Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 21:20, курсовая работа
Целью исследования выступает анализ непосредственно сущности и значения внебюджетных фондов в системе государственных финансов Российской Федерации, а также специфика формирования их доходной части.
Инструментами по достижению поставленной цели выступают следующие задачи:
1. Определение понятия, классификации и социально-экономической сущности внебюджетных фондов в РФ;
2. Анализ общего порядка функционирования и определение правового статуса государственных внебюджетных фондов;
Введение
1. Теоретические основы и значение внебюджетных фондов
1.1. Понятие, классификация и социально-экономическая сущность внебюджетных фондов в РФ
1.2. Общий порядок функционирования и правовой статус государственных внебюджетных фондов
2. Формирование доходов внебюджетных фондов
2.1. Источники формирования доходов внебюджетных фондов в России. Роль страховых взносов в формировании доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов
2.2. Совершенствование правового регулирования и формирования доходов внебюджетных фондов в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Стоит еще раз отметить, что до 2001 г. существовал также Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН), однако он был упразднен.
Итак, доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.23
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
· выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
· формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей.24
Необходимо отметить, что объем, состав источников формирования и направления расходования внебюджетных фондов предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются.
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
• обязательные платежи, установленные законодательством РФ, решениями местных органов власти;
• добровольные взносы физических и юридических лиц;
• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами - юридическими лицами;
• другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
Наличие разнообразных источников образования внебюджетных фондов обуславливает возможность различных форм взаимодействия внебюджетных фондов с бюджетом. Во-первых, финансирование фондов только из бюджета в виде субсидий и займов и, наоборот, финансирование бюджета из фондов в виде займов. Во-вторых, средства в фонды могут поступать из нескольких звеньев финансовой системы: из бюджета на безвозвратной и возвратной основе, от предприятий и граждан в виде налогов и сборов, а также из других внебюджетных фондов. Возможны и встречные денежные потоки из внебюджетных фондов в адрес других участников финансовых отношений25.
Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.
В Приложении 1 автором курсовой работы наглядно представлено исполнение консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ непосредственно по доходам, выраженное в млрд.руб. (приведено фактическое исполнение на 01.10.2014).
Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод - это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.
Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. 26
В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Необходимо определить, что любой внебюджетный фонд как фонд денежных средств имеет определенные количественные параметры, определяющие его объем доходов и расходов, которые отражаются в бюджетах соответствующего внебюджетного фонда. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период27. В законе о бюджете внебюджетного фонда утверждаются общий объем доходов, их состав и структура, направления расходования средств. В настоящее время доходы и расходы внебюджетных фондов разрабатываются и отражаются в законах об их бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Для управления средствами государственных внебюджетных фондов созданы одноименные организации, являющиеся финансово-кредитными учреждениями, деятельность которых регулируется утвержденными положениями (или уставами), в которых определяются задачи и функции этих организаций по управлению средствами фондов. Для понимания этого вопроса необходимо знать, что под одним и тем же термином понимается и государственный внебюджетный фонд (как фонд денежных средств) и организация, на которую возложены функции управления его средствами28.
Ниже автором курсовой работы будет отмечена значительная роль страховых взносов в формировании доходов внебюджетных фондов Российской Федерации в качестве непосредственно неналоговых источников.
Каждый из источников формирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов имеют строго целевое назначение.
По мнению автора, следует обозначить отличия налогов от страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Итак, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды отличаются от налогов следующими признаками:
а) если при уплате страховых взносов выгодоприобреталем выступает физическое лицо, то при уплате налогов выгодоприобреталем является государство как публично-правовое образование;
б) уплата налогов характеризуются двуединым субъектным составом (налоговый орган - налогоплательщик).29 Налоговый агент во внимание не принимается, поскольку он исчисляет и удерживает сумму подлежащего уплате налога из доходов налогоплательщика, а не собственных. Дня всех видов страховых взносов: пенсионных, от несчастных случаев на производстве, а также медицинских, характерен триединый субъектный состав (страховщик страхователь - застрахованное лицо);
в) целью уплаты налогов является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований, у страховых взносов цель сводится к материальной гарантии социального обеспечения;
г) налоги, образуют обезличенную массу денежных средств, расходуемую на нужды государства, страховые взносы не обезличиваются ввиду уплаты за каждое физическое лицо;
д) налоги по характеру индивидуально безвозмездны, страховые взносы отличаются своей возмездностью;
е) налоги подлежат зачислению во все бюджеты бюджетной системы РФ, а страховые взносы - исключительно в бюджет государственных внебюджетных фондов;
ж) основной функцией налогов является фискальная, у страховых взносов основная функция - обеспечительная30.
Таблица 1. Страховые взносы в сфере формирования бюджетов внебюджетных фондов РФ.
Однако с 2011 года поступления налоговых платежей в бюджеты государственных внебюджетных фондов не предусмотрены, поэтому доходы их бюджетов теперь формируются только за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.31
Автором в данной курсовой работе в Таблице 1. представлена роль страховых взносов в формировании бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Основным источником неналоговых доходов бюджетов федеральных фондов являются страховые взносы, а безвозмездных поступлений –межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
Зачисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование как работающих, так и неработающих граждан с 2012 года в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования не предусмотрено, поэтому основным источником формирования их бюджетов в настоящее время являются межбюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Страховые взносы образуют особую систему государственных доходов, совершенно отличную от налогов, неналоговых доходов и прочих поступлений по своей социально-правовой природе, формированию, распределению и использованию.32
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды, являются составляющими бюджетов Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.33
В следующе главе предметом исследования автора данной курсовой работы является проблематика совершенствования правового регулирования и формирования доходов внебюджетных фондов на современном этапе в Российской Федерации.
2.2. Совершенствование правового регулирования и формирования доходов внебюджетных фондов в Российской Федерации
Итак, правовой статус государственных внебюджетных фондов в настоящее время имеет многоаспектный характер. С одной стороны, фонды выступают в качестве уполномоченных органов государственного управления публичными финансовыми средствами по заданию публичного субъекта, осуществляя выплаты и контроль за ними, в большинстве случаев за счет межбюджетных трансфертов. С другой стороны - фонды представляют собой самостоятельные юридические лица, являющиеся публичными страховщиками по обязательному социальному страхованию, участвующие в гражданском обороте и осуществляющие финансирование страховых выплат при наступлении страховых случаев в рамках социально-правовых или гражданско-правовых отношений. С третьей стороны – фонды в процессе инвестирования своих финансовых средств вступают в гражданско-правовые отношения с различными субъектами (депозитарием, банками, управляющими компаниями и др.). 34
Правовой режим финансовых средств ГВФ (государственных внебюджетных фондов) обладает значительными отличительными свойствами, включая законодательно установленную невозможность их изъятия, обусловленными их исключительно целевой направленностью на обеспечение исполнения социальных обязательств публичного субъекта и самого фонда как публичного страховщика. Публичный субъект закрепляет за фондами финансовые средства на праве оперативного управления, чтобы иметь возможность управлять ими, а также вводить их в гражданский оборот и в отношения по социальному страхованию посредством деятельности фонда как публичного страховщика.
По мнению автора, в целях автономности системы социального страхования финансовые средства государственных внебюджетных фондов должны быть отделены от государственной казны.
Информация о работе Внебюджетные фонды. Формирование доходов внебюджетных фондов