Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ, исследование причин возникновения, экономические и социальные последствия бюджетного дефицита страны. Для достижения поставленной цели решаются задачи:
раскрыть понятие бюджетного дефицита и причины его
возникновения;
рассмотреть способы покрытия бюджетного дефицита и его
социально-экономические последствия;
проанализировать современную бюджетную политику Республики
Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ЕГО ВИДЫ И РЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………………………………..5
Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………5
Способы покрытия бюджетного дефицита………………………………..7
Социально-экономические последствия бюджетного дефицита………...9
ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………..12
Анализ современной бюджетной политики Республике Беларусь……..12
Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………....15
Источники финансирования бюджетного дефицита…………………….19
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ …………………………………………………………………...23
Основные концепции регулирования бюджетного дефицита…………..23
Бюджетный дефицит в зарубежных странах……………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
Для нивелирования отрицательных последствий бюджетного дисбаланса необходима государственная Программа сокращения бюджетного дефицита. Она является составной частью общей Концепции развития государственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.
При разработке Программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт, который показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2 - 3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации.
При определении источников покрытия
бюджетного дефицита необходимо стремиться
не прибегать к эмиссии и
В основе концепции сокращения бюджетного дефицита лежит следующее положение: без обеспечения динамизма в развитии экономики и повышения ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.
Следует отметить, что в бюджетной
политике нашего государства реализуется
пассивная форма дефицита, которая
носит потребительский
В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита нужно включать такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов. Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе.
Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.
Возможно и другое решение - составление бюджета в двух вариантах в виде:
- текущего бюджета;
- бюджета развития.
Текущий бюджет составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а расходы сверх предполагаемых доходов найдут отражение в бюджете развития, который будет иметь отрицательное сальдо.
В том и другом вариантах достигается цель: узаконить целевой характер бюджетного дефицита, обеспечить возможность контроля за движением привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью.
Переход к частично бездефицитному
составлению бюджета потребует
привести расходы бюджета в соответствие
с прогнозируемыми доходами, а
не наоборот. Вместе с тем это
не означает, что правительство не
может предусмотреть
В данном случае важно, чтобы включенные в бюджет развития дополнительные расходы предусматривали возможность в перспективе получить дополнительные доходы от вложения средств, которые могли бы быть направлены на компенсацию задолженности государства.
Не должно быть никаких принципиальных различий между государством и всеми другими категориями заемщиков. Государство обязано возвращать взятые в долг ресурсы. Это предъявляет определенные требования к выбору объектов финансирования. Направляя средства на инвестиции, надо быть уверенным, что они будут окупаемы.
Одновременно необходимо установить жесткий контроль не только за использованием средств, направленных на капитальные вложения, но и за доходом (прибылью), полученным от вложения инвестиций. Имеется в виду, что с момента получения объектом прибыли, она должна участвовать в погашении государственного долга.
Представляется целесообразным
изучить возможность и
В 2011 году в ряде стран мира наблюдалось снижение дефицита бюджета. Во многом этому способствовали принятые в государствах меры экономии. По прогнозам специалистов Международного валютного фонда, такая картина сохранится в ближайшие два года.
В странах с развитой экономикой дефициты бюджета в 2011 году в целом снизились на 1% ВВП. В том числе в зоне евро совокупный бюджетный дефицит сократился на 2% ВВП. Лучше других в этом отношении преуспела Германия, что отражает необычно сильную реакцию доходов и занятости на объем производства. Бюджетное сальдо значительно окрепло также в Испании. Улучшилось, но в меньшей степени, положение во Франции и Италии.
В Греции дефицит бюджета в 2011 году превысил ожидавшийся ВВП на 3 процентных пункта по отношению к 2010 году. Это произошло отчасти из-за более низких экономических показателей, на которые повлияли сбои в реализации мер в области доходов и расходов и снижение уровня соблюдения налогового законодательства. В Португалии целевой показатель бюджета был выполнен при помощи разового частичного перевода в бюджет активов пенсионного фонда банков. В Ирландии общее сальдо бюджета соответствовало намеченному, а при корректировке на циклические колебания улучшилось на 2%ВВП.
