Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 21:20, курсовая работа
Целью исследования выступает анализ непосредственно сущности и значения внебюджетных фондов в системе государственных финансов Российской Федерации, а также специфика формирования их доходной части.
Инструментами по достижению поставленной цели выступают следующие задачи:
1. Определение понятия, классификации и социально-экономической сущности внебюджетных фондов в РФ;
2. Анализ общего порядка функционирования и определение правового статуса государственных внебюджетных фондов;
Введение
1. Теоретические основы и значение внебюджетных фондов
1.1. Понятие, классификация и социально-экономическая сущность внебюджетных фондов в РФ
1.2. Общий порядок функционирования и правовой статус государственных внебюджетных фондов
2. Формирование доходов внебюджетных фондов
2.1. Источники формирования доходов внебюджетных фондов в России. Роль страховых взносов в формировании доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов
2.2. Совершенствование правового регулирования и формирования доходов внебюджетных фондов в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Бюджеты государственных внебюджетных фондов не образуют единую подсистему в рамках бюджетной системы, поскольку бюджет каждого фонда обеспечивает особый вид социального страхования, который объективно требует формирования своих особых механизмов финансирования страховых выплат. Подсистему бюджетов фондов можно рассматривать лишь применительно к Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования, средства которых объединены единым целевым предназначением.
Обосновано, что, несмотря на особые формы расходования средств бюджета каждого фонда, и особое целевое предназначение средств, в отношении всех бюджетов ГВФ возможно введение правового регулирования общих основ и принципов формирования, распределения и использования средств бюджетов ГВФ, поскольку бюджетам всех фондов присущи единые черты, в частности, сходная правовая природа доходов (в основном - обязательных страховых взносов и межбюджетных трансфертов); целевая направленность расходов, обусловленная характером страховых выплат; самостоятельное резервирование средств внутри бюджета; сходные источники финансирования дефицита бюджетов; осуществление инвестирования средств бюджета фонда и др. 35
Установлено, что применительно к бюджету каждого государственного внебюджетного фонда особым образом трансформируются существующие принципы бюджетной системы. Во-первых, не все принципы применимы к бюджетам фондов, во-вторых, ряд принципов имеют существенные особенности своего воплощения в функционировании фондов, обусловленные специфическим режимом их финансовых средств и построением системы управления этими средствами.
Применительно к бюджетам государственных внебюджетных фондов следует установить принцип организационной обособленности в составе бюджетной системы в отличие от принципа самостоятельности бюджетов, проистекающего из конституционной самостоятельности публично-правового образования. При этом организационная обособленность бюджетов ГВФ внутри бюджетной системы имеет как позитивный, так и негативный аспект. В частности, запрет на изъятие средств из бюджетов фондов является «негативным» аспектом составляющей указанного принципа обособленности бюджетов ГВФ. Однако указанный запрет обусловлен не посягательствами иного публичного субъекта на собственные средства другого государственного образования, а строго целевым предназначением финансовых средств ГВФ, которое и предопределяет их выделение и обособление внутри бюджетной системы. 36
Существующее правовое регулирование сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов требует значительного совершенствования в следующих направлениях: во-первых, установления базовых положений об управлении дефицитом (профицитом) бюджетов ГВФ, а также об управлении финансовыми резервами ГВФ; во-вторых, обеспечения баланса доходов и расходов внутри бюджета фонда по отдельным целевым направлениям и в связи с этим соответствующее определение дефицита (профицита) страховой части бюджета фонда без учета нестраховых межбюджетных трансфертов и производимых за их счет выплат; в-третьих, формирования и управления внутренним финансовым резервом бюджета фонда; в-четвертых, ограничения полномочий исполнительных органов фондов в отношении направлений использования дополнительно полученных доходов бюджетов фондов и средств их финансовых резервов.
Для решения проблем правового регулирования инвестирования временно свободных денежных средств фондов и средств их финансовых резервов предложено: во-первых, дать законодательное определение временно свободных денежных средств фондов; во-вторых, закрепить перечень возможных финансовых инструментов для их инвестирования; в-третьих, установить пределы полномочий органов управления фондов по принятию решений об инвестировании и порядок такого инвестирования, а также процедуру изъятия временно свободных средств из этого процесса в случае возникновения потребности в них для осуществления основного финансирования. Обязательные страховые взносы, поступающие в бюджеты государственных внебюджетных фондов, являются публичными платежами, для которых конституционной основой их установления являются положения Конституции РФ, провозглашающие Российскую Федерацию социальным государством. 37
Государство на нынешнем этапе реформы социального страхования не имеет экономической и социальной возможности придать полную и всеобъемлющую автономию системе обязательного социального страхования и поэтому сохраняет уплату обязательных страховых взносов как основную составляющую процесса формирования доходов бюджета государственного внебюджетного фонда, функционирующего в рамках бюджетной системы РФ.
