Анализ эффективности методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность внешнеэкономической деятельности государства;
2. Охарактеризовать принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
3. Выявить мировые тенденции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
4. Провести анализ внешнеэкономической деятельности РФ на современном этапе, выявить проблемы и направления совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью РФ

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы построения регулирования внешнеэкономической деятельности государства 6
1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности государства 8
1.2. Принципы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 10
1.3. Мировые тенденции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 14
Глава 2. Анализ эффективности методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ 17
2.1. Анализ внешнеэкономической деятельности РФ на современном этапе 17
2.2. Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ 26
2.3. Направления совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью РФ 28
Заключение 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 559.06 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы построения  регулирования внешнеэкономической  деятельности государства 6

1.1. Понятие  и сущность внешнеэкономической  деятельности     государства 8

1.2. Принципы  и методы государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности 10

1.3. Мировые  тенденции государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности 14

Глава 2. Анализ эффективности методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ 17

2.1. Анализ  внешнеэкономической деятельности  РФ на современном    этапе 17

2.2. Проблемы  государственного регулирования   внешнеэкономической деятельности  РФ 26

2.3. Направления  совершенствования государственного  регулирования внешнеэкономической  деятельностью РФ 28

Заключение 34

Список литературы 36

Приложение 1 39

Приложение 2 40

Приложение 3 42

 

Введение

В условиях рыночных отношений  по мере развития процесса интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором благосостояния населения. Формируется принципиально новая сфера предпринимательских отношений, направленная на освоение внешнего рынка, развитие и укрепление нормативно-правовой базы в сфере внешнеэкономических связей.

В настоящее время в  России действует весьма сложная  и пока недостаточно эффективная система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В связи с этим международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер хозяйственной деятельности. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли просто внешнюю торговлю и превратились в системную совокупность международных экономических отношений, в настоящее всемирное хозяйство.

Происходящие в нем  процессы затрагивают интересы всех государств мира.

К числу важнейших форм мировых экономических отношений относятся:

  • „ международная торговля товарами и услугами;
  • „ движение капиталов и зарубежных инвестиций;
  • „ миграция рабочей силы;
  • „ межгосударственная кооперация производства;
  • „ обмен в области науки и техники;
  • „ валютно-кредитные отношения.

Непрерывно возрастающие потоки перемещения товаров, рабочей силы, финансовых средств, технологий и информации через национальные границы ускоряют развитие и совершенствование всемирной инфраструктуры. Наряду с крайне важной системой — транспортной — все большее значение для развития мировой экономики приобретает сеть информационных коммуникаций. Степень причастности страны к каналам мировых сетей информационных коммуникаций стала во многом определять ее роль и место в международном разделении труда и во всемирном хозяйстве.1

В данной курсовой работе раскрываются сущность и основы организации внешнеэкономической деятельности в России, приводятся основные понятия и их толкование, раскрываются роль и значение законодательной базы государственного регулирования.

Цель курсовой работы –  анализ государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть понятие и сущность внешнеэкономической деятельности государства;
  2. Охарактеризовать принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  3. Выявить мировые тенденции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  4. Провести анализ внешнеэкономической деятельности РФ на современном этапе, выявить проблемы и направления совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью РФ

Объект исследования курсовой работы – внешнеэкономическая деятельность государства

Предмет исследования –  государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности РФ.

Теоретико-методологической основой при написании курсовой работы служили такие источники, как:  Арустамов Э.А., Борисова И.И., Оводенко А. А., Фетисов В. А., Маховикова Г.А., Ливенцев Н.Н. и др., ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", Федеральная служба статистики РФ (официальный сайт), ,различные статистические сборники и издания Министерств.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения. В основной части курсовой работы приведены таблицы, диаграммы и  графики, которые помогают более  точно исследовать изучаемую  тему. Список литературы представлен  различными источниками, всего их использовалось 20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы построения  регулирования внешнеэкономической деятельности государства

В современных условиях внешнеэкономическая  деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. В этих условиях особое значение приобретает государственное  регулирование внешнеэкономической  деятельности как совокупности мер  и институтов, способствующих осуществлению  внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными  партнерами. Изучение данной темы базируется на знании теоретических подходов к  исследованию регулирования внешнеэкономической деятельности. Существует множество теорий, затрагивающих различные аспекты регулирования внешнеэкономических отношений:

