Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 06:01, курсовая работа

Описание работы

Выбор темы для моей курсовой работы обусловлен её актуальностью, так как я считаю, что социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, поэтому проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3 – 5
Глава 1. Сущность социальной политики государства…………………...........6 – 26
1.1. Сущность, функции и методы социальной политики государства ………6 – 13
1.2. Основные направления социальной политики ……………………………13 – 24
Глава 2. Особенности социальной политики …………………………………..25 – 43
2.1. Приоритеты социальной политики ………………………….......................25 – 27
2.2. Социальные проблемы России ……………………………………….…….28 – 33
2.3 Стратегии возможного развития социальной политики…………………...34 – 43
Заключение………………………………………………………………………..44 – 45
Список используемой литературы………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.docx

— 58.58 Кб (Скачать файл)

Реализация всех названных  мер будет сопровождаться мощной пропагандистской кампанией прежде всего через электронные СМИ, суть которой — показать, как  социально ориентированное государство (наконец-то появившееся в стране, пережившей «непростой советский период и хаос 1990-х годов») решает назревшие  проблемы. Временная трудовая миграция в страну может принять своеобразный характер. Обласканные государством «коренные жители» будут замещать только «чистые» рабочие места, перекладывая на гастарбайтеров уборку улиц и строительство  дорог, бэби-ситерство и даже работу станочником на заводе.

Большая сырьевая рента позволит состоятельным российским гражданам  проводить отпуск за границей. При  сохранении социального неравенства  это означает двух-трехкратный выезд  в год вместо расширения круга  выезжающих. Рентополучатели из состоятельных  слоев быстро освоят мир, посетят  те столицы, острова и курорты, куда раньше было невозможно попасть, может  быть, купят там дома и виллы. Следующее  поколение уже не будет знать  своей страны и переключится на жизнь  за рубежом. В принципе в глобализации молодежи нет ничего удивительного  — масса молодых людей и  сейчас уезжает на хорошо оплачиваемые рабочие места за границей. Но расширятся ли при этом возможности самореализации для среднего класса как в сфере  культуры, так и в плане отдыха?

Если раздавать средства понемногу всем группам недовольных  или активно лоббирующих, трудно ожидать серьезной политики и  области культуры, отдыха и развития человека. Намного проще вывозить людей за границу, создавать элитные  клубы, покупать игроков и привозить  «звезд», подрабатывать за рубежом, чем систематически помогать российской культуре, неординарным людям, особенно молодым. Меценаты способны повысить качество обслуживания самых богатых и  поддерживать вместе с государством наиболее знаменитые учреждения культуры. Чем равномернее распределены по целям средства небогатой страны, тем менее вероятны масштабное возрождение  культуры и формирование желаемого  образа жизни.

В принципе подобная стратегия  может быть успешной, и продолжительность  ее реализации зависит в первую очередь  от таких факторов, как цены на нефть  и другое экспортируемое сырье, торговый и платежный балансы страны. Если, как прогнозирует нынешнее правительство, уже через два-три года в России стоимость импорта сравняется со стоимостью экспорта, то это будет  первым признаком близкого исчерпания финансовых возможностей проведения масштабной государственной перераспределительной  политики. А в случае падения цен  на нефть государство может столкнуться  с необходимостью отказа от стратегии  «Рантье». Возникающая тогда развилка очень проста: либо переход к мобилизационному сценарию, либо формирование и реализация модернизационной стратегии.

Стратегия «Мобилизация».

В условиях экономического подъема мобилизация в социальной сфере представляется маловероятной. Однако в случае ограничения доходов  государства, усиления тенденций к  управлению социальными процессами «сверху» может проявиться ряд ее элементов. При наличии больших  групп состоятельных людей мобилизация  означает определенное давление в области  налогов, ужесточение контроля над  потреблением, привлечение частных  компаний к полупринудительному  решению социальных проблем, согласно усмотрению чиновников различных уровней.

Мобилизации — и прежде всего государственных расходов на культуру — присущи хорошо известные  проблемы. Во-первых, она характеризуется  архаичными подходами к формированию культурной среды, которые не приемлет интеллигенция и которые невозможно реализовать в открытой стране. «Свой» образ жизни не может просто отличаться от «чужого», он должен быть современным, модным, отвечать нынешнему уровню развития средств массовой информации, легко распространяющих сведения о жизни в разных странах, то есть быть конкурентоспособным. Во-вторых, бюрократические методы проведения такой политики определяют неэффективность распределения ресурсов. При этом подходе еще можно построить необходимые для осуществления соответствующей деятельности помещения, но очень трудно сделать саму деятельность в сфере массовой культуры и формирования образа жизни эффективной.