На этапе обретения системой обязательного
социального страхования большей автономности
правовой характер обязательных страховых
взносов может измениться в направлении
приобретения ими признаков, характерных
для большинства обязательных страховых
платежей гражданско-правового характера.
Заключение
Данная курсовая работа была посвящена исследованию основополагающих аспектов функционирования государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации на современном этапе.
Помимо этого, особое внимание было уделено вопросу формирования доходов внебюджетных фондов, что в значительной мере увеличивает научную и практическую значимость курсовой работы
Глава 1 данной курсовой работы была посвящена анализу непосредственно теоретических основ и социально-экономической сущности внебюджетных фондов в финансовой системе РФ.
В процессе исследования было выяснено, что внебюджетные фонды — один из методов перераспределения национального дохода органов власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.
Смыслом создания государственных внебюджетных целевых фондов в начале 1990-х годов было совершенствование финансовой политики, создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики.
Следует особенно отметить тот факт, что бюджетный кодекс РФ состав государственных внебюджетных фондов трактует адресно-ограничительно, как фонды денежных средств, образуемых вне рамок бюджетов и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медпомощь. Статьей 144 БК РФ к ним (то есть к федеральным социальным внебюджетным фондам) отнесены только: 1) Пенсионный фонд Российской Федерации; 2) Фонд социального страхования Российской Федерации; 3) Фонды обязательного медицинского страхования.
В главе 2 данной курсовой работы автором было исследование формирование доходов внебюджетных фондов РФ, проанализирована также роль страховых взносов в данном процессе.
Было выяснено, что доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти.
Источниками формирования внебюджетных фондов являются: обязательные платежи, установленные законодательством РФ, решениями местных органов власти; добровольные взносы физических и юридических лиц; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами - юридическими лицами; другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.
Итак, завершая исследование внебюджетных
фондов и их роль в современной бюджетной
системе Российской Федерации, необходимо
подчеркнуть, что государственные внебюджетные
фонды обеспечивают защиту конституционных
социальных прав граждан в условиях
рыночной экономики.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
Авторские источники и специальная литература
Электронные ресурсы
Приложения
Приложение 1. Исполнение консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ по доходам, млрд.руб. (фактическое исполнение на 01.10.2014)
1 Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московская финансово-промышленная академия. – М., 2013. - 280 с.
2Внебюджетные
фонды РФ. Электронный ресурс. [Режим доступа]
http://forexaw.com/TERMs/
3 Парыгина, В.А. Бюджетная система РФ: Учеб. для вузов / В.А. Парыгина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 752 с.
4Внебюджетные
фонды РФ. Электронный ресурс. [Режим доступа]
http://forexaw.com/TERMs/
5 Батычко В.Т.. Финансовое право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. С.114
6 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 24.11.2014)
7 Батычко В.Т.. Финансовое право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. С.116-117
8 Батычко В.Т. Указ.соч. с.118
9 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 24.11.2014)
10 Там же
11
Внебюджетные фонды РФ. Электронный ресурс.
[Режим доступа] http://forexaw.com/TERMs/
12 Парыгина, В.А. Бюджетная система РФ: Учеб. для вузов / В.А. Парыгина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 752 с.
13 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 24.11.2014)
14
Внебюджетные фонды РФ. Электронный ресурс.
[Режим доступа] http://forexaw.com/TERMs/
15 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 24.11.2014)
16 Забарчук, С. Е. Актуальные вопросы правового регулирования финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов // Юридический мир, 2014, N 3, С. 48-53.
17 Забарчук С.Е. Указ.соч. с.54
18 Забарчук, С. Е. Актуальные вопросы правового регулирования финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов // Юридический мир, 2014, N 3, С. 48-53.
Информация о работе Внебюджетные фонды. Формирование доходов внебюджетных фондов