Афинское государство и право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Разложение родового строя и возникновение государства в Афинах относятся к концу архаической эпохи (IX – VIII вв. до н.э.). Классический анализ этого процесса изложен в труде Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». На рубеже VIII – VI вв. до н.э. в жизни племен, населяющих южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал свое место классовому обществу. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Афинское государство в VIII в. до н.э……………………...4
1.1. Реформы Тесея………………………………………………..4
1.2. Архонты и ареопаг…………………………………………...5
1.3. Законы Драконта……………………………………………..6
1.4. Реформы Солона……………………………………………...6
1.5. Тирания Писистрата………………………………………….9
1.6. Реформы Клисфена…………………………………………11
Глава 2. Афинское государство в V – IV вв. до н.э………………...14
2.1. Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э……16
Глава 3. Основные черты Афинского права………………………..22
3.1. Основные источники Афинского права…………………….22
3.2. Право собственности…………………………………………23
3.3. Обязательственное право…………………………………….25
3.4. Семейное и наследственное право…………………………..27
3.5. Уголовное право……………………………………………...30
3.6. Процессуальное право……………………………………….33
Заключение……………………………………………………………37
Список используемой литературы…………………………………..39

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (Афинское государство и право).doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

    В работе народного собрания могли  участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко  участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось, вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.

    Повестка  дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло  деятельность должностных лиц, обсуждало  продовольственное положение и  др. Главное собрание шестого месяца, кроме того, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных лиц. На трех других собраниях месяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, административные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки.

    Важным  средством, использовавшимся в целях  обеспечения стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его. точки зрения, являлись незаконными.

    Принятый  народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

    В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных  фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.

    Для ведения текущих дел Совет  был разделен на 10 комиссий (пританий) , состоящих из 50 представителей одной  филы. Комиссии по очереди выполняли  обязанности Совета, ежедневно избирая  по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания) . По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности.

    Гелиэя  была высшим судебным органом государства  и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных  фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.

    Гелиэя  была судом первой инстанции по делам  о государственных преступлениях  и о злоупотреблениях должностных  лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими  судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

    Таким образом, законодательный процесс  Древних Афин имел следующие стадии:

    а) внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной  инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;

    б) предварительное рассмотрение законопроекта  Сортом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;

    в) принятие законопроекта народным собранием;

    г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.

Важную  роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей —  выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность.

    Выборы  должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке — докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги) . После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.

    Главными  должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.

    Коллегия  стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа  женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков) . К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

    С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После  реформ Солона девять архонтов стали  избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко — при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым с расцветом Дэинской демократии сохранились лишь судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. Далее шел архонт-полемарх, утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами) . Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.

    Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Основные черты  Афинского права

3.1. Основные источники  Афинского права

    Основным  источником Афинского права в  период расцвета демократии был закон. Официальная теория связывала строгое соблюдение законов с самой сутью демократического правления. «Если в государстве будут соблюдаться законы, этим самым сохраняется и демократия», - писал один из политических деятелей Афин Эсхин.

    Помимо  многочисленных законов, принятых народным собранием, в Афинах существовали и более или менее систематизированные своды законов. К ним относятся законы Драконта, относящиеся к VII веку до н.э. Известны они своей непомерной жестокостью: укравшие овощи и плоды несли те же наказания, что и отцеубийцы, - смертную казнь.

    Вместе  с тем законы Драконта ограничивают кровную месть, установив, что ответственность за убийство не должна распространяться, как в прошлые времена, на род убийцы – отвечает сам виновный. Узаконивается практика примирения с убийцей и его родом с помощью выкупа.

    Законы  Драконта различают умышленное убийство и неумышленное, назначая за последнее не смерть, а изгнание (без конфискации имущества), т.е. такое же наказание, какое назначалось за причинение телесных повреждений. Законодатель освободил от ответственности убийцу, если его действия были вызваны самообороной. Подстрекатель был объявлен столь же ответственным, сколь и исполнитель.

    Что касается суровости наказаний, назначаемых  за кражу, то за этой суровостью скрывается исторически объяснимое стремление собственников оградить свое имущество от пережитков первобытного коллективизма. Законы Драконта не представляют в этом отношении исключения из общего правила.

    При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор Афинское право оставалось несистематизированным. Значительная часть его была, как и в прежние времена, неписаным обычаем. Производя суд, гелиэя могла создавать каждый раз новую норму, руководствуясь убеждением.

    Законы  фиксировались на деревянных досках или на камнях, доступных лицезрению каждого.

    К сожалению, ни законы Драконта, ни законы Солона до нас не дошли в подлиннике и целиком. Они известны по тем  сообщениям, которые содержаться  в произведениях древних авторов.

    Оставаясь в течение ряда столетий не кодифицированным, Афинское право страдало массой противоречий; формально действующим считались и такие законы, которые фактически давно перестали применяться. И, наоборот, многие новые отношения не были урегулированы правом. В силу этих обстоятельств верховный суд Афин – гелиэя – мог руководствоваться не только законами и обычаями страны, т.е. ее писаным и неписаным правом, но и убеждением, создавая норму права своим решением.

    Говоря  об обычае, имеются в виду те нормы  права, которые, будучи известны с древнейших времен, оказались по ряду причин не записанными. Многие из них носили сакральный, т.е. священный, характер и относились к делам культа, религиозным преступлениям, семейным отношениям и т.д. Дело в том, что свободы совести в Афинах не было. Несоблюдение религиозных правил и запретов строго карались.

    3.2. Право собственности

    Со  времен Солона, предоставившего гражданам  свободу завещания (вместо ранее  существующего права родового наследования), институт частной собственности в том виде, в котором он существовал в рабовладельческом обществе, получает в Афинах полное развитие. Собственник имущества имел безусловное право распоряжения своей землей, скотом, робами, орудиями труда и другими вещами во всех дозволенных законом формах. Широкое развитие денежных отношений позволяло накоплять огромные состояния.

    О прежней эпохе, когда частной собственности еще не существовало, напоминают только названия земельных участков (ибо клерос, как они назывались, означало в точном значении – жребий, то, что получено от общины по жребию) да еще обычай литургий. Последний заключается в обязанности богатого гражданина устраивать на собственный счет празднества, шествия, театральные представления и пр.

    В этом обычае нельзя не видеть своеобразного  выкупа, который разбогатевший член общества должен был платить за» свое право владеть большим достоянием, чем другие, за право не равенства имуществ. Литургии налагались в соответствии с имущественным положением лица, ибо одни из них требовали больших, другие меньших расходов. Обязанное лицо могло переложить литургию на другого, которого оно считало более богатым, а если тот отказывался,- предложить ему обменяться имуществом.

    В зависимости от имущественного положения  определялись и суммы прямого налога, падавшие на граждан. В этом случае каждый гражданин должен был заявить под страхом ответственности за ложное показание о составе своего имущества.

    Весьма  возможно, что характер афинского  обложения был причиной юридически санкционированного деления собственности на две категории: видимой и невидимой. К первой относилось то, что было доступно обозрению соседей: дом, поле, скот, раба и т.п.; к невидимой собственности причислялись главным образом деньги, которые было возможно запрятать, держать у родственников, отдать в займы т.д.

Информация о работе Афинское государство и право