Виды государственных и муниципальных ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:31, реферат

Описание работы

Вместе с тем рынок ценных бумаг, включающий в себя их эмиссию, размещение, отчуждение, модифицирование, погашение, другие операции, одновременно является и той сферой, где остается немало неразрешенных проблем и вопросов.
Эффективное развитие рыночной экономики невозможно без существования развитого финансового рынка, важнейшим звеном которого выступает рынок государственных ценных бумаг - неотъемлемый атрибут как развитых стран, так и стран с формирующейся рыночной экономикой.
Итоги последнего десятилетия во многом изменили привычные представления о неизменности инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг в развитых странах. Характерной особенностью 80 - 90-х годов стало проведение реформ регулирования на рынках государственных ценных бумаг практически во всех развитых странах.

Содержание работы

1,Введение…………………………………………………………………….…..3
ГЛАВА I. Понятие ценной бумаги……………….………………………...……4
ГЛАВА II. Сущность государственных ценных бумаг………………...….…..5
2.1 Классификация государственных ценных бумаг………….........................7
2.2 Эмиссия и обращение ценных бумаг РФ……………………………….….9
ГЛАВА III. Сущность муниципальных ценных бумаг…………………...…..13
3.1. Особенности эмиссии муниципальных ценных бумаг…………………..15
3.2.Особенности обращения муниципальных ценных бумаг……………….20
Заключение…………………………….…………………………………………23
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

бюджетное система.docx

— 49.60 Кб (Скачать файл)

Как правило, государства  выпускают среднесрочные и долгосрочные облигации, это вполне разумно, поскольку  каждый эмитент заинтересован в  долгосрочном финансировании. В то же время выпуск в больших объемах  долгосрочных государственных облигаций  говорит о финансовой нестабильности в стране.

На рынках развитых государств присутствует большое количество разновидностей государственных ценных бумаг. Рынок ГЦБ занимает значительную долю рынка ценных бумаг.

К рыночным обязательствам внутреннего долга федерального правительства России относятся  государственные краткосрочные  бескупонные облигации (ГКО), облигации  федерального займа с переменным, постоянным и фиксированным купонами (ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФК), облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), облигации государственного сберегательного  займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ), государственные долгосрочные облигации  и др. ценные бумаги, которые в  соответствии с российским законодательством  приравнены к государственным ценным бумагам (ОБР - облигации Банка России). Ценные бумаги, выпущенные от имени субъектов РФ, признаются государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации. Они преимущественно состоят из облигаций внутреннего займа, основными разновидностями которых являются дисконтные, купонные кратко-, среднесрочные облигации и облигации, аналогичные ГКО и ОФЗ, агрооблигации, жилищные сертификаты и др.

По данным Минфина РФ, в структуре государственного долга, оформленного рыночными долговыми обязательствами наибольший удельный вес составляют ОФЗ-АД (52,7%).

 

Эмиссия и обращение  ценных бумаг РФ

Выпуск государственных  облигаций осуществляется на основе Федерального закона от 29 июля 1998 г. «Об  особенностях эмиссии и обращении  государственных и муниципальных  ценных бумаг», регулируется Гражданским  кодексом РФ, Налоговым кодексов РФ, Бюджетным кодексом РФ; ФЗ РФ «О федеральном  бюджете на очередной финансовый год», «О рынке ценных бумаг», а также  другими нормативными актами, включая  письма и указания Минфина РФ и  Центрального банка РФ.

Эмиссия государственных  облигаций обычно осуществляется Министерством  финансов РФ или государственными органами, уполномоченными на это субъектами РФ. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный  орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление или исполнение федерального бюджета Положение ЦБ РФ от 25 марта 2003 г № 219-П «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг»

Государственные облигации  выпускаются либо в обычной документарной  форме, при которой каждая облигация  существует в виде отдельного документа, либо в специфической документарной  форме. Последняя означает, что сам выпуск оформляется документарным сертификатом сразу на все составляющие его облигации, а их учет по отдельным владельцам осуществляется в бездокументарной форме, т.е. в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях.

