Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 15:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность внешнеэкономической деятельности государства;
2. Охарактеризовать принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
3. Выявить мировые тенденции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
4. Провести анализ внешнеэкономической деятельности РФ на современном этапе, выявить проблемы и направления совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью РФ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы построения регулирования внешнеэкономической деятельности государства 6
1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности государства 8
1.2. Принципы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 10
1.3. Мировые тенденции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности 14
Глава 2. Анализ эффективности методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ 17
2.1. Анализ внешнеэкономической деятельности РФ на современном этапе 17
2.2. Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ 26
2.3. Направления совершенствования государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью РФ 28
Заключение 34
Список литературы 36
6. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности.
7. Исключение необоснованного вмешательства в внешнеэкономической деятельности.
8. Разграничение прав и ответственности федерации и ее субъектов в области управления внешнеэкономической деятельности.
Методы регулирования
внешнеэкономической
Международные торговые договоры
определяют общие пути развития экономических
отношений между государствами,
устанавливают торгово-
1. Тарифное регулирование внешней торговли проводится на основе таможенных тарифов, которые по своему характеру относятся к экономическим регуляторам.
2. Нетарифные (административные) меры регулирования внешней торговли подразделяют на:
- Меры, направленные на прямое ограничение экспорта и импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства:
• лицензирование – система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров.
• квотирование - количественные или стоимостные ограничения экспорта и импорта, вводимые на определенный срок по отдельным товарам и услугам, странам и группам стран;
• антидемпинговые процедуры – судебные и административные разбирательства претензий, которые предъявляют национальные предприниматели к иностранным поставщикам.
• ценовые преференции – их устанавливают в законодательном порядке некоторые страны путем определения минимальной разницы в ценах, по которым товары и услуги импортера должны быть ниже цен национальных производителей.
- Меры, относящиеся к административным формальностям, действие которых ограничивает торговлю:
• таможенные формальности – в их основе лежит Таможенный кодекс (например. определяет условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенного права и проч.);
• технические процедуры – устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний (требование сертификации товаров);
• импортные процедуры – это правила проведения импортных операций при государственных закупках. С этой целью во многих странах покупатель должен провести международные торги для выяснения наиболее выгодного продавца;
• оперативное регулирование внешнеэкономической деятельности – регулирование, осуществляемое государственными органами. Государственные регулирующие органы могут приостановить операции участников внешнеэкономической деятельности в случае поставки недоброкачественной продукции, невыполнении обязательств, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта по завышенным ценам и проч.
3. Экономические методы государственного стимулирования экспортного производства и развития экспортного потенциала:
- Прямое государственное финансирование экспортеров. Осуществляется в виде доплат фирмам и компаниям дотаций из бюджета для устранения разницы между себестоимостью продукции и экспортными ценами для обеспечения получения прибыли. Такой метод используется в случае поставок крупных материалоемких товаров (судов, нефтяных буровых платформ и т.п.).
- Государственное финансирование НИОКР. Осуществляется в отношении наукоемких товаров, требующих значительных расходов на проведение НИОКР. Государственная помощь экспортеру обычно носит косвенный характер и заключается в финансировании разработок (до 30% необходимых средств), повышении процента амортизационных отчислений для используемого оборудования.
- Косвенное финансирование экспортеров. Производится через сеть частных банков, которым государство выдает специальные дотации на уменьшение кредитных ставок экспортерам. К косвенному финансированию можно отнести передачу экспортерам правительственных, в том числе и военных, заказов по стабильным и, как правило, высоким ценам.5
- Снижение налогов с экспортеров. Наиболее распространено прямое снижение налогов с компаний в зависимости от доли экспорта
- Кредитование экспортера. Кредитование бывает внутренним и внешним
- Страхование экспорта (внутренне и внешнее):
- Помощь государственным представительствам за границей, которые занимаются рекламой национальных товаров, поддержкой частных фирм и т.п. С помощью посольств, торговых миссий и представительств государственные службы получают коммерческую информацию, находят иностранных контрагентов.6
Вывод. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - одна из важнейших и самых сложных задач государства. Правильно организованная политика в области внешнеторговой деятельности - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны.
