Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 05:22, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы сформулировать понятие и раскрыть основные черты антидемократического режима.
Задачи работы заключаются в том чтоб:
1. Определить понятие государственно-правового режима.
2. Рассмотреть особенности антидемократического государственно-правового режима.
3. Охарактеризовать разновидности антидемократических государственно-правовых режимов.
Введение ……………………………………………………………...с. 3-4.
1.Понятие государственно-правового режима..………………….с. 5-10.
2.Особенности антидемократического государственно-правового режима………………………………………………………......…с. 11-13.
3.Разновидности антидемократических государственно-правовых режимов……………………………………………………………с. 14-26.
Заключение………………………………………………………….….с. 27.
Список литературы………………………...…………………...….с. 28-29.
Говоря про
"Тоталитаризм (от лат. totalis - весь,
целый, полный) - один из видов
политических режимов,
Первые тоталитарные режимы были сформированы после Первой Мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.
Не следует рассматривать
В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.14
Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII - IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства над поведением и умонастроением граждан и т. п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа. 15
Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. В работе «Государство» содержится знаменитый проект «идеального общественного строя», основанного на принципах коллективной собственности правящих сословий. В его более поздних работах нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в "Государстве". Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти. Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны. Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема. Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И, тем не менее, как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.16
Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в. Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин "тоталитаризм" для характеристики итало-фашистского режима.
Западная концепция
После Первой Мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы. Этот далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.
Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и отличают все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и демократии. Наиболее важны следующие признаки:
Отдельные из приведенных
признаков того или другого тоталитарного
государственного режима сложились, как
уже отмечалось, еще в глубокой древности.
Но большинство их не могло окончательно
сформироваться в доиндустриальном обществе.
Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего
характера и в совокупности давали возможность
пришедшим к власти диктаторам в Италии
20-х годов, в Германии и Советском Союзе
30-х годов превращать политические режимы
власти в тоталитарные.
Существенные признаки тоталитаризма
выявляются при сравнении его с авторитарным
режимом. Не может служить достаточным
критерием однопартийность, поскольку
она встречается и при авторитаризме.
Суть различий, прежде всего, - в отношениях
государства с обществом. Если при авторитаризме
сохраняется определенная автономность
общества по отношению к государству,
то в условиях тоталитаризма она игнорируется,
отвергается. Государство стремится к
глобальному господству над всеми сферами
общественной жизни. Устраняется из социально-политической
жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются
социально-классовые барьеры. Власть претендует
представлять некий всеобщий «сверхинтерес»
населения, в котором исчезают, обезличиваются
социально-групповые, классовые, этнические,
профессиональные и региональные интересы.
Утверждается тотальное отчуждение индивида
от власти. Следовательно, тоталитаризм
принудительным образом снимает проблемы:
гражданское общество - государство, народ
- политическая власть. Государство полностью
идентифицирует себя с обществом, лишая
его своих социальных функций саморегуляции
и саморазвития. Отсюда особенности организации
тоталитарной системы государственной
власти:
Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций, тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии. 19
Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности. В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались. 20
Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо "возглавляет" блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении - тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.21 Специфическими чертами тоталитарного режима является:
Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применение пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой идеей», например, борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР, Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых гражда.22Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является
Жесткий централизованный контроль над экономикой - важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.
Милитаризация - также одна из основных
характеристик тоталитарного
Праворадикальные тоталитарные режимы
в Италии и Германии решали задачи
тотального контроля над экономикой
и другими сферами жизни
Государство при тоталитаризме как бы
берет на себя заботу о каждом члене общества.
Члены общества полагают, что обеспечивать
их, поддерживать, защищать во всех случаях
должно государство, особенно в сфере
здравоохранения, образования, в жилищной
сфере. Однако социальная цена за такой
способ осуществления власти со временем
все возрастает (войны, разрушение мотивации
к труду, принудительность, террор, демографические
и экологические потери, а также другие
проблемы), что приводит, в конечном счете,
к сознанию вредности тоталитарного режима,
необходимости его ликвидации. Тогда начинается
эволюция тоталитарного режима. Темпы
и формы этой эволюции (вплоть до разрушения)
зависят от социально-экономических сдвигов
и соответствующего этому возрастания
людей, политической борьбы, а также других
факторов.24
Информация о работе Антидемократические государственно – правовые режимы