Мобилизационный сценарий возникает  или как попытка быстро и просто решить сложные проблемы страны, или  как прямое следствие предыдущей стратегии («Рантье») в случае наступления  «тощих годов» (падение цен на нефть  и другие экспортные товары в сочетании  с неудачей структурной перестройки  экономики), даже до исчерпания средств  Стабилизационного фонда (или других финансовых резервов). Тогда вряд ли возможно говорить о какой-либо цивилизованной социальной политике. Мобилизационная  социальная политика предполагает:

  • ограничение денежных доходов (зарплат, пенсий);
  • более широкое использование методов прямого распределения некоторых благ и услуг (карточки, нормы) в зависимости от иерархического положения в общественном устройстве;
  • «сжатие» всех видов неконтролируемой государством общественной активности.

Как показывает история, такой  поворот событий длится недолго, но может привести к большим социальным и экономическим потерям.

Стратегия «Модернизация».

Для России наиболее желательна модернизационная стратегия. Только ее успешная реализация поможет избежать крупных потрясений, чреватых исчезновением  нашей страны как суверенного  государства. Именно модернизационная стратегия подразумевает переход  российского общества к желаемому  образу жизни, в котором можно  выделить две сферы: моральную и  материальную.

Моральная сфера предполагает (в качестве идеала, к которому следует  стремиться):

  • исчезновение столь распространенной сейчас социальной розни (это относится к контрастным парам: общество — государство; бедные — богатые; молодые — пожилые);
  • создание и функционирование многообразных саморегулируемых механизмов для решения всех типов потенциальных конфликтов.

При этом важно понимать, что такой итог — не результат  массированной промывки мозгов или  настойчивой рекламы, а прямое следствие  новой социальной политики, охватывающей все общественные группы, и нового типа государства, не пытающегося узурпировать функции гражданского общества.

Материальная сфера предполагает:

  • неантагонистическое распределение богатства между членами общества — от нынешнего показателя 15,3 : 1 (соотношение между средними доходами 10% наиболее и наименее обеспеченных людей) нужно перейти к 8—10 : 1; аналогичная по масштабам задача стоит и в региональном разрезе (очевидно, здесь надо учитывать различия в укладах жизни);
  • превращение образования, здравоохранения и культуры в важнейшие производственные отрасли с точки зрения как инвестиций, так и инновационного вклада в рост ВВП;
  • изменение в динамике карьерного роста, с тем чтобы носче полного курса обучения (11—12 лет школы бакалавриат или специалитет) в начале трудовой деятельности обеспечивалась заработная плата, достаточная для быстрого приобретения недвижимости и другого имущества (прежде всего с использованием кредитных схем); реализацию пенсионных программ, предусматривающих коэффициент замещения на уровне не менее 50%;
  • широкое распространение такой формы собственности, как ценные бумаги и акции, которые приносят не решающий, но ощутимый доход;
  • массовый переход к обеспеченности населения комфортабельным жильем с количеством комнат по формуле N 1, где N — число членов семьи; при этом все более распространенной станет тенденция выезда на постоянное место жительства из крупных городов в пригороды, из многоквартирных домов — в малоэтажное жилье с собственным земельным участком;
  • получение возможности отдыха в России и за рубежом в соответствии с собственными интересами.

Исходя из желаемого образа жизни, который оказывается достижимым только при выборе модернизационной стратегии, можно сформулировать конкретные планы действий в каждом сегменте социальной политики. При этом отметим, что модернизация осуществима на основе нескольких сценариев, лежащих  внутри «спектра возможностей», которые  могут сменять и дополнять  друг друга. Крайними его границами  мы условно принимаем «индивидуалистский»  и «общественный» сценарии.

Основные принципы «индивидуалистского» сценария:

  • форсированный перенос ответственности за формирование семейного благосостояния на трудоспособного человека;
  • оказание государственной социальной помощи (в том числе предоставление значимого пакета бесплатных услуг образования, здравоохранения и культуры) только тем одиноким людям и семьям, доходы которых находятся ниже признанной обществом черты бедности по объективным причинам (прежде всего нетрудоспособность и наличие большого числа несовершеннолетних детей), а также — на незначительный период времени — официально зарегистрированным безработным.