Прекращение конфронтации между наиболее влиятельными элементами мирового хозяйства, казалось бы, должно привести к установлению консенсуса между этими державами в вопросах поддержания стабильности мировой системы. Однако, встает вопрос о том, кого можно сейчас считать "великими державами". Если исходить из такого критерия "величия" или "мощи" государства как наличие у него достаточного количества определенных ресурсов, то вырисовывается картина многополярного мира; если исходить из другого критерия - способности оказывать воздействие на принятие решений по наиболее важным вопросам глобального экономического развития - то налицо монополярный мир, в котором доминируют США, хотя по многим экономическим показателям США явно не первые. Но в любом случае развитие мировой экономики и МЭО не будет происходить далее бесконфликтно. МЭО приобретают более созидательный характер, в том числе направленный на решение глобальных проблем, но тем не менее носящий конкурентную окраску, хотя бы потому, что конфликт является условием дальнейшего развития любой системы.7
Из вышеизложенного возникает целый ряд выводов относительно перспектив МЭО и факторов, воздействующих на процесс их развития.
Вывод. Цель регулирования деятельности внешней торговли - защита экономического суверенитета, экономической безопасности государства, стимуляции развития народного хозяйства и предоставления эффективной интеграции экономики страны в мировой экономике. Это важнейшее направление государственной политики любого государства.
Анализируя главные
Внешняя торговля традиционно играет важное и иногда важную роль, это особенно очевидно на современном этапе развития экономики России. Исследуя исторический опыт импорта и экспорта можно объяснить роль страны в мировом разделении труда. Торговля с другими странами основана на естественных сравнительных преимуществах. Для России эти преимущества проявлены в ее обширных природных ресурсах, кроме того, в России всегда была недорогая и компетентная рабочая сила и большой творчески и научный потенциал. Однако, исследуя эти возможности необходимо искать и новые преимущества должны, которые должны быть созданы.
До конца 16 века экспорт, главным образом, ориентировался с точки зрения сельского хозяйства, хотя в эпохе Петра Первого, поставки сырья и материалов за границей значительно возросли. Это было время, когда производство и промышленность в странах Западной Европы только развивалось, и главным экспортным сырьем было железо, сырье для тканей. Такая номенклатура составила приблизительно 40% от российского экспорта в Европу и в семнадцатом столетии. На заре Промышленной революции, когда молодые отрасли промышленности забирали капитал и рабочую силу от сельскохозяйственного сектора экономики, российский экспорт еще более утвердился в своем сельскохозяйственном направлении. В девятнадцатом веке продажи аграрных продуктов за границей составляли приблизительно 80% экспорта, доля зерна составляла приблизительно 40%. В результате Россия стала главным поставщиком зерна для Европы и заняла место в семерке крупнейших поставщиков мира.9
С развитием массового производства в Европе встала острая потребность в новых источниках энергии, и предложение было сделано Россией: в конце двадцатого века Россия обеспечивала половину добычи нефти в мире, не без участия иностранного капитала. Нужно отметить, что нефть была самым эффективным источником энергии тогда.
Так, история засвидетельствовала российскую специализацию на энергии и основных ресурсах в мировой торговле. Это стало очевидным, когда мир испытал эти два нефтяных кризиса, в которых Россия помогла преодолеть кризисы. В 1970 с 8% экспорта нефти и природного газа экспорт вырос до 31% к 1980 и достиг его пика - более чем 37%
Но основной проблемой внешней торговли России всегда было то, что экспортируется сырье, которое выгоднее было бы преобразовывать в конечные продукты, создавая добавленную стоимость.
Массовый экспорт зерна и сырья не приводил к технологическому переоборудованию этих отраслей, таким образом подрывая их производственные мощности. То же самое действительно для современной энергии и основных отраслей промышленности в Российской Федерации.10
Как неизбежное последствие глубокого экономического спада в течение 1990-ых в СССР, снижение производительности и качества производства, а также роста внутренних затрат привело к существенному ухудшению в количественных и качественных индикаторах участия страны в международном трудовом подразделении.
Во время 1984-1991, экспорт СССР уменьшился больше чем на одну треть. В 1991 имело место дальнейшее драматическое понижение экспорта; в течение того года экспорт понизился на 24%. Одной из особенностей мирового развития после распада биполярной системы международных отношений является интенсификация процессов международной региональной интеграции. В 2000-е годы внешнеполитическая стратегия РФ существенно изменилась. Россия отказалась от практики односторонних уступок, которую демонстрировала в предыдущее десятилетие. На первый план были четко и однозначно поставлены интересы России, которые и стали определять действия российской дипломатии. В основу внешней политики были положены выдвинутые Президентом доктрина национальной безопасности и доктрина информационной безопасности России.
Отношения с США и другими странами Запада Россия начала выстраивать на равноправных условиях. Постепенно она прекратила брать кредиты на Западе, а затем начала выплачивать долги – иногда даже досрочно. Это тоже помогло России вести независимую внешнюю политику. С решением долговой проблемы и чеченского вопроса Запад лишился серьезных рычагов для давления на Россию.