В РФ государственные органы при выпуске ценных бумаг обязаны  утвердить Генеральные условия  эмиссии государственных или  муниципальных ценных бумаг в  форме нормативных правовых актов. Генеральные условия эмиссии  должны включать указание на: вид ценных бумаг, форму выпуска, срочность  данного вида ценных бумаг, валюту обязательств, особенность исполнения обязательств, ограничения обороноспособности ценных бумаг, а так же ограничение круга  лиц, которым данные ценные бумаги могут  принадлежать на праве собственности  или ином вещном праве. Каждому отдельному и дополнительному выпуску присваиваются  параметры, которые должны быть указаны  в решении о выпуске ценных бумаг. Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия:                                                                              · наименование эмитента;                                                                                                       · дату начала размещения ценных бумаг;                                                                                           · дату или период размещения;                                                                                                               · форму выпуска ценных бумаг;                                                                                               · указание на вид ценных бумаг;                                                                                            · номинальную стоимость одной ценной бумаги;                                                                 · количество ценных бумаг данного выпуска;                                                                        · дату погашения ценных бумаг;                                                                                              · наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг или указание на депозитарий, которые осуществляют учет прав владельцев бумаг данного выпуска;                                                                   · ограничения эмитента на выпуск ценных бумаг;                                                                        · иные условия имеющие значения для размещения и обращения государственных ценных бумаг.

Решение о выпуске должно быть заверено печатью эмитента и  подписано руководителем, условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы в СМИ не позднее, чем за два рабочих дня  до даты начала размещения.

Размещение государственных  ценных бумаг обычно происходит через  центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами  в зависимости от вида выпускаемых  облигаций являются: банки, инвестиционные компании и фонды, население, страховые  компании. В Российской федерации, Размещение выпуска (дополнительного выпуска, транша) Облигаций осуществляется Банком России по поручению Эмитента в форме  аукциона, проводимого в Торговой системе, и/или по фиксированной  цене предложения, либо по закрытой подписке. При этом Центральный Банк, выступая в качестве агента, выполняет следующие функции:                                                                                                                                       -Объявляет параметры выпуска в своих бюллетенях за несколько дней до даты проведения торговли;                                                                                                 -Устанавливает требования к технологическому обеспечению рынка ГКО/ОФЗ: торговой системе (ММВБ), расчетным центрам, депозитарию;               -Устанавливает требования к собственному капиталу дилера;                   -Устанавливает контроль над ходом аукциона по первичной продаже ГКО/ОФЗ;                                                                                                                                   -Осуществляет по поручению Минфина РФ дополнительную продажу на вторичном рынке непроданных на аукционе облигаций;                                                              -Организует операции по погашению облигаций.

Успешность выпуска государственных  ценных бумаг зависит не только от условий размещения, процентной ставки, срока и номинала, но и от рейтинговых  оценок государства международными организациями, таких как Standard & Poors, Moody's, ситуации внутреннем на рынке ценных бумаг, ситуации на внутреннем кредитном и на мировых рынках.

Обращение государственных  ценных бумаг

Государственные облигации  обращаются на биржевом или внебиржевом  рынках, наряду с ценными бумагами корпоративных эмитентов. Российский биржевой рынок государственных  облигаций организован на базе Московской межбанковской валютной биржи.

Государственные облигации  часто занимают ведущее место  на рынке облигаций, где их доля в  разных странах доходит до 50%.