Основные принципы «общественного»  сценария:

  • интенсификация участия государства в перераспределении денежных доходов от богатых к бедным;
  • стремление обеспечить бесплатные минимальные социальные стандарты в области образования, здравоохранения и культуры для всех граждан России независимо от уровня семейных доходов;
  • рост бюджетных расходов на социальные цели как в абсолютном, так и в относительном выражении (при сохранении благоприятной экспортной конъюнктуры);
  • стимулирование участия в социальной политике профсоюзов и других неполитических общественных организаций.

После рассмотрения и анализа  различных вышеизложенных стратегий, я сделала вывод, что для нормального  функционирования социально ориентированной  рыночной экономики России и успешного  создания эффективного социально-защитного  механизма являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение  в жизнь нормативно-законодательных  актов, направленных на повышение занятости  и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной  помощи в создании и поддержке  таких новых, присущих рыночной экономике  институтов, как биржи труда, рынок  рабочей силы, центры занятости и  повышения квалификации.

Заключение

Конечно, сегодня Россия находится в тяжелом социально-экономическом  положении. Что обусловлено ее непростым  и запутанным процессом социльно-исторического  развития. Перед нашим обществом  стоят тысячи нерешенных проблем. Эти  проблемы крайне противоречивы и  многоаспектны. На первый план выходят  демографические и экологические  проблемы, которые, в свою очередь, порождены  различного рода проблемами социального  характера.

Сложившаяся ситуация требует  незамедлительного принятия нами специальных  мер, направленных на ее изменение. Но, так получилось, что сами люди, каждый в отдельности, не могут повлиять на эту ситуацию, уж слишком запутанной является система «человек – общество – государство», и каждый в ней - лишь только маленький винтик.

Поэтому в нынешнее время  просто необходимо, чтобы все требующиеся  меры по улучшению сложившейся ситуации принимались «сверху» (т.е. посредством  государственных решений) и плавно вводились в сложную систему  решения социальных проблем. Действия государства в данной области  принято называть социальной политикой. Последняя в свою очередь должна способствовать гармонизации интересов  личности и общества, гарантировать  защиту интересов человека, его прав и свобод.

Я считаю что, одна из главных  задач социальной политики на современном  этапе – социальная защита населения  от воздействия негативных последствий  рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса  между денежными доходами населения  и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы  услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и  услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в  политике государства принадлежит  обеспечению социальной справедливости в обществе.

Написав данную курсовую работу, я попыталась разобраться в таком  сложном явлении как социальная политика, осознать что-то новое для  себя.

В ходе проведения работы мною была достигнута основная ее цель, т. е. я изучила сущность социальной политики, а так же её особенности в современной  России.

Чтобы достигнуть выше изложенной цели, мне пришлось разрешить ряд, обусловленных ею задач.

Таким образом, я выяснила, что социальная политика, - это одна из важнейших составляющих жизни  любого общества, но уровень ее развития напрямую зависит от уровня развития этого общества. И, видимо наше общество еще пока не созрело до такой степени, чтобы жить без потрясений. Но государство  делает всевозможные усилия, чтобы  смягчать эти потрясения, и старается  вообще не допускать их возникновения. Главное здесь, чтобы усилия в  данном направлении шли не только «сверху», но и «снизу», чтобы каждый из нас осознавал свою значимость в этом мире.

Список используемой литературы

1. Зайнышев Э. «Взаимосвязь  социальной политики и социальной  сферы»

2. М.А. Асжина, Г.Г. Чибриков. Основы экономической теории”-М.: “Норма”, 2005г

3. С. А. Глазьев. О  правительственном плане действий  в области социальной политики  на 2007-2008 г.г.: “РЭЖ - 2007”, №8.

4. В. И. Захаров, Ф.  П. Удалов. Контуры социальной  политики России: ”ЭКО - 2006”, №10.

5. А. В. Московская, С.  В. Московская. Качественные и  количественные сдвиги в сфере  занятости: “Вопросы экономики”: 2007 г., №11.

6. С.С. Смирнов, Н. А.  Исаев. “Социальная политика. Новый  курс”: “Вопросы экономики” ,2008г,  № 2

Информация о работе Социальная политика в современной России: проблемы, поиски, решения