Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа
Реализация антикоррупционной политики является одним из важнейших условий экономического роста, стабильности политической системы, повышения благосостояния населения страны. Коррупция, являясь проблемой общемирового масштаба, в той или иной степени проявляется во всех государствах.
Антикоррупционная политика в современном мире направлена на сохранение демократического строя, гарантию верховенства закона, соблюдение прав человека, а так же на повышаемость эффективности государственного управления.
Азиатская модель: коррупция - привычное и общественно приемлемое культурное и экономическое явление, связанное с функционированием государства.
Несмотря на масштабность коррупции в России, эта модель ей не грозит по ряду причин, среди которых не последней оказывается та, что гражданские свободы стали в России значимым фактором общественной и политической жизни.
Африканская модель: власть продается на «корню» группе основных экономических кланов, договорившихся между собой, и политическими средствами обеспечивает надежность их существования.
Переход к этой модели возможен при следующих условиях:
- политическая власть в стране остается неконсолидированной;
- финансово-бюрократические группы под давлением инстинкта самосохранения прекращают противостояние и договариваются;
- формируется олигархический консенсус между консолидированными финансово- бюрократическими группами и частью политической элиты.
Для страны это означало бы сворачивание демократии и использование демократических процедур в качестве камуфляжа; экономика окончательно примитивизируется, удовлетворяя только самые основные потребности населения во избежание социальных потрясений и обеспечивая интересы узкой олигархической группы.
Латиноамериканская модель: попустительство коррупции дает возможность теневым и криминализированным секторам экономики достигнуть могущества, соизмеримого с государственным. Спохватившаяся власть оказывается на десятилетия втянутой в жесткое прямое противостояние с мафией, образующее государство в государстве. Экономическое благополучие становится задачей не только недостижимой, но даже второстепенной на фоне других проблем. Постоянная политическая нестабильность увеличивает шансы установления диктатуры на волне борьбы с коррупцией, а вслед за этим возрастает вероятность перехода к африканской модели.
Многим странам, достаточно чистым в отношении коррупции, - они входят в первую десятку или двадцатку стран по рейтингу коррупционности, по-видимому, удалось создать эффективный механизм борьбы с этим явлением. К таким странам относятся (по увеличению рейтинга): Дания, Финляндия, Швеция, Новая Зеландия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Австралия, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Ирландия, Германия, Великобритания, Израиль, Австрия.
Гражданское общество создается людьми как определенная система экономических, политических, правовых, культурных и иных общественных отношений, самостоятельная по отношению к органам государственной власти. Эффективность таких общественных отношений зависит в первую очередь от степени свободы, ответственности и активности граждан, во-вторых, от развитости и эффективности рыночной экономики, и, наконец, от зрелости правовых и демократических институтов государства.
Государство является определенным способом организации общества. Оно не существует изолированно от окружающей его общественной среды. Поэтому именно от активности свободных, ответственных людей, их жизненной энергии, уровня гражданской, правовой, политической культуры и образования зависит построение правового, эффективного государства, в котором побеждена коррупция. Именно осознание людьми своей гражданственности является определяющим фактором в формировании общественного потенциала, необходимого для активной антикоррупционной деятельности.
Без отстаивания человеком своих личных прав и свобод, в частности, права на достойную жизнь, права на достоинство личности, права на свободу и личную неприкосновенность, невозможно формирование и развитие свободной, ответственной и созидательной личности. Без отстаивания человеком своих экономических прав, как то, права на частную собственность, права на свободу предпринимательской деятельности, на равенство прав конкуренции, невозможно становление малого и среднего бизнеса, формирование эффективной экономики, среднего класса – основы гражданского общества. Без отстаивания человеком своих прав на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, прав на получение информации, нельзя установить общественный контроль над деятельностью власти, который заставит государство исполнять законы и эффективно работать на общее благо.
По существу, процесс искоренения причин коррупции, то есть безответственности и неэффективности государства, неразвитости гражданского общества, теневого характера и сырьевой направленности экономики, наконец, несовершенного и взяткоемкого законодательства, начинается сегодня с каждого отдельного человека, его правового и гражданского самоопределения и самовыражения. Борьба с коррупцией есть ни что иное, как борьба граждан за свои права, за ответственную, честную и эффективную государственную власть, а в конечном итоге, за достойную, безопасную, благополучную жизнь.
Существуют способы организации эффективного взаимодействия со структурами гражданского общества (приложение №1).
Чтобы достичь целей, гражданское общество должно установить общественный контроль над деятельностью государственной власти. Общественный контроль – это подотчетность органов государственной власти и должностных лиц гражданам.
Важной формой общественного контроля над деятельностью государственной власти являются также парламентские расследования.
Парламентские расследования проводятся в условиях гласности. Все выводы и решения парламентских расследований публикуются в СМИ и размещаются на соответствующих сайтах в Интернете.
Серьезную роль в публичном контроле над деятельностью государственной власти могут играть политические партии.
