Учет готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

Содержание работы

Введение
1. Понятие готовой продукции и товаров, их оценка
2. Учёт поступления готовой продукции и товаров
2.1 Документационное оформление движения готовой продукции и товаров
2.2 Синтетический и аналитический учёт готовой продукции и товаров
3. Особенности учёта продукции при использовании счёта 40 «Выпуск готовой продукции»
4. Инвентаризация готовой продукции и товаров
Заключение
Практическая часть работы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 76.20 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский учет готовой продукции должен обеспечивать выполнение следующих задач:

- контроль за  правильным и своевременным документальным  оформлением выпущенных из производства  и отгруженных (проданных) изделий  и продуктов;

- контроль за сохранностью готовой продукции на складах организации или в местах хранения;

- получение точных  сведений о количестве и стоимости  готовой продукции, находящейся  на складах, и контроль за соответствием фактических запасов ценностей установленным нормативам;

- своевременное  выявление сверхнормативных и  излишних остатков готовой продукции,  подлежащих реализации в порядке  мобилизации внутренних ресурсов;

- систематический  контроль за уровнем расходов на продажу;

- контроль за выполнением договоров поставки по объему и ассортименту;

- контроль за своевременным поступлением платежей за продажу готовой продукции;

- выявление финансовых  результатов от продажи продукции.

Эти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации  учета движения готовой продукции [16].

Учёт готовой  продукции на предприятиях ведут  по видам, сортам и местам хранения в натуральных, условно - натуральных  и стоимостных показателях.

В учете продукцию  отражают в натуральных, условно-натуральных  и стоимостных единицах.

С помощью натуральных  единиц ведется аналитический учет, а также рассчитывается количество, объем и масса продукции.

Условно-натуральные  единицы используются для получения  обобщенных данных по выпуску однородной продукции.

Стоимостные единицы  необходимы для ведения синтетического и аналитического учета. С их помощью  определяют показатели выпуска продукции, объем выручки и финансовый результат.

Важным условием для качественного учета является наличие номенклатуры - ценника. Он предназначен для обобщения информации об ассортименте, признаках изделий, их стоимости и единиц измерения.

Количественный  учёт готовой продукции по её видам  и местам хранения в основном аналогичен порядку количественного учёта  материальных запасов. Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют номенклатуру - ценник. Кроме того, разрабатываются  справочники, в которых содержатся сведения о продукции, облагаемой различными видами налогов, о плательщиках и  грузополучателях, среднеквартальной  и среднегодовой себестоимости  и др.[10].

Поступление из производства готовой продукции  оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами:

-  Журнал учета поступления продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения (МХ-5). Применяются для ведения количественного учета движения и остатков продукции, ТМЦ материально ответственным лицам в местах хранения. Учет ведется по отдельным товарно- материальным ценностям на основании приходно-расходных документов. Возможно ведение учета как в виде ведомостей, так и в виде общего (единого) журнала учета движения продукции ;

-  Журнал учета расхода продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения(МХ-6).

-  Партионная карта (МХ-10). Применяется при партионном способе хранения. Составляется на каждую партию товара для контроля за поступлением и отгрузкой по количеству, массе, сортам, стоимости товаров поступивших различными видами транспортных средств(автотранспортом, железнодорожным, водным воздушным транспортом и т.д.).

-  Акт о расходе товаров по партии (МХ-11). Применяется при полной израсходовании каждой партии товаров (при учете их по партиям) Оформляется при обнаружении расхождений данных по приходу и расходу товаров по отдельной партии.

-  Акт о расходе товаров по партиям (МХ-12). Применяется для оформления полного расхода товара по партиям (при учете их по партиям).

-  Акт о выборочной проверке наличия товарно-материальных ценностей в местах хранения(МХ-14). Применяется для выборочной (контрольной) проверки фактического наличия товарно-материальных ценностей в местах хранения. Количество и частота проведения выборочных проверок устанавливается руководителем организации или уполномоченным лицом.

-  Акт об уценке товарно-материальных ценностей (МХ-15). Применяется для оформления уценки товарно-материальных ценностей при моральном устаревании, снижении покупательского спроса, обнаружении признаков понижении качества по различным причинам.

-  Накладная на передачу готовой продукции в места хранения (МХ-18). Применяется для учета передачи готовой продукции из производства в места хранения.

-  Ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения (МХ-19). Применяется в организациях учитывающих товарно-материальные ценности по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому) методу учета. Заполняется на основании карточек учета товарно-материальных ценностей проведенных бухгалтерией. Правильность перенесения остатков в ведомость подтверждается подписью проверяющего.

-  Отчет движения товарно-материальных ценностей в местах хранения (МХ-20). Применяется для представления материально ответственным лицом в бухгалтерию товарного отчета за отчетный период. Составляется при ведении учета товарно-материальных ценностей по наименованиям, ассортименту и количеству [2].

Запасы производятся по каждому приходному и расходному документу и остаткам товаров  по ассортименту. Отчет составляется по наименованию (ассортименту) товарно-материальных ценностей с указанием общего количества по приходу и расходу товарам по итогам прилагаемых к документу накопительной ведомости [8].

Сдача готовой  продукции из производства на склад  организации оформляется приемосдаточными накладными, спецификациями, приемными  актами и др. В этих документах указываются  номер (шифр) цеха, сдающего готовую  продукцию, номер склада-получателя, наименование и номенклатурный номер  изделия, количество. Приемосдаточные  накладные обычно выписывают в двух экземплярах: один предназначен сдатчику готовой продукции, другой передается на склад. Приходуемые на склад изделия  должны измеряться, подсчитываться и  взвешиваться (при необходимости).

