Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 16:20, курсовая работа
На карте мира не существует федераций, сопоставимых с Россией по числу административно-территориальных образований низового уровня. Обеспечить устойчивость подобной системы, тем более эффективно управлять ею, чрезвычайно сложно. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять социально-экономическое регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы бюджетного федерализма 5
1.1.Понятие и сущность бюджетного федерализма 5
1.2.Принципы бюджетного федерализма 8
1.3.Модели бюджетного федерализма 13
Глава 2. Анализ и оценка качества сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации 17
2.1.Методологические подходы к оценке качества сбалансированности бюджетов субъектов РФ 17
2.2.Анализ и оценка качества сбалансированности бюджетов субъектов РФ 21
Глава 3. Предложения по усовершенствованию системы бюджетного федерализма 26
Заключение 30
Список использованной литературы и источников 32
Приложение 34
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
Исходным условием обеспечения принципа самостоятельности бюджетов является разграничение бюджетных полномочий между органами власти различных уровней. Это означает законодательное разграничение предметов ведения, прав и обязанностей в области бюджетных отношений органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также ответственности за реализацию этих полномочий.
Самостоятельность бюджетов предполагает прежде всего право законодательных (представительных) органов власти на каждом уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс (составлять, утверждать, исполнять бюджет и контролировать его исполнение). Законодательное закрепление бюджетной самостоятельности в качестве особой правовой нормы, включая судебную ее защиту, должно препятствовать принятию необоснованных решений как со стороны любого уровня государственной, исполнительной и законодательной власти, так и со стороны органов местного самоуправления.
Самостоятельность каждого бюджета может быть обеспечена только при условии, что соответствующий орган власти обладает достаточными собственными источниками финансовых ресурсов и вправе свободно распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями, при этом несет полную ответственность в установленном законом порядке за рациональное и эффективное использование бюджетных средств.
Самостоятельно управлять
Этот принцип может быть полностью реализован лишь в условиях функционирования такого механизма разграничения доходных источников между органами власти каждого уровня, при котором на любом «этаже» управления обеспечивается соответствие доходов финансируемым расходам и стабильность поступления денежных средств в бюджет.7
Принцип равенства бюджетных прав означает, что для всех субъектов РФ и органов местного самоуправления государство устанавливает одинаковые для всех и обязательные нормы и правила, определяющие компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса.
Равенство бюджетных прав означает
также применение единых формализованных
методов распределения
Мировой опыт демонстрирует отсутствие
идеальной модели бюджетного федерализма.
Причины этого кроются в
В настоящее время различается несколько моделей – модель фискального, бюджетно-налогового и конкурентного федерализма.
Модель фискального
В числе положительных
Вместе с тем у этой модели много недостатков – стремление к излишней централизации налоговых функций, унитарному типу государственного управления, т.е. ограничению финансовой децентрализации и финансовой самостоятельности субфедеральных и местных органов власти.
Европейские страны, использующие модель
фискального федерализма, компенсируют
ее недостатки с помощью четкого
распределения бюджетных
Модель бюджетно-налогового федерализма. В США, Канаде используется другая модель – модель бюджетно-налогового федерализма. В ней бюджетный федерализм понимается не только как фискальный, он акцентирует ориентиры бюджетной политики на территориальное развитие, самообеспечение территорий, их экономическую самодостаточность.
В основе этой модели - налоговая система, характеризующаяся наличием параллельных и независимых друг от друга систем сбора налогов (федеральной и региональной), одновременное использование двумя составляющими власти одной налоговой базы при конституционном разграничении предметов ведения и налоговых полномочий.
В данной модели делается ставка на переговорный процесс, добровольные соглашения на принципах взаимной выгоды. Основа соглашений – обоюдный интерес в реализации конкретных задач, программ. Любая сторона может выйти из соглашения, если оно перестает отвечать, например, интересам провинции.
