Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ, исследование причин возникновения, экономические и социальные последствия бюджетного дефицита страны. Для достижения поставленной цели решаются задачи:
раскрыть понятие бюджетного дефицита и причины его
возникновения;
рассмотреть способы покрытия бюджетного дефицита и его
социально-экономические последствия;
проанализировать современную бюджетную политику Республики
Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ЕГО ВИДЫ И РЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………………………………..5
Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………5
Способы покрытия бюджетного дефицита………………………………..7
Социально-экономические последствия бюджетного дефицита………...9
ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………..12
Анализ современной бюджетной политики Республике Беларусь……..12
Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………....15
Источники финансирования бюджетного дефицита…………………….19
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ …………………………………………………………………...23
Основные концепции регулирования бюджетного дефицита…………..23
Бюджетный дефицит в зарубежных странах……………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
Таким образом, основными
направлениями бюджетной
бюджетных решений, максимальная консолидация внебюджетных и целевых бюджетных фондов;
финансами на всех стадиях бюджетного процесса;
разграничения расходных и налоговых полномочий между республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов.
Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент.
Предельный размер
дефицита республиканского
На рисунке 2.1 представим динамику доходов республиканского бюджета за 2008- 1пол. 2012гг.
Рисунок 2.1 - Динамика доходов республиканского бюджета за 2008-2012гг.
По итогам 1 полугодия 2012 года доходы республиканского бюджета составили 72,6 трлн. руб. и увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 2,4 раза, в реальном выражении - на 21,2% (скорректировано на индекс потребительских цен). Отношение доходов республиканского бюджета к ВВП составило 31,9% (в 1полугодии 2011года – 30,7%ВВП).
Основная доля доходов республиканского бюджета (около 90%) формируется за счет налоговых поступлений. За 1полугодие 2012года в бюджет поступило 64,3 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года поступления увеличились в 2,3 раза, или на 18,8% в реальном выражении.
Неналоговые доходы за 1 полугодие 2012 года сложились в сумме 8.2 трлн. руб. и по сравнению с 1 полугодием2011 года увеличились в 2,8 раза (в реальном выражении - на 44,4%).
Формирование налоговых доходов (рисунок 2.2) за 1 полугодие 2012 года на 91,7% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость(30,2%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (18,3%), налога на прибыль (19,1%), подоходного налога (13,0%), акцизов (7,4%), налогов на собственность (3,7%).
Рисунок 2.2 – Структура
налоговых доходов
Расходы республиканского бюджета в 1 полугодии 2012 г. профинансированы в сумме 68,9 трлн.руб. (на 22,4% выше уровня 1 полугодия 2011 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 1.4 п.п., составив 30,2% ВВП. Исполнение республиканского бюджета в 1 полугодии 2010-2012 гг. представлено на рисунке 2.3.
Бюджетная политика в текущем году направлена на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства.
Рисунок 2.3 – Исполнение республиканского бюджета в 1 полугодии 2010-2012 гг., трлн. руб.
Финансирование расходов в 1 половине 2012 г. в разрезе функциональной классификации увеличилось в реальном выражении по всем разделам, кроме разделов «Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности» и «Охрана окружающей среды».
Наиболее значительно возросли общегосударственные расходы – в 1,7 раза в реальном выражении, из них расходы на реализацию государственной инвестиционной программы - в 1,6 раза. Рост общегосударственных расходов обусловлен также увеличением расходов по обслуживанию государственного долга – в 1,9 раза в реальном выражении, что в определенной мере связано с девальвацией белорусского рубля в прошедшем году. Удельный вес общегосударственных расходов в структуре консолидированного бюджета увеличился на 5,4 процентных пункта по сравнению с 1полугодием 2011года.
Доходы республиканского бюджета в 1половине 2010 года на 0,1% больше, чем в 1половине 2012 года. При этом доходы республиканского бюджета в 1половине 2011 года на 1,17% меньше, чем в 1половине 2012 года.
Дефицит республиканского бюджета в 1половине 2010 года составил 3,2%ВВП. В 1половине 2011 и 2012 года наблюдается профицит республиканского бюджета. В 1 половине 2011 года профицит равен 1,9%ВВП, а в 1половине 2012 года профицит равен 1,6%ВВП.