Приемосдаточные накладные подписываются представителями  цеха-сдатчика, склада-получателя и  службы технического контроля. В условиях рыночной экономики и развития организаций  малого бизнеса важное значение приобретает подтверждение качества выпущенной продукции.

При многократной сдаче изделий на склад в течение  смены рекомендуются разовые  и однострочные документы заменять многострочными накопительными документами (накладными, ведомостями, отчетами за смену, сутки). Если приемосдаточная  накладная составляется за несколько  дней, она подписывается перечисленными лицами за каждый день. Форма и содержание накладной зависит от сложности, комплектности и периодичности  сдачи готовой продукции на склад-получатель.

Выпуск готовой  продукции из производства на склад  можно оформлять также ведомостью сдачи готовой продукции из цеха на склад, а при сдаче продукции  заказчику (покупателю) непосредственно  из цеха (минуя склад) или при изготовлении сложных и многокомплектных изделий  вместо накладной целесообразно  составлять акт приемки-сдачи.

Приемосдаточный акт имеет типовую форму, в  которой отмечается, что готовые  изделия прошли все стадии технологической  обработки, соответствуют техническим  условиям (требованиям заказчика) и  другие натуральные и стоимостные  показатели выпущенной продукции [9].

Первичный учёт готовой продукции заключается  в том, что выпущенная из производства продукция передается на склад готовой  продукции и оформляется накопительной  приемо-сдаточной накладной, в которой  производятся записи по каждой модели продукции и товаров.

Складской учет ведется материально ответственными лицами на карточках учета продукции, в которых отражается наличие  и движение готовой

продукции, покупатель, наименование продукции (изделий), количество продукции. Карточки учёта продукции  передаются в бухгалтерию для  выписки расчетных документов (платежных  требований, счетов) [17].

2.2  Синтетический и аналитический учёт готовой продукции и товаров

Аналитический учет - это натуральный и стоимостный  учет продукции на складе и в бухгалтерии. Он ведется по наименованиям, сортам, типам, размерам и местам хранения продукции. Цель такого учета - получение информации о наличии, поступлении и расходе  продукции, а также обеспечение контроля за ее сохранностью со стороны материально ответственных лиц.

Складской учет ведется материально ответственными лицами. Передача оформляется специальным  реестром, заполняемым в двух экземплярах, первый из которых остается на складе, а второй вместе с документами  передается в бухгалтерию. На некоторых  предприятиях реестр не составляется, а свидетельством о том, что документы  переданы в бухгалтерию, служит роспись  бухгалтера в складских карточках  или книге учета.

По окончании  месяца заведующий складом (кладовщик) передает в бухгалтерию сведения о продукции в натуральных  единицах измерения. Если используется сальдовый (оперативно-бухгалтерский) метод учета материальных ценностей, то заполняется сальдовая ведомость, в которую на складе переносятся  остатки из карточек в натуральных  единицах измерения. В бухгалтерии  они оцениваются в стоимостных  единицах.

В бухгалтерии  на основании приходно-расходных  документов, а также сальдовых  ведомостей и складских отчетов  ведется стоимостный аналитический  учет готовой продукции.

В настоящее  время аналитический (сортовой) учет готовой продукции в организациях может вестись одним из следующих  методов:

-  параллельным;

-  с помощью сортовой оборотной ведомости;

-  сальдовым (оперативно-бухгалтерским) методом.

Параллельный  метод характеризуется тем, что  если сортовой учет готовой продукции  ведётся на основании одних и  тех же приходно-расходных документов, то между сопоставляемыми величинами должно быть равенство. При их расхождении  необходимо проверить правильность записей с первичных документов в регистрах синтетического и  аналитического учета.

Метод аналитического учета готовой продукции с  помощью сортовой оборотной ведомости  заключается в следующем. На складе, как и при параллельном методе учета, ведутся карточки количественного  учета, а в бухгалтерии – сортовая оборотная ведомость по той же форме, что и при параллельном методе [9].

Сальдовый (оперативно-бухгалтерский) метод учета готовой продукции  предусматривает составление сальдовой  ведомости учета. В ведомости  учета остатков (сальдовой ведомости) отражаются остатки на первое число  каждого отчетного периода. Ведомость  открывается в бухгалтерии по каждому складу и ведется в  разрезе групп и номенклатурных номеров (наименований) готовой продукции. По каждому номенклатурному номеру (наименованию) указываются единица  измерения и учетная цена. По окончании  отчетного периода ведомость  передается на склад. Заведующий складом (кладовщик) из карточек (книги) складского учета переносит в ведомость  по каждому номенклатурному номеру остаток на конец отчетного периода  в натуральном выражении. Со складов  ведомости передаются в бухгалтерию, где таксируются остатки, подсчитываются суммы по группам, складам и по предприятию в целом.

В бухгалтерии данные о наличии и движении готовой продукции на складе обобщаются в ведомости № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и 16, сверяются с аналогичными данными Главной книги по счету 43 "Готовая продукция" [14].

Учет наличия  и движения готовой продукции  осуществляют на активном счете 43 «Готовая продукция». Этот счет используется предприятиями  отраслей материального производства. Готовые изделия, приобретенные  для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитывают  на счете 41 «Товары». Стоимость выполненных  работ и оказанных услуг на сторону также не отражают на счете 43 «Готовая продукция». Фактические  затраты по ним списывают со счетов затрат на производство в дебет счета 90 «Продажи» (субсчет 2 «Себестоимость продаж»).

Синтетический учет готовой продукции может  осуществляться в двух вариантах: без  использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и с использованием счета 40.

Информация о работе Учет готовой продукции