  1. Экономические учения меркантилистов. Т. Мэн, А. Монкретьен, Т. Манн,  Дж. Локк, У. Стаффорд, И. Т. Посошков, А. Л. Ордин-Нащокин и др. Они считали, что основные принципы государственного регулирования состоят в том, что количество золота и сокровищ любого рода выражают суть богатства страны.
  2. Теория абсолютных преимуществ А. Смит. Создал основы теории международной торговли, в соответствии, с которой страна должна экспортировать товары, цена которых ниже, чем в других странах, а импортировать в обмен из других стран те товары, где они дешевле.
  3. Теория сравнительных преимуществ, Д.Рикардо В основе международной специализации лежат факторы, обусловливающие разницу в количестве труда, необходимого для производства товара, прежде всего географические условия, а также разный уровень экономического развития стран.
  4. Теория международной торговли Э. Хекшер, Б. Олин,  
    Выдвинули концепцию «относительного изобилия одного из факторов производства», в которой предложили объяснение международной специализации
  5. Теорема о выравнивании цен на факторы производства П. Самуэльсон. Модификация теории внешней торговли на основе вышеназванной концепции: если в международном разделении труда страна богатая капиталом будет специализироваться на производстве капиталоемкого товара это приведет к росту спроса и цены на капитал
  6. Парадокс Леонтьева В. Леонтьев. Проводя эмпирические исследования, пришел к выводам, полностью противоречащим теории Хекшера-Олина: США богатые капиталом экспортировали трудоемкую продукцию, а импортировали капиталоемкую.
  7. Теория жизненного цикла продукции Р. Вернон. Анализируя послевоенную структуру внешней торговли США, выявил прямую зависимость между значимостью отрасли в экспорте и уровнем производимых в ней научно-исследовательских работ.
  8. М. Портер Обосновал, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с «естественными», а с «приобретенными» преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы.

Во внешнеэкономической  политике и практике государственного регулирования в разные периоды  использовались различные аспекты  вышеназванных теорий. В современных  условиях интернационализации хозяйственной  жизни экономика отдельных стран  все глубже втягивается в международное  разделение труда, что изменяет роль и цели национального внешнеэкономического регулирования. В этой связи особое значение приобретает совокупность форм и методов, используемых государством для регулирования своей внешнеэкономической  деятельности2.

    1. Понятие и сущность внешнеэкономической  деятельности государства

Понятие внешнеэкономической  деятельности государства включает в себя внешнеторговую деятельность, международное инвестиционное сотрудничество, производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции, а также некоторые другие виды деятельности.

Внешнеторговая деятельность определяется в российском законодательстве как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией  и результатами интеллектуальной деятельности.3

Цель регулирования деятельности внешней торговли - защита экономического суверенитета, экономической безопасности государства, стимуляции развития народного хозяйства и предоставления эффективной интеграции экономики страны в мировой экономике.

Управление ВЭД осуществляют:

1. Министерство промышленности и торговли.

Главная цель – реализация государственной программы в  области ВЭД, координация и регулирование  ВЭД российских предприятий, регулирование  валютно-кредитных отношений с  иностранными государствами, привлечение  иностранных инвестиций и их размещение на территории России. Данное министерство принимает участие в разработке прогноза внешнеторгового баланса  РФ, определяет объем поставок для  средств государственных нужд (совместно  с другими министерствами), определяет объем бюджетных средств, необходимых  для реализации заказа. Министерство участвует в контроле за деятельностью субъектов РФ в области ВЭД и ВЭС и обеспечивает выполнение обязательств России по заключенным международным договорам.

В системе министерства действует  ряд специализированных организаций: например, научно-исследовательский  конъюнктурный институт.

2. Федеральная таможенная служба (ФТС) – центральный правоохранительный орган в сфере ВЭД.

Основные функции:

• обеспечивает экономическую безопасность и защищает государственные интересы;

• ведет борьбу с контрабандой, нарушителями таможенного законодательства, обеспечивает соблюдение законодательства РФ;

• взимает таможенные сборы и платежи;

• осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление;

• ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру ВЭД (ТН ВЭД);

• обеспечивает выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела.

Система управления таможенным делом в РФ включает 3 уровня:

1. ФТС (внешний);

2. таможенные управления;

3. таможни и таможенные посты.4

Вывод: Внешнеэкономическая деятельность – это важнейший и жизненно необходимый вид экономических отношений государства. Глобализационные процессы способствуют все большей интеграции национальных экономик в общую мировую экономическую систему. Эти взаимоотношения приносят существенную пользу экономикам стран, но и нуждаются в эффективном регулировании, в первую очередь, со стороны государства.

    1. Принципы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

В современных условиях внешнеэкономическая  деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может  успешно развиваться без эффективной  системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в  мировое хозяйство. Каждой стране крайне важно реалистически оценить  свое нынешнее и возможно будущее  место в мировом сообществе с  учетом собственных интересов и  специфических целей развития. В  этих условиях особое значение приобретает  государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической  политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами.

Основные цели регулирования  внешнеэкономической деятельности:

1. Создание условий доступа российских предприятий на мировые рынки посредством оказания государственного, финансового и информационного содействия.

2. Защита национальных интересов и внутреннего рынка.

3. Создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношении с различными государствами.

4. Использование внешнеэкономической деятельности для ускорения создания в России рыночной экономики.

Госрегулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1. Единство внешнеэкономической и национальной политики.

2. Единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией.

3. Обеспечение равенства всех участников внешнеэкономической деятельности.

4. Единство таможенной территории РФ.

5. Приоритет экономических мер госрегулированию.

Информация о работе Анализ эффективности методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