной политики становилась  то одна социальная группа, то другая. Однако предпринимаемые меры (выплаты  пособий по безработице и компенсации  роста цен, а также другие) к  желаемым результатам не привели. Сегодня  вполне очевидно, что социальные ресурсы  в обществе постепенно истощились. Незначительное увеличение трудовой активности населения на начальном этапе  реформ за счет возникновения новых  сфер и видов деятельности, а также  появления новых источников дохода к предполагаемому росту уровня жизни в России не привело. Напротив, в обществе обострился социальный кризис ввиду резкого снижения качества жизни населения, что заставило  правительство начать корректировку  курса реформ и рассматривать  социальную политику как существенное и приоритетное направление деятельности государства.

Пока для России остается открытым вопрос о том, какая именно модель социальной политики будет наиболее адекватной для развития страны. Но уже сегодня очевидна необходимость  коренных изменений в обязанностях государства, предприятий и личности, активизация роли государства в  социальной сфере и регулировании  социальных процессов.

Правильный, разумный выбор  стратегии социальной политики, отвечающей всем реалиям сегодняшнего дня и  в то же время базирующийся на традициях  государства, собственном историческом опыте и опыте зарубежных стран, является главной задачей на пути построения социально ориентированной  рыночной экономики. От этого выбора зависит благосостояние нации, а  следовательно, и будущее России.

Целью моей курсовой работы является подробное изучение социальной политики современной России. Для  достижения данной цели я поставила  перед собой следующие задачи: рассмотреть сущность социальной политики, а так же особенности социальной политики современной России, это  позволит мне рассказать о проблемах  России в социальной сфере, осветить результаты социальных реформ, раскрыть сущность социальных программ на примере  всевозможных видов пособий незащищенным слоям общества ,показать важность социальных преобразований ,а так же обозначить стратегии возможного развития социальной политики.

К изучению социальной политики в целом привлечено внимание ученых. Социальные проблемы рассматриваются  ими как составная часть реформирования всей государственной системы на пути к рыночной экономике. Ученые стараются  выявить социальную цену экономических  реформ и проследить динамику развития социальной сферы. В отечественной, а также зарубежной историографии, заметное место занимают работы, рассматривающие  социальную политику в целом. Ученые (историки, экономисты, социологи, политологи) едины во мнении о том, что социальная политика Российского государства  на этапе реформ была недейственной  и привела к тяжелым социальным последствиям для народа. Не отрицая  того факта, что со стороны законодательной  и исполнительной власти предпринимались  меры к стабилизации социально-экономического положения, ученые убедительно доказывают отсутствие четкой стратегической линии  в социальной сфере, об этом упоминают  Лифшиц А «Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз», а так же Андреев Э. М. «Новая социальная реальность: основные черты и способы  движения» и Дасин В. «Социальные  аспекты развития». Значительное внимание в историографии уделяется рассмотрению сущности государства как социального. Эта формулировка новая для российского  законодательства, поэтому в монографических  трудах, в статьях идет дискуссия  о правомерности этого термина  для характеристики Российского  государства, например работы Бобков В.Н. «Уровень жизни населения России в период реформ: Оценка, изменение, пути стабилизации», Зайнышев Э. «Взаимосвязь социальной политики и социальной сферы». Таким образом можно сделать  вывод о том что тема моей курсовой достаточно изучена в научной  литературе.

Глава 1. Сущность социальной политики государства.

1.1. Функции и  методы социальной политики.

Одним из важнейших направлений  государства по регулированию социально-экономических  условий жизни общества является социальная политика. Её суть состоит  в поддержании отношений как  между социальными группами, так  и внутри них, обеспечении условий  для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических  стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть  мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий  общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической  ситуацией в стране.

С точки зрения функционирования экономической системы, социальная политика играет двойную роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства  создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической  деятельности, и в этом смысле в  социальной политики концентрируются  цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической  деятельности.

Одновременно, чем выше достигнутая  ступень экономического развития, тем  выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному  развитию. В свою очередь это требует  дальнейшего развития социальной сферы.

Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический  характер государства, стремящегося через  политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов  в том социальном статусе, который  не был бы обременительным для  него. К этим функциям можно отнести  следующие функции:

  • компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
  • элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
  • кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.

Все эти функции тем  в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости  от политики государства вообще.

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный  доход; социально защищать население  от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства  реализуется через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни  путем введения разных форм  компенсации при повышении цен  и проведение индексации;

2) обеспечение помощи  самым бедным семьям;

3) выдача помощи на  случай безработицы;

4) обеспечение политики  социального страхования, установление  минимальной заработной платы  для работающих;

5) развитие образования,  охрана здоровья, окружающей среды  в основном за счет государства;  
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами.

Социальные трансферты –  это система мер денежной или  натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной  деятельности в настоящее время  или в прошлом. Целью социальных трансфертов является - гуманизация  отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание  внутреннего спроса. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в  форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев  населения и выплату пособий  наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Наиболее эффективным  средством государственного регулирования  заработной платы в странах с  рыночной экономикой является определение  гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час работы). Например, минимальная почасовая оплата труда в США с 1997 г. составляет 5,15 доллара, в Великобритании – 3,60 фунтов стерлингов.

Именно исходя из минимальных  размеров оплаты труда и ведутся  переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также  оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости  от уровня квалификации.

В России с 1991 года также  действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). На конец 1999 года он составлял 83 руб. 49 коп. Для всех налогоплательщиков с 1 октября 2003 года МРОТ повышен до 600 руб.

Данный Размер МРОТ применяется  исключительно для регулирования  оплаты труда, а также для определения  размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей.1

Особое значение имеет  проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С  этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов  в зависимости от роста цен.

Всесторонняя система  индексации сложилась в 60–70-х гг. в большинстве стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий  через коллективный договор. Система  индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых  низких до близкой к нулю компенсации  самых высоких.

1. В большинстве промышленно  развитых стран индексация распространяется  на меньшую часть трудоспособного  населения (например, в США –  на чуть более 10% наемных работников, тогда как остальные предпочитают  добиваться тех или иных надбавок  к заработной плате при пересмотре  коллективных договоров). Вместе  с тем индексация широко используется  для поддержания уровня жизни  пенсионеров и других лиц с  фиксированными доходами.

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и  пособия. Для всех остальных категорий  занятого населения государство  регулирует только размер минимальной  заработной платы.

Важным направлением в  социальной политике при решении  вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных  пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия  ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу  имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с  помощью прожиточного минимума. Последний  выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные  духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и  услуг, выраженных в стоимостной  форме и предназначенных для  удовлетворения потребностей, которые  общество признает необходимыми для  сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический  минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в  течение относительно короткого  периода (без приобретения одежды, обуви  и других непродовольственных товаров).

Информация о работе Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения