Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:11, курсовая работа
Разложение родового строя и возникновение государства в Афинах относятся к концу архаической эпохи (IX – VIII вв. до н.э.). Классический анализ этого процесса изложен в труде Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». На рубеже VIII – VI вв. до н.э. в жизни племен, населяющих южную часть Балканского полуострова, произошли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал свое место классовому обществу. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции.
Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Афинское государство в VIII в. до н.э……………………...4
1.1. Реформы Тесея………………………………………………..4
1.2. Архонты и ареопаг…………………………………………...5
1.3. Законы Драконта……………………………………………..6
1.4. Реформы Солона……………………………………………...6
1.5. Тирания Писистрата………………………………………….9
1.6. Реформы Клисфена…………………………………………11
Глава 2. Афинское государство в V – IV вв. до н.э………………...14
2.1. Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э……16
Глава 3. Основные черты Афинского права………………………..22
3.1. Основные источники Афинского права…………………….22
3.2. Право собственности…………………………………………23
3.3. Обязательственное право…………………………………….25
3.4. Семейное и наследственное право…………………………..27
3.5. Уголовное право……………………………………………...30
3.6. Процессуальное право……………………………………….33
Заключение……………………………………………………………37
Список используемой литературы…………………………………..39
Особую группу составляли воинские преступления и прежде всего дезертирство, трусость и уклонение от воинской повинности. Суд над такими преступниками осуществлялся соратниками виновного лица, а председателем суда был стратег. Особый вид воинского преступления составлял незаконный, без предварительной проверки кандидата в совете 500, переход из пехоты в кавалерию, где служить было и легче и менее опасно, чем в пехоте. Эти преступления влекли за собой различные наказания – от лишения гражданских прав и штрафа до смертной казни.
Помимо различия умышленных и не осторожных преступлений, афинскому уголовному праву были известны такие понятия, как покушение и приготовление, подстрекательство, соучастие. Принимались во внимание смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.
Наказуемым было и недоносительство, например, в делах о краже государственного и частного имущества.
3.6. Процессуальное право
Рассмотрению
дела в афинском суде предшествовало
предварительное расследование, осуществлявшееся
по определенным правилам. В делах
о государственных
В
ходе следствия обеим сторонам –
обвинителя и обвиняемому –
Основным моментом судебного следствия были речи обвинителя и обвиняемого. При том недоверии к свидетельским показаниям, которое было свойственно афинскому суду, и общей недооценки их значения огромную роль приобрела система логических умозаключений, умение сторон воздействовать на судей своим поведением, демонстрацией искренности и пр. составить судебную речь было не просто.
Адвокатуры в нашем понимании в Афинах не было. Более того, следовало тщательно скрывать помощь квалифицированного лица в составлении обвинительной или защитительной речи. Однако эта помощь была неизбежной, и стороны, прибегая к ней, скрывали ее заучиванием написанной им речи наизусть.
Речи писались с учетом образованности и социального положения лица. От судебной речи требовалось, чтобы она была проста, безыскусственна, лишена ненужных украшений, насыщена фактами и умозаключениями.
От оратора требовалось знание закона; по ходу речи он обыкновенно, когда считал это нужным, прерывал себя и, подавая секретарю соответствующий текст, говорил: «Прочти закон». Как обвинитель, так и защитник получали одинаковое время для своих речей, которое фиксировалось водяными часами. Считалось, однако, особым достоинством, равно как и признаком правоты и искренности, закончить речь ранее срока предоставить противной стороне неиспользованную часть регламента. Каждой из сторон давали возможность выступать два раза.
Если та или другая сторона чувствовала себя неспособной произнести речь, то ограничивалась кратким словом, предоставляя произнесение основной речи избранному ею представителю (им был ближайший родственник или друг). Иногда представителей было несколько. Чтобы не возникло подозрения, что они наняты за деньги, представители («сияегоры») начинали обыкновенно с того, что заявляли о своей вражде к противнику или о дружбе к лицу, представителями которого они являются. О вражде и желании мести как мотиве возбуждения иска говорил и обвинитель, и это утверждение, которое было бы не на пользы говорившему в современном суде, считалось естественным в суде афинском, поскольку не были изжиты представления о кровной мести и взаимопомощи родственников как священных обязанностях гражданина.
По
окончании судебного
Оправдание, помимо той чести, которую оно приносило, позволяло оправданному возбудить иск против ложного доносчика, которому это грозило денежным штрафом, лишением гражданских прав, а инода и смертной казнью.
Афинские судьи имели значительную свободу в определении того, что является преступным и непреступным, т.е. при вынесении вердикта о виновности, при оценке представленных доказательств и, поскольку по целому ряду дел не было установлено точно определенных наказаний, - в выборе последних.
Весьма часто постановляемое судьями решение основывалось не столько на праве, сколько на политических соображениях, на репутации тех или иных лиц. Стороны по обыкновению приводили в суд своих родных, чтобы разжалобить судей их мольбами и слезами.
Особой
торжественностью и суровостью отличался
судебный процесс в ареопага. По
некоторым предположениям, он происходил
ночью, чтобы судьи не видели лиц
и были тем более нелицеприятны (походя
на богиню правосудия – Фемиду, которую
рисовали с завязанными глазами). Присяга
свидетелей и сторон была в ходу и в других
судилищах, но здесь она отличалась особой
торжественностью; стоя на освященных
внутренностях животных, стороны клялись,
что будут говорить правду, навлекая в
противном случае гнев богов на себя и
своих родных. Камень, на котором стоял
обвинитель, назывался камнем непрощения,
камень обвиняемого – камень обиды. Приговор
постановлялся на третий день, за это время
обвиняемый мог – по закону – избавить
себя от наказания добровольным удалением
из Афин.
Заключение
В данной работе был рассмотрен процесс эволюции социальных отношений и правовой системы Древних Афин, а также причины возникновения в них первой демократии. Первым шагом к этому стало колонизация и вовремя проведенные эффективные реформы разных правителей. Созданный афинянами строй оказался довольно жизнеспособным и, хотя имел свои определенные недостатки, в частности неспособность функционировать в чрезвычайных ситуациях.
Влияние Афин сказалось не только в политической сфере. За достижения в области мореходства, торговли и ремесла последовало повышение уровня культуры. Человек овладел искусством политически выражать свои мысли, и появляется литература.
Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое резко возросло к концу V в. до н.э. Наряду с процветанием небольшой группы крупных (по масштабам Афин) землевладельцев и торгово-ремесленных богачей значительно ухудшилось положение основной массы граждан — мелких земледельцев, ремесленников и люмпенов. Выросли противоречия и между афинянами и ограниченными в правах метеками. Все это привело афинскую демократию к острому кризису.
Кризисная
ситуация резко обострилась в
результате начавшейся в 431 году до н.э.
Пелопоннесской войны между Афинами и
фактически подвластными им государствами
Афинского морского союза, с одной стороны,
и Спартой, стоявшей во главе Пелопоннесского
союза. Поражение в войне, приведшее к
большим материальным и людским потерям,
распаду морского союза и, следовательно,
к утрате возможности пользоваться ресурсами
входивших в него государств, имело своим
следствием олигархический переворот
крупных рабовладельцев, тяготившихся
демократическими порядками и особенно
возлагавшимися на них финансовыми обязанностями
по отношению к бедноте и государству.
Правда, вскоре демократия была восстановлена,
но после капитуляции Афин в войне в 404
году до н.э. последовал новый олигархический
переворот. Его успех также оказался недолговременным.
Демократический строй был восстановлен,
но от былого величия Афин не осталось
и следа. Страна была разорена, государственная
казна опустела, торговля пришла в упадок,
морская гегемония ушла в прошлое. Крестьяне
разорялись, продавали свою землю и пополняли
ряды городской бедноты, не получавшей
достаточной помощи от государственной
казны. Недовольство охватило и богатых
рабовладельцев, вынужденных теперь только
из своих средств поддерживать свободную
бедноту — единственного; союзника перед
лицом угнетаемых рабов. Во II в. до н.э.
после вторжения римских легионов Афины,
как и вся Греция, превратились в одну
из провинций римской державы.
Список используемой литературы
Абдурахманова И.В., Орлова Н.Е. История государства и права зарубежных стран. – Москва – Ростов-на-Дону: «Март», 2-ое изд., 2003.
Галанза В.А. История государства и права зарубежных стран. – М.,1963.
Дьяконова Б.Н. История древнего мира. – М.,1982.
Колобова К.М. Возникновение и развитие Афинского государства. – Л.,1988.
Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов (биография Солона). – М.,1979.
Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 2-ое изд., 1977.
Фролов Э.Д. Греческие тираны. – Л., 1972.
Черниловский З.М. История рабовладельческого государства и права. Приложение (документы по истории рабовладельческого государства и права), /К.И. Батыр, В.А. Винников, Ю.В. Качановский/. – М., 2-е изд., 1960.
Черниловский З.М. Всемирная история государства и права. – М.: «Высшая школа», 2-е изд., 1983.
Энгельс
Ф. Происхождение семьи, частной
собственности и государства. –
М., 1949.