Партии могут быть авангардом в антикоррупционной деятельности. Но, чтобы осуществлять эту деятельность по-настоящему, надо самим стать ответственными и прозрачными. «Недопустимо, когда цивилизованная политическая конкуренция подменяется корыстной борьбой за статусную ренту. Когда финансовая сторона деятельности политических партий по-прежнему скрыта от общественности, когда рынок избирательных технологий и лоббистских услуг ориентируется прежде всего на теневой сектор[5]».
Следовательно, чтобы прессинговать государственную власть за коррупцию, партии сами должны стать прозрачными, то есть открыть всю свою финансовую деятельность. Только в этом случае политические партии смогут по-настоящему участвовать в антикоррупционной деятельности. Как то: проводить парламентские расследования, вскрывающие коррупцию; подхватывать журналистские антикоррупционные расследования и поднимать их до уровня политического скандала и отставок должностных лиц; проводить парламентские слушания по антикоррупционным программам, организовывать широкие общественно-политические дискуссии по борьбе с коррупцией; осуществлять антикоррупционные экспертизы законопроектов и уже действующих правовых актов.
Важную роль в организации гражданского контроля над деятельностью государственной власти политические партии играют во время избирательных компаний. Именно в острой конкурентной борьбе на выборах, как правило, поднимается проблема коррупции власти. В настоящее время, когда роль партий в избирательном процессе возрастает, необходимо очистить сами выборы.
Свободные и честные выборы – основа ответственности, подконтрольности и эффективности власти. Только свободные и честные выборы могут сформировать подлинную власть народа, исходящую от народа и служащую ему.
Общественные организации могут использовать и такой серьезный инструмент в антикоррупционной деятельности, как публичное обсуждение законопроектов и важных государственных целевых программ.
Значительные возможности для антикоррупционной деятельности есть у гражданского общества на уровне местного самоуправления. Это сходы граждан, на которых могут быть приняты антикоррупционные решения, публичные антикоррупционные слушания, которые инициируются гражданами, собрания граждан по вопросам коррупции в системе местного самоуправления, обращения граждан в орган местного самоуправления по вскрытию фактов коррупции.
Таким образом, лишь сильное – правовое демократическое государство обеспечивает права и свободы своим гражданам. А сила современного государства, в эпоху информационного общества, зависит от свободных и ответственных граждан, контролирующих свое государство. Опираясь на эту диалектику, можно сделать следующие выводы. Правовая, демократическая, эффективная государственная власть – это подконтрольная власть. В свою очередь демократическое устройство общественной жизни невозможно также без контроля. Взаимный контроль государства и общества в современную информационную эпоху выступает условием ликвидации коррупции как системы общественных отношений.
ГлаваII.
Специфика антикоррупционной политики в современной России.
2.1. Национальная стратегия противодействия коррупции.
22 января 2008 года – антикоррупционное заявление кандидата в президенты РФ Д.Медведева. На втором Гражданском форуме будущий Президент заявил, что "сначала нужно принять федеральный закон, который бы определил понятие "коррупция" и пути борьбы с ней".
11 марта 2008 года – популистское заявление В.Путина: "Хорошо бы эту лапу отрубать, как было в средневековые времена. Стоит только начать, сразу лапа перестанет высовываться за соответствующей мздой".
19 мая 2008 года – президент Российской Федерации Дмитрий Медведев проводит совещание по вопросам противодействия коррупции. Президент заявил: "Надо что-то делать. Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную проблему и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ". С.Нарышкин сообщил: "Создается Совет по борьбе с коррупцией, который возглавит президент". Нарышкин также заявил, что "коррупция - не российское явление, коррупция существует везде". Председатель независимого Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов выразил надежду, что новый совет станет "первым реально действующим органом по борьбе с коррупцией в России".
31 июля 2008 года – Д.Медведевым утвержден Национальный план противодействия коррупции.
5 ноября 2008 года – Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию Российской Федерации назвал коррупцию "врагом №1".
25 декабря 2008 года – вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции".
4 декабря 2009 года - заявление В.Путина в прямом эфире о том, что борьба с коррупцией будет продолжена. В частности, премьер-министр сказал: "Знаете, я, конечно, часто слышу вопрос: эффективности маловато в борьбе с коррупцией. Да, маловато. Но все-таки результаты в борьбе с коррупцией есть. Если мы постоянно будем в эту точку долбить, будем работать в этом направлении, эффективность будет повышаться. И наоборот, если ничего не делать и ничего об этом не говорить, то будет только хуже".
14 апреля 2010 года – Д.Медведевым подписан указ "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы". Глава государства надеется, что благодаря реализации государственной антикоррупционной политики все-таки произойдет коренной перелом общественного сознания, что, как полагает Медведев, должно привести к формированию "атмосферы жёсткого неприятия коррупции".
Задачи по борьбе с коррупцией звучат в Посланиях Президента Российской Федерации в 2009 и в 2010 годах.
Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.
Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, и в соответствии с пунктом «1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010г. №460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, представляющая собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающая федеративное устройство Российской Федерации, охватывающая федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленная на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемая федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.
Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.
Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:
а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;
б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;