Российский рынок государственных  долговых ценных бумаг развивался достаточно не равномерно, и за последние два  года занимает значительную часть рынка  ценных бумаг - около 10-15%, и занимает второе место после рынка акций. История цивилизованного рынка  началась в 1993 г., когда были впервые  размещены на бирже ММВБ государственные  краткосрочные облигации, через  два года оборот составит около 80 % суммарного оборота российского рынка ценных бумаг. За 1995 г. доля сегмента государственных  долговых обязательств в общем объеме финансового рынка увеличилась  с 20,4 до 80,9%, а объем торговли ГКО-ОФЗ  увеличился в 5,4 раза. Инвестиции в производство не могли конкурировать с ними ни по доходности, ни по рискованности. В результате основные денежные капиталы были включены в спекулятивные операции на рынке государственных долговых обязательств, а инвестиции в производственную сферу демонстрировали двухзначные  темпы падения. В начале 90х, на протяжении реформ в России наблюдались все  признаки разбалансированности инвестиционной сферы: наибольшую доходность обеспечивали инвестору государственные ценные бумаги и в первую очередь ГКО, прибыль по которым не облагалась налогом и которые имели, как казалось ранее, меньший риск по сравнению с остальными российскими финансовыми инструментами. Не правильная финансовая политика, основанная на выпуске государственных ценных бумаг в 1998 году, привела российскую экономику к кризису. В период после дефолта государственная финансовая политика, и нормативная база, обеспечивающая регулирование рынка ценных бумаг, бюджетную систему, и процессы образования государственного долга изменилась. В настоящее время рынок государственных ценных бумаг развивается стабильно, об этом можно судить по волатильности облигаций, их умеренной доходности, объемам торгов, рейтингам международных агентств.

В структуре государственных  ценных бумаг обычно наибольший вес  имеют среднесрочные и долгосрочные облигации. Его тенденцией тоже является стремление государства увеличивать  долю все более долгосрочных облигаций  по сравнению с краткосрочными облигационными займами. Государство заинтересовано и ликвидности ценных бумаг, поэтому  все чаще на российском рынке выпускаются  долгосрочные ОФЗ.

 

 

 

Сущность муниципальных  ценных бумаг

Муниципальные ценные бумаги - это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной  власти в случае дефицита местного бюджета или на инвестиционные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

МЦБ - это ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования. Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации Федеральный  закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг» (по состоянию на 01.11.2008 г. в ред. ФЗ №90-ФЗ от 18.07.2005)

Местные органы власти могут  привлекать дополнительные финансовые средства, в принципе, на любые цели, которые можно сгруппировать следующим образом:                                                                                                               - покрытие временного дефицита регионального бюджета;                                            - финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных вложений крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек) и объектов местной инфраструктуры (дорог, мостов, водопроводных сетей);                                                                                    - финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются в течение нескольких лет за счет получаемой от них прибыли;                                                            - финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции жилья, как правило, на основе их самоокупаемости, то есть затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилого фонда.                                          

У местных государственных  органов существуют две формы займов:                                 - выпуск МЦБ;                                                                                                                        - ссуды.

МЦБ обычно выпускаются в  виде облигаций, реже векселей. Так  как согласно Федеральному закону «О переводном и простом векселе», государственные  органы власти всех уровней имеют  право выпуска векселя только в случаях, предусмотренных Федеральным  законом, что, по сути, означает невозможность  выпуска векселей муниципальными органами власти.

При выборе формы займа  решающее значение имеет, с одной  стороны, его стоимость, то есть плата, которую орган власти должен заплатить  за привлекаемые ресурсы, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке  капиталов. В мировой практике выпуск МЦБ является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится  дешевле, чем брать ссуду в  коммерческих банках, за счет предоставленных  по этим ценным бумагам налоговых  льгот.

МЦБ обычно имеют статус государственных ценных бумаг с  точки зрения вопросов налогообложения  для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии  и обращения. Основными покупателями МЦБ выступают местное население, коммерческие банки, страховые и  пенсионные фонды, другие организации  и предприятия. Приобретение МЦБ  оказывается привлекательным для  инвесторов по двум основным причинам:                              · более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;                                                                                       · надежность этих ценных бумаг по сравнению с ценными бумагами акционерных обществ или банков.

Информация о работе Виды государственных и муниципальных ценных бумаг