На рисунке 2.4 представлены основные параметры республиканского бюджета в 1 полугодии 2010-2012 гг.,%ВВП
Рисунок 2.4 - Параметры республиканского бюджета в 1 полугодии 2010-2012 гг.,%ВВП
2.3 Источники финансирования бюджетного дефицита
В случае принятия бюджета
с дефицитом источники
1. по республиканскому бюджету – законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
2. по местным бюджетам – решениями соответствующих местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
Кредиты Национального
банка Республики Беларусь, а
также средства от
Источниками финансирования дефицита республиканского бюджета являются:
- государственные займы;
- средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;
- изменения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета;
- иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.
Источниками финансирования дефицита местных бюджетов являются:
- бюджетные кредиты;
- займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;
- средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством;
- изменения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего местного бюджета;
- иные источники в соответствии с бюджетным законодательством. [8]
Финансирование бюджетного дефицита — покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.
Источники финансирования бюджетного дефицита подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним источником относятся:
1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг;
2) кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях;
3) бюджетные ссуды
и бюджетные кредиты,
4) поступления от продажи государственного имущества (приватизации);
5) остатки по государственным запасам и резервам;
6) профициты прошлых лет.
К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:
1) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска государственных ценных бумаг;
2) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, выраженные в иностранной валюте.
Первый источник внутреннего финансирования бюджетного дефицита является очень распространенным и включает выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Этот источник финансирования позволяет быстро и эффективно решать проблемы дефицита бюджета, однако, имеет ряд слабых сторон:
Во-первых, при его использовании возникает так называемый эффект вытеснения, означающий перетягивание средств из частного сектора, которые могли бы в противном случае использоваться в качестве инвестиций.
Во-вторых, использование данного способа финансирования бюджетного дефицита накапливает государственный внутренний долг.
В-третьих, злоупотребление
указанным методом
Эффективность использования
второго способа
Бюджетные ссуды и кредиты, получаемые от бюджетов других уровней, не являются значительным источником покрытия бюджетного дефицита.
Приватизация государственной собственности является важным источником финансирования бюджетного дефицита. При этом, однако, следует учитывать, что правительство Республики Беларусь может самостоятельно принимать решение о приватизации только мелких и средних предприятий.
Наконец, последний источник внутреннего финансирования дефицита госбюджета возникает в том случае, если бюджет предыдущего года был исполнен с профицитом.
Важным внешним источником покрытия бюджетного дефицита является выпуск государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. Следует, однако, учитывать, что возможность прибегать к внешним источникам финансирования бюджетного дефицита во многом связана с политическими факторами. Кроме того, она зависит от общей суммы внешнего долга страны и ее способности платить по старым долгам. Следует также заметить, что новые внешние заимствования увеличивают не только основную сумму долга, но и затраты на его обслуживание (выплату процентов). [9]
В таблице 2.2 представлены основные источники финансирования дефицита бюджета в Республике Беларусь за 2008-2011гг. (в млрд. бел. руб.)
Таблица 2.2 - Основные источники финансирования дефицита бюджета в
Республике Беларусь за 2008-2011гг. (в млрд. бел. руб.)
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Общее финансирование – всего |
-921,5 |
-492,6 |
4012,0 |
-2239,6 |
В том числе: |
||||
Внутреннее финансирование |
-3933,9 |
-11957,7 |
-623,4 |
-11365,9 |
В том числе: |
||||
Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц |
1642,2 |
-3460,5 |
-392,6 |
14890,1 |
Прочие источники внутреннего финансирования |
-4,6 |
-8,3 |
-6,3 |
1,2 |
Источники от операций с
принадлежащим государству |
-1165,3 |
1911,8 |
-970,2 |
5814,5 |
Изменение остатков средств бюджета |
-4610,0 |
-12589,8 |
435,6 |
-48145,1 |
Операции по средствам в иностранной валюте |
203,8 |
2171,1 |
832,8 |
16326,7 |
Операции по гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам банков РБ |
-
|
-
|
-522,7
|
-253,3
|
Внешнее финансирование |
3012,4 |
11483,1 |
4635,4 |
9126,3 |
В том числе: |
||||
Кредиты международных финансовых организаций |
7,3 |
8505,7 |
1983,9 |
7639,5 |
Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов |
3005,1 |
2977,4 |
-1030,0 |
-932,5 |
Государственные ценные бумаги
РБ, формирующие внешний |
-
|
-
|
3674,3
|
2409,6
|
Операции по гарантиям Правительства РБ по внешним займам |
- |
- |
7,2 |
9,7
|