Для достижения своих целевых показателей по снижению дефицита бюджета многие страны с развитой экономикой ужесточили меры бюджетно-налоговой политики. Правительство Испании объявило первый пакет мер в размере 1,1%ВВП. Он включает сокращение расходов и временное повышение налогов на доходы, капитал и дорогие дома. В пакет также входит ограниченное повышение расходов на социальные нужды и налоговых расходов.
В Италии для сбалансирования
бюджета планируется вновь
В таблице 3.1 представим показатели бюджетного дефицита зарубежных стран, в % к ВВП (оценка и прогноз).
Таблица 3.1 - Показатели бюджетного дефицита зарубежных стран, в % к ВВП
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Весь мир |
-6,7 |
-5,5 |
-4,5 |
-4,1 |
-3,4 |
Страны с развитой экономикой |
-9,0 |
-7,6 |
-6,6 |
-5,7 |
-4,6 |
США |
-13,0 |
-10,5 |
-9,5 |
-8,0 |
-6,4 |
Зона евро |
-6,5 |
-6,3 |
-4,3 |
-3,4 |
-2,9 |
Франция |
-7,6 |
-7,1 |
-5,7 |
-4,8 |
-4,4 |
Германия |
-3,2 |
-4,3 |
-1,1 |
-0,7 |
-0,1 |
Италия |
-5,3 |
-4,5 |
-3,9 |
-2,8 |
-2,3 |
Испания |
-11,2 |
-9,3 |
-8,0 |
-6,8 |
-6,3 |
Япония |
-10,8 |
-9,3 |
-10,1 |
-10,2 |
-8,8 |
Великобритания |
-10,4 |
-9,9 |
-8,6 |
-7,8 |
-6,5 |
Канада |
-4,9 |
-5,6 |
-4,9 |
-4,4 |
-3,6 |
Страны с формирующимся рынком |
-4,8 |
-3,6 |
-2,6 |
-2,7 |
-2,5 |
Китай |
-3,1 |
-2,3 |
-2,0 |
-2,0 |
-1,4 |
Индия |
-9,7 |
-8,9 |
-8,5 |
-7,9 |
-7,6 |
Россия |
-6,3 |
-3,5 |
0,5 |
-1,4 |
-1,7 |
Бразилия |
-3,1 |
-2,8 |
-2,6 |
-2,4 |
-2,3 |
Мексика |
-4,7 |
-4,3 |
-3,0 |
-2,7 |
-2,1 |
Из таблицы видно, что дефицит бюджета во всех странах мира стремительно уменьшается. Из рассмотренных стран за период с 2009 по 2013год профицит бюджета наблюдается только в России в 2011году. По прогнозам на 2013 год самый низкий показатель бюджетного дефицита прогнозируется в Германии, а самый высокий – в Японии.
Правительство Франции объявило о дополнительном бюджетном пакете на 2012-2016 годы в объеме 1%ВВП. В том числе меры по экономии 0,3%ВВП запланированы в этом году и будут касаться в первую очередь прекращения стимулов для инвестиций на рынке недвижимости. Кроме того, несколько ускорено проведение пенсионной реформы. В результате новый пенсионный возраст (62года) вступит в силу в 2017 году, а также ужесточатся расходы на здравоохранение.
В Португалии новые меры экономии предусматривают сокращение расходов, расширение базы НДС по стандартной ставке и снижение налоговых расходов.
В Ирландии целевой показатель общего сальдо на 2012год в целом остается неизменным. В этой стране эксперты МВФ предполагают улучшение сальдо с учетом циклических колебаний на 0,7%ВВП.
В США специалисты МВФ прогнозируют в нынешнем году резкое снижение дефицита бюджета (примерно на 1,5%ВВП), скорректированного на циклические колебания.
Эксперты МВФ также полагают, что Япония будет единственной страной с развитой экономикой, у которой в 2012 году бюджетный дефицит вырастет. Это произойдет по причине роста объемов финансирования на ликвидацию последствий аварии на АЭС. [12]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проведенного курсового исследования, можно сделать
следующие выводы:
важных принципов бюджетной
системы любого государства. Сбалансированный
бюджет является основой нормального
функционирования органов управления
государства и его административно-
дополнительным стимулом
социально-экономического развития. Если
будет сопровождаться эффективным
использованием бюджетных средств,
возрастанием их инвестиционной составляющей,
усилением бюджетной