В модели бюджетно-налогового федерализма уделяется большее внимание экономическим стимулам (превалирует программно-целевой подход в реализации бюджетных ориентиров), а не административным инструментам (налогам). Ориентация на поиск побудительных мотивов для привлечения провинций к решению общенациональных задач позволяет переосмыслить роль федерального правительства. Вместо обеспечения всего набора общественных услуг населению (эта тактическая, по сути, задача, переложена на правительства провинций), федеральное правительство занимается стратегией национального развития – задает цели, создает стимулы для их достижения и отслеживает результаты.
Модель конкурентного федерализма. Суть конкурентного федерализма в том, что его участники рассматриваются не как партнеры, а как конкурентные игроки во взаимоотношениях центра и регионов, центрального правительства и региональных правительств, региональной власти, юридических и физических лиц, действующих на территории.
В модели конкурентного федерализма фирмы и население стремятся выбрать наиболее выгодные и приемлемые для себя и своего бизнеса условия жизнедеятельности в конкретном субъекте Федерации. При этом их выбор проявляется в разных формах – от смены юридического адреса, концентрации деятельности в наиболее благоприятном налоговом, инвестиционном климате и т. д. до активного участия в выборных компаниях, лоббирования или отказа в доверии той либо иной команде, идущей к власти на региональных или муниципальных выборах.
Налоговые, или фискальные, аспекты федеративных отношений рассматриваются в рамках концепции конкурентного федерализма как отражение экономического взаимодействия между федеральными органами власти и налогоплательщиками. Население территории покупает общественные услуги (правоохранительные, социальные, инфраструктурные и др.), уплачивая за них некую цену – налоги. Если цены или услуги не устраивают потребителей, они либо голосуют на выборах за другую команду власти, либо могут переехать в другой регион, при этом перерегистрировав в нем свой бизнес, предприятие.
Задача концепции
Конкурентный федерализм считает поиск оптимальной модели бессмысленным в силу нестабильности статичной модели в динамично изменяющихся условиях переходной экономики. Разработка правил конкуренции между органами власти делает акцент на необходимости существенно более весомой самостоятельности субфедеральных и муниципальных органов власти и управления, возможности их «конкурентоспособной» экономической и политической инициативы. Поскольку исторически каждой территории присущи свои стартовые условия, конкурентный федерализм исходит из наличия многообразия конкурентных моделей или правил в регионах. Одни модели могут основываться на разрешении конфликтов и поиске компромиссов, другие – на использовании в реальности разрушительных конкурентных стратегий на местном уровне. Вмешательство центральных властей может быть как конструктивным, так и деструктивным, однако однобокое усиление центральной власти может способствовать углублению конфликта внутри системы федеративных отношений. Западные федеративные системы, пройдя различные этапы социально-экономического развития в рамках конкурентного федерализма, достигли стадии высокой централизации законодательных, экономических, фискальных функций, например, в рамках Европейского союза.10
Российская Федерация отличается значительными различиями в уровне бюджетной обеспеченности публично-правовых образований. При этом дифференциация в уровне социально-экономического развития регионов с каждым годом только усиливается, и отстающим все сложнее обеспечивать сбалансированность своих бюджетов без помощи Федерации.
В значительной степени структурные дисбалансы в социально-экономическом развитии субъектов РФ, в том числе в части их бюджетной обеспеченности, связаны:
Действующая система межбюджетных отношений ориентирована на поддержание сбалансированности бюджетной системы РФ, прежде всего, в краткосрочном периоде, что решается в основном за счет роста количества и объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых региональным бюджетам из федерального бюджета.
Одним из основополагающих принципов формирования и исполнения любого бюджета является его сбалансированность. Сбалансированность бюджетов субъектов РФ можно рассматривать, во-первых, как состояние бюджета публично-правового образования, а, во-вторых, как принцип бюджетной системы страны.
Сбалансированность –
В современной России сбалансированность бюджета является одним из основополагающих принципов бюджетной системы. В соответствии со ст. 33 Бюджетного кодекса РФ принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. Принцип сбалансированности бюджета – это обязательное требование, которому должен соответствовать бюджет любого уровня.
Информация о работе Содержание бюджетного федерализма и принципы его реализации