Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 09:02, курсовая работа
В Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.
Введение
Глава 1. Теоретические основы управления государственной собственностью
1.1 Понятие государственной собственности
1.2. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности
1.3. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом
Глава 2. Система управления государственной собственностью
Глава 3. Повышение эффективности управления государственной собственностью
Заключение
Список использованной литературы
В зависимости от конкретной ситуации
государство может разными
Продажа государственного имущества
Приватизация государственного имущества
Преобразование
Продажа принадлежащих государству акций и паев
Возвращение государственной собственности бывшим владельцам
Рис.2.3. Юридические способы
Приватизация, являясь процедурой
распределения собственности (перераспределение
между государственной и
Способы образования государственного портфеля акций в результате осуществления приватизации представлены на рис.2.5. Ими могут быть :
Результат акционерного механизма приватизации и государственной
собственности
Результат незавершенности приватизации государственной собственности
Рис.2.4. Образование государственного портфеля акций при приватизации в России.
Акция – особое экономическое отношение между участниками рынка (эмитентом и инвестором), т.е. отношение по поводу капитала, наряду с многочисленными другими видами взаимоотношений между ними как участниками рынка по поводу капитала, как, например, отношений купли – продажи, отношений кредитования, отношений залога и т.д.
Акция есть связующее отношение между ее эмитентом и инвестором. Она соединяет участников рынка в целое, но при этом сохраняя обособленность каждого из участников.
Для инвестора как владельца акций данное отношение означает, что он отдает свой капитал эмитенту, а взамен получает (на время владения акций) доходы с них (в виде дивидендов) и право на управление эмитентом взамен права управления капиталом как таковым, которым теперь управляет уже непосредственно эмитент.
Право на дивиденды (доход)
Право на управление
Инструмент привлечения
Объект управления на фондовом рынке
Инструмент управления предприятием
Объект инвестиро-вания для участников рынка
Рис.2.5. Акция как инструмент привлечения инвестиций и управления предприятием.
Управление государственным
Объекты управления государственным портфелем акций
Государственный пакет акций на фондовом рынке
Предприятия, через государственные пакеты акций
Фондовый рынок, через акции
Акции на фондовом рынке
Национали-зированные предприятия
Товарные рынки
Купля-продажа акций
Предприятие как участник определенного рынка
Создание рыночных продуктов на основе акций с целью повышения их ликвидности
Предприятие через миноритарные пакеты акций
Рис.2.6. Объекты управления государственным портфелям акций.
В условиях рынка стратегический подход к управлению собственностью приобретает исключительно важное значение. Стратегический подход охватывает не только такие сферы деятельности предприятия, как финансы, инвестиции, технологии, менеджмент, но и деятельность по управлению имуществом.
Управление имуществом – это комплексная система мероприятий (решений, действий, проектов и т.д.) по воспроизводству, обновлению, совершенствованию и организации наиболее рационального использования имущества предприятия.
Таким образом, управление имуществом включает в себя как операционную деятельность по содержанию, восстановлению и развитию имущественных комплексов, так и управленческую деятельность по учету, контролю, планированию, мотивации и функционированию этой операционной деятельности.
Теория управления имуществом находится в стадии формирования. Большое влияние на ее развитие оказала теория и практика оценок стоимости имущества. Понятно, что оценка имущества и управление имуществом тесно взаимосвязаны. Цель оценки – получить значение конкретного вида стоимости оцениваемого имущества. Но оценка не является самоцелью, она нужна для того, чтобы принять то или иное управленческое решение в отношении имущества. Таким образом, управление имуществом невозможно без результатов оценки этого имущества. Однако, неверно думать, что для управления имуществом нужна только оценка его стоимости. Стоимость, конечно, - важный показатель имущества, но не единственный. Для принятия управленческих решений в отношении имущества нужно привлечь многие другие его характеристики: назначение, качественные свойства, производственная мощность (производительность), эксплуатационные издержки, износ и др.
С развитием рыночных отношений расширился набор методов управления имуществом. Наряду с традиционными методами по восстановлению и обновлению имущества, все большее значение на практике приобретают такие методы, как аренда, финансовый лизинг, страхование, передача в доверительное управление и др.
Объекты недвижимости
Изменение собственника
Изменение права пользования и владения
Купля-продажа
(гл.30 п.7 ГК РФ)
Мена (гл.31 ГК РФ)
Дарение (гл.32 ГК РФ)
Рента (гл.33 ГК РФ)
Приватизация.
ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»
ФЗ «О приватизации жилищного фона»
Продажа предприятия как имущественного комплекса
Аренда (гл.34 ГК РФ и ст.22 ЗК РФ)
Сервитут (ст.274 ГК РФ и ст.23 ЗК РФ)
Безвозмездное срочное пользование (ст.24 п.1 ЗК РФ)
Вклад в уставный капитал. Реорганизация юридических лиц
Совместная бюджетность
Ипотека
Лизинг
Глава 3. Повышение эффективности управления государственной собственностью
Повышение эффективности управления государственной собственностью предполагает:
- получение
дополнительных доходов в
- активизацию инвестиционного процесса;
- оптимизацию
структуры государственной
- привлечение
к участию в приватизации
В настоящее
время сохраняется значительный
потенциал для оптимизации
Таблица 1. Распределение федеральных государственных унитарных предприятий по отраслям экономики является следующим:
Отрасль экономики |
Количество федеральных |
Количество акционерных |
Непроизводственная сфера |
1424 |
1162 |
Промышленность, включая: |
|
|
машиностроение |
292 |
245 |
легкую |
59 |
11 |
пищевую |
27 |
46 |
металлургическую |
14 |
31 |
Химическую и нефтехимическую |
47 |
36 |
лесную |
94 |
35 |
иные |
120 |
112 |
Строительство |
252 |
160 |
Сельское хозяйство |
410 |
397 |
Транспорт и связь |
338 |
269 |
Прочие отрасли |
440 |
288 |
ИТОГО |
3517 |
2950 |
Проблема
активизации инвестиционного
При этом актуальность данной проблемы объясняется не только с необходимостью мобилизации финансовых ресурсов для решения долговых проблем, но также связана с тем, что управление государственной собственностью является одним из важнейших механизмов проведения экономических реформ. Кроме того, создание системы эффективного управления объектами государственной собственности - важнейшее условие повышения эффективности системы государственных финансов.
Основные
доходы от управления государственной
собственностью формируются за счет
таких источников, как доходы от
приватизации государственной собственности,
дивиденды по акциям, находящимся
в собственности Российской Федерации,
доходы от сдачи в аренду имущества,
находящегося в федеральной собственности
и прибыль государственных
В контексте задач укрепления единого экономического пространства и формирования эффективных рыночных институтов на всей территории страны важнейшим приоритетом в деятельности государства является выработка единой концепции управления государственной собственностью как на федеральном, так и субфедеральном уровне. На региональном и муниципальном уровнях управление государственной собственностью носит еще более «непрозрачный» и неэффективный характер, чем на федеральном. В большинстве случаев информация о структуре и масштабах государственной собственности на субфедеральном уровне является неполной. Официальные данные позволяют в лучшем случае сформировать лишь общее представление о ее масштабах и структуре.
Если
на федеральном уровне государственная
собственность призвана обеспечить
решение важнейших задач
Информация о работе Управление государственной собственностью