Управление государственной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

В Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы управления государственной собственностью
1.1 Понятие государственной собственности
1.2. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности
1.3. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом
Глава 2. Система управления государственной собственностью
Глава 3. Повышение эффективности управления государственной собственностью
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Управление государственной собственностью- другой.docx

— 196.51 Кб (Скачать файл)

 

В зависимости от конкретной ситуации государство может разными способами  передавать свое имущество в частную  собственность. Согласно действующему законодательству основными способами  могут быть (рис.2.3.):

  • преобразование государственных предприятий в акционерные общества (акционирование) с последующей процедурой отсуждения их акций в частную собственность;
  • продажа акций, находящихся в собственности государства, а также передача иных вкладов в уставный капитал частных юридических лиц;
  • продажа государственного имущества (зданий, сооружений, земельных угодий и т.п.) частным лицам;
  • возвращение государственной собственности ее бывшим частным владельцам и др.

Продажа государственного имущества


Приватизация государственного имущества


Преобразование государственных  предприятий в акционерные общества


 


 

 

 

Продажа принадлежащих государству  акций и паев


Возвращение государственной собственности  бывшим владельцам



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.3. Юридические способы приватизации.

 

Приватизация, являясь процедурой распределения собственности (перераспределение  между государственной и частной  собственностью), в период создания акционерных обществ, как правило, основывается не на отсуждении имущества путем его купли – продажи или на безвозмездной основе, а опосредуются движением акций или переходом собственности на акции, и только затем может произойти изменение собственности непосредственно на вещное имущество. Существование акции означает, что в собственности государства имеется разных размеров портфель акций различных предприятий страны, отражающих динамику и состояние в каждый момент времени перераспределительных отношений собственности между государством и остальными собственниками.

Способы образования государственного портфеля акций в результате осуществления  приватизации представлены на рис.2.5. Ими  могут быть :

  • акционирование государственных предприятий (учреждение акционерных обществ на базе государственных предприятий) и нахождение их акций в собственности государства до момента продажи этих акций частным лицам;
  • незавершенность приватизации, выраженная в незавершенности перехода акций, находящихся в собственности государства в собственность частных лиц.

Государственный портфель акций


Результат акционерного механизма  приватизации и государственной 


собственности

Результат незавершенности приватизации государственной собственности



 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.4. Образование государственного портфеля акций при приватизации в России.

 

Акция – особое экономическое отношение  между участниками рынка (эмитентом  и инвестором), т.е. отношение по поводу капитала, наряду с многочисленными другими видами взаимоотношений между ними как участниками рынка по поводу капитала, как, например, отношений купли – продажи, отношений кредитования, отношений залога и т.д.

Акция есть связующее отношение  между ее эмитентом и инвестором. Она соединяет участников рынка  в целое, но при этом сохраняя обособленность каждого из участников.

Для инвестора как владельца  акций данное отношение означает, что он отдает свой капитал эмитенту, а взамен получает (на время владения акций) доходы с них (в виде дивидендов) и право на управление эмитентом  взамен права управления капиталом  как таковым, которым теперь управляет  уже непосредственно эмитент.

Акция


Для эмитента выпуск акций означает привлечение капитала в свой уставный капитал с передачей власти над  собой акционерам и выплатой им части  своих доходов в виде дивидендов.


Право на дивиденды (доход)


Право на управление



 

 

 

 

 

Инструмент привлечения инвестиций


Объект управления на фондовом рынке


Инструмент управления предприятием


Объект инвестиро-вания для  участников рынка



 

 

 

 

Рис.2.5. Акция как инструмент привлечения  инвестиций и управления предприятием.

 

Управление государственным портфелем  акций должно включать основные объекты (блоки) управления, представленные на рис.2.6.

 

 

Объекты управления государственным  портфелем акций


Государственный пакет акций  на фондовом рынке


Предприятия, через государственные  пакеты акций


Фондовый рынок, через акции


Акции на фондовом рынке


Национали-зированные предприятия


Товарные рынки


Купля-продажа акций государством в целях приватизации и национализации


Предприятие как участник определенного  рынка


Создание рыночных продуктов  на основе акций с целью повышения  их ликвидности


Предприятие через миноритарные   пакеты акций



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.6. Объекты управления государственным  портфелям акций.

 

В условиях рынка стратегический подход к управлению собственностью приобретает  исключительно важное значение. Стратегический подход охватывает не только такие  сферы деятельности предприятия, как  финансы, инвестиции, технологии, менеджмент, но и деятельность по управлению имуществом.

Управление имуществом – это комплексная система мероприятий (решений, действий, проектов и т.д.) по воспроизводству, обновлению, совершенствованию и организации наиболее рационального использования имущества предприятия.

Таким образом, управление имуществом включает в себя как операционную деятельность по содержанию, восстановлению и развитию имущественных комплексов, так и управленческую деятельность по учету, контролю, планированию, мотивации  и функционированию этой операционной деятельности.

Теория управления имуществом находится  в стадии формирования. Большое влияние  на ее развитие оказала теория и  практика оценок стоимости имущества. Понятно, что оценка имущества и  управление имуществом тесно взаимосвязаны. Цель оценки – получить значение конкретного  вида стоимости оцениваемого имущества. Но оценка не является самоцелью, она  нужна для того, чтобы принять  то или иное управленческое решение  в отношении имущества. Таким  образом, управление имуществом невозможно без результатов оценки этого  имущества. Однако, неверно думать, что для управления имуществом нужна  только оценка его стоимости. Стоимость, конечно, - важный показатель имущества, но не единственный. Для принятия управленческих решений в отношении имущества  нужно привлечь многие другие его  характеристики: назначение, качественные свойства, производственная мощность (производительность), эксплуатационные издержки, износ и др.

С развитием рыночных отношений  расширился набор методов управления имуществом. Наряду с традиционными  методами по восстановлению и обновлению имущества, все большее значение на практике приобретают такие методы, как аренда, финансовый лизинг, страхование, передача в доверительное управление и др.

 

 

 

 

 

Объекты недвижимости


Изменение собственника


Изменение права пользования  и владения


Купля-продажа 


(гл.30 п.7 ГК РФ)

Мена (гл.31 ГК РФ)


Дарение (гл.32 ГК РФ)


Рента (гл.33 ГК РФ)


Приватизация.


ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»

ФЗ «О приватизации жилищного  фона»

Продажа предприятия как имущественного комплекса


Аренда (гл.34 ГК РФ и ст.22 ЗК РФ)


Сервитут   (ст.274 ГК РФ и ст.23 ЗК РФ)


Безвозмездное срочное пользование (ст.24 п.1 ЗК РФ)


Вклад в уставный капитал. Реорганизация  юридических лиц


Совместная бюджетность


Ипотека


Лизинг



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Повышение эффективности управления государственной собственностью

 

Повышение эффективности управления государственной  собственностью предполагает:

- получение  дополнительных доходов в федеральный  бюджет от управления активами  и их приватизации;

- активизацию  инвестиционного процесса;

- оптимизацию  структуры государственной собственности;

- привлечение  к участию в приватизации субъектов  малого предпринимательства.

В настоящее  время сохраняется значительный потенциал для оптимизации структуры  государственных активов. В частности, данные, приведенные в таблице 1, позволяют сделать вывод о  нерациональности структуры их распределения  по отраслям. Если значительное количество государственных организаций в  машиностроении, транспортном комплексе, научно-образовательной сфере объяснимо, то наличие их значительного числа  в пищевой промышленности, строительстве  и торговле в целом неоправданно.

Таблица 1. Распределение федеральных государственных унитарных предприятий по отраслям экономики является следующим:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отрасль экономики

Количество федеральных государственных  унитарных предприятий

Количество акционерных обществ  с участием Российской Федерации

Непроизводственная сфера 

1424

1162

Промышленность, включая:

 

 
 

машиностроение

292

245

легкую

59

11

пищевую

27

46

металлургическую

14

31

Химическую и нефтехимическую

47

36

лесную

94

35

иные

120

112

Строительство

252

160

Сельское хозяйство

410

397

Транспорт и связь

338

269

Прочие отрасли

440

288

ИТОГО

3517

2950


 

Проблема  активизации инвестиционного процесса является одной из наиболее сложных  для российской экономики. При этом государственная собственность  не используется в качестве инструмента  повышения инвестиционной активности, напротив, неудовлетворительное управление государственными активами представляет собой дополнительную угрозу экономическому росту. Поэтому важным является повышение  эффективности инвестиционной деятельности государства. Речь идет, прежде всего, о стратегической эффективности, адекватности государственных инвестиций макроэкономическим приоритетам развития государства.

При этом актуальность данной проблемы объясняется  не только с необходимостью мобилизации  финансовых ресурсов для решения  долговых проблем, но также связана  с тем, что управление государственной  собственностью является одним из важнейших  механизмов проведения экономических  реформ. Кроме того, создание системы  эффективного управления объектами  государственной собственности - важнейшее условие повышения эффективности системы государственных финансов.

Основные  доходы от управления государственной  собственностью формируются за счет таких источников, как доходы от приватизации государственной собственности, дивиденды по акциям, находящимся  в собственности Российской Федерации, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности  и прибыль государственных унитарных  предприятий, перечисляемая в бюджет.

В контексте  задач укрепления единого экономического пространства и формирования эффективных  рыночных институтов на всей территории страны важнейшим приоритетом в  деятельности государства является выработка единой концепции управления государственной собственностью как  на федеральном, так и субфедеральном уровне. На региональном и муниципальном  уровнях управление государственной  собственностью носит еще более  «непрозрачный» и неэффективный  характер, чем на федеральном. В большинстве  случаев информация о структуре  и масштабах государственной  собственности на субфедеральном уровне является неполной. Официальные данные позволяют в лучшем случае сформировать лишь общее представление о ее масштабах и структуре.

Если  на федеральном уровне государственная  собственность призвана обеспечить решение важнейших задач социально-экономического развития в масштабах всего государства, то эффективное управление собственностью на субфедеральном уровне способно создать  предпосылки для более полного  учета региональной специфики, развития региональной инфраструктуры, решения  социальных проблем в субъектах  федерации. Однако на практике в условиях слабости рыночных институтов и отсутствия эффективного контроля со стороны федерального центра госсобственность на субфедеральном уровне не увеличивает экономический  потенциал субъектов РФ, а во многих случаях приводит к коррупции, препятствует конкуренции и появлению эффективных  собственников. Во многих случаях реальной причиной участия органов власти в деятельности предприятий является желание чиновников контролировать финансовые потоки, не заботясь о перспективах их развития. Собственность в этом случае не служит эффективным инструментом финансового регулирования на региональном уровне, не способствует поступлению дополнительных доходов в субфедеральные бюджеты, и поэтому не служит надежной базой выполнения региональными и местными властями своих функций.

Информация о работе Управление